Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип свободного ассоциативного эксперимента






Ассоциативный эксперимент впервые был предложен С.Г. Юнгом. Свободный ассоциативный эксперимент – простейший психолингвистический прием, используемый для изучения семантики, т.к.

а) в ассоциациях некоторого слова с другими словами отражаются существенные черты значения слова;

б) реакция на слова и предметы, обозначаемые этими словами, не совпадают [Сахарный 1989: 90–111; Леонтьев 1996: 73–76; Залевская 2000: 105–107].

Суть ассоциативного эксперимента заключается в том, что испытуемым предъявляется какое-либо слово (стимул) и они должны как можно быстрее реагировать на него первым пришедшим в голову словом-реакцией. Количество реакций может варьироваться от одного до (чаще всего) пяти слов [Титова 1975: 56].

За основу берется следующее понимание терминов:

1) слово-стимул – любое слово, элемент лексической структуры языка, рождающий сеть ассоциаций;

2) слово-реакция (ассоциат на стимул, ассоциацию) – актуализируемая в сознании говорящего связь между словом-стимулом и другой словесной единицей и соотнесенным с ней явлением действительности или сознания;

3) ассоциации – это «некие более или менее долговременные единства, переживаемые как смыслы и представляющие собой соединения элементов опыта, соотносимых с внеязыковой реальностью, с единицами языка» [Чернейко, Долинский 1996: 32].

Ассоциативное поле имени – типы полей, для которых характерно «объединение вокруг слова-стимула определенных групп слов-ассоциатов» [ЛЭС 1990: 381].

Существует две разновидности ассоциативного эксперимента: свободный и направленный.

В свободном ассоциативном эксперименте реакция не ограничена, не задана ни инструкцией, ни контекстом. Испытуемый должен как можно быстрее приводить первые пришедшие ему на ум слова. Словами-реакциями могут быть не только отдельные слова, а также словосочетания, фразеологические обороты.

В направленном эксперименте испытуемый обязан подобрать слово в соответствии с инструкцией (например, дается задание прореагировать на слово-стимул синонимом). Таким образом, ассоциативная реакция направляется в определенное русло [Сахарный 1989: 94–97]. Эксперимент может проводится с группой или индивидуально.

Различаются:

1) письменно-письменный эксперимент;

2) письменно-устный;

3) устно-письменный;

4) устно-устный.

Вторая форма вышла из употребления, а первая – самая распространенная. Свободно-ассоциативный эксперимент может проводиться либо на одно слово, либо на список слов.

В последнее время исследователи всё чаще стали обращаться к определению содержания концепта с помощью методики ассоциативного эксперимента. «Для моделирования психологически адекватных представлений носителей русского языка данные ассоциации не менее показательны, чем определения толковых словарей и воспроизводимый текстами речевой узус» [Чернейко, Долинский 1996: 32].

Авторы считают, что между психологической основой ассоциаций и семантическими компонентами значений слова существует принципиальное сходство и генетическое родство. Ассоциации, полученные в ходе эксперимента, выводят на глубинные слои концепта. На основе выявления семантических групп ассоциатов строится ассоциативное поле концепта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.