Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психотерапевтических исследованиях






При разработке новых подходов к научным исследованиям в области арт-терапии можно использовать те модели, которые применяются в вербальной психотерапии. За последние де­сять лет произошел переход от крупномасштабных исследо­ваний в области психотерапии, ориентированных на изуче­ние ее конечных эффектов, к таким исследованиям, которые связаны с анализом единичных сессий и ограниченным чис­лом наиболее значимых эпизодов в процессе психотерапии. Подобные микроаналитические исследования ориентируют ученых на изучение тонких нюансов взаимодействия пациен­та и психотерапевта, их поведенческих проявлений в контек­сте психотерапевтических отношений, а также на углублен­ный анализ продуктивных и непродуктивныx форм их ком­муникации (Greeпberg & Piпsof, 1987; Rhodes & Greeпberg, 1994; Safraп & Митап, 1994). Изучение различных моментов, связан­ных с критическими изменениями в ходе психотерапевтиче­ского процесса, представляются наиболее многообещающими и могут увенчаться разработкой теорий, позволяющих объяс­нить эти изменения также как и совершенствованием подхо­дов к практической работе и подготовке специалистов. Анали­зируя моменты критических изменений в ходе психотерапии, исследователи должны учитывать роли и особенности поведе­ния каждого из ее участников, а также всех тех, кто вовлечен в исследования (Elliott & Morrow-Bradley, 1994), поскольку между позициями пациента, психотерапевта и наблюдателя (исследователя) существуют принципиальные различия.

Обычно ученые приравнивали интенсивные исследования небольшого числа случаев к изучению неконтролируемых кли­нических ситуаций. В настояще~ время появляются алътерна-


Болл Б. Интеграция научных исследований, теории и практики 37

тивные подходы к строгому интенсивному анализу психотера­певтического процесса. В этом контексте ученые пытаются использовать такие качественные методы исследований, кото­рые первоначально были разработаны в социологии, антропо­логии и образовании (Bogdan & Bik/en, 1982; Р/у, 1991; Linco/n & Guba, 1985). Подобные методы, применяемые ныне в пси­хотерапевтических исследованиях, подчеркивают значимость субъективного опыта участников психотерапевтического процесса и допустимость множества ракурсов его оценки. Они также позволяют поднять вопрос о значении различных дей­ствий участников психотерапевтического процесса и его интер­претаций, являющихся одним из его наиболее важных элемен­тов (Morrow-Brad/ey & Elliott, 1994; Rennie, 1992). Вниматель­ное наблюдение за всем происходящим в ходе психотерапии, вслушивание в высказывания и оценка невербальной экспрес­сии ее участников, а также систематический анализ наблюда­емых феноменов и их теоретическое обоснование, основанное на учете реального контекста психотерапии, отличают каче­ственные исследования. Именно подобные исследования слу­жат ныне разрешению методологических проблем современной психотерапевтической науки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.