Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды налоговых преступлений Уклонение от уплаты налогов. Критерии исчисления крупного размера неуплаченных налогов и сборов




С введением новых составов (ст.199.1 и ст.199.2) в УК РФ в настоящее время назрела необходимость провести классификацию налоговых преступлений. Однако в уголовной науке не выработано единого подхода к вопросу о том, какие составы объединяются понятием «налоговые преступления». В последнее время в уголовно – правовой литературе стало нередко использоваться понятие «преступление в сфере налогообложения», которое многими авторами рассматривается несколько шире, чем понятие «налоговые преступления».К преступлениям в сфере налогообложения В.Д. Ларичев относит деяния, предусмотренные ст.198, 199, а также ст.170 «Регистрация незаконных сделок с землей», ст. 171 «Незаконное предпринимательство», ст. 172 «Незаконная банковская деятельность», ст.173 «Лжепредпринимательство», ст.193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте».[2] И.И. Кучеров ограничивает число преступлений в сфере налогообложения пятью составами, предусмотренными ст.170, 173, 194, 198, 199 УК РФ. К налоговым преступлениям он относит исключительно деяния по ст.198 и 199 УК РФ.[3] Н.А. Лопашенко считает, что современное уголовное законодательство предусматривает четыре состава преступлений (ст.170, 194, 198, 199 УК РФ).[4]Многие исследователи рассматривают ст.194, 198, 199 УК РФ в пределах одной классификационной группы, которую определяют как преступления в сфере налогообложения.[5] Например, В.А.Егоров считает обязательным отнесением к налоговым преступлениям состав ст.194 УК РФ (Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации и физического лица). «В пользу такого решения этого вопроса свидетельствует то, что согласно ст. 13 Налогового кодекса РФ таможенная пошлина и таможенные сборы отнесены к федеральным налогам и сборам. Кроме того, в ст. 50 Бюджетного кодекса РФ таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи рассматриваются как вид налоговых доходов федерального бюджета. Согласно ст. ст. 30 и 34 Налогового кодекса РФ таможенные органы наделены полномочиями налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу».[6]Действительно, таможенная пошлина и таможенные сборы наряду с налогами входили в состав системы налогов и сборов РФ до 1 января 2005 года. В связи с изменениями в Налоговом кодексе РФ[7] рассматриваемые платежи были исключены из системы налогов и сборов, и теперь правовой режим таможенных платежей полностью регулируется таможенным законодательством[8]. Данные изменения в налоговом законодательстве опровергают утверждения В.А. Егорова в отношении ст.13 НК РФ.Нет сомнений, что между преступлениями в сфере налогообложения и таможенными преступлениями существует отличие. И, по мнению И.И. Кучерова, это отличие заключается, прежде всего, в их видовых объектах.Основной объект указанного ст. 194 УК РФ преступления — общественные отношения, регулирующие порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, составной частью которого является обязанность по уплате соответствующих таможенных платежей.[9]Видовой объект преступлений, предусмотренных ст.ст.198, 199 УК РФ, можно определить как совокупность охраняемых уголовным законом отношений по взиманию налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля. Это позволяет отграничить данные преступления от преступления, предусмотренного ст.194 УК РФ, поскольку видовым объектом таможенных преступлений являются отношения, связанные с деятельностью таможенных органов.[10]Ш.Я. Насрутдинова намеренно не включает в группу налоговых преступлений статью 194 УК РФ, т.к. главное отличие таможенных платежей от налогов состоит в относительно регулярном характере последних (периодической уплате в установленные сроки) на основании длительно существующих обстоятельств, предусматривающих уплату налога, в то время как таможенные платежи имеют преимущественно разовый характер и связаны с возникновением краткосрочных обязательств (перемещением товаров через таможенную границу). Налоговый и Таможенный кодексы демонстрируют принципиально разные подходы к сходным ситуациям и по разному определяет сферы прав и обязанностей налоговых и таможенных органов.[11]Как нам представляется, Верховный Суд РФ также занимает аналогичную позицию. Так, в постановлении Пленума от 4 июля 1997г. «О некоторых вопросах применения судами РФ уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов», давая разъяснения по применению уголовного законодательства, Верховный Суд РФ в качестве налоговых преступлений назвал только преступления, предусмотренные стст.198 и 199 УК РФ.[12]В связи с изложенным большинство авторов относит деяние, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 194 УК РФ, к группе таможенных преступлений.Из выше сказанного, с включением всех изменений в уголовном законодательстве, можно перечислить виды составов, которые относятся к преступлениям в сфере налогообложения, в данном случае это: 1) Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст.194); 2) Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст.198); 3) Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст.199); 4) Неисполнение обязанностей налогового агента (ст.199.1); Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст.199.2). А.П. Зрелов и М.В. Краснов считают, в уголовном законодательстве РФ в настоящее криминализировано три вида налоговых преступлений: 1) Уклонение от уплаты налоговых платежей (ст.194, 198, 199 УК РФ); 2) Нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст.199.1); 5) Воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей (ст.199.2).[13]Если же мы будем рассматривать «собственно налоговые преступления», то можно представить следующую классификацию налоговых преступлений: а) по субъекту посягательства: - преступление по нарушению налогового законодательства налогоплательщиком - физическим лицом (ст.198); - преступление по нарушению налогового законодательства налогоплательщиком – организацией (ст.199); - по нарушению налогового законодательства налоговым агентом (ст.199.1).б) по способу совершения налогового преступления: - уклонение от уплаты налогов и (или) сборов (ст.ст.198 и 199 УК); - неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов (ст. 199.1 УК); - сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст.199.2 УК).Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей. 2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.