Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сектантство и религиозное вольнодумство. Конец XVII–XVIII века.






Сектантство – неотъемлемая часть духовной жизни: Хлысты (божьи люди), Субботники, Скопцы (белые голуби). Хлысты - одно из старейших русских внецерковных религиозных течений (сект), экстатическая разновидность духовных христиан, возникшая в сер. XVII века среди православных крестьян. Самоназвание — «люди Божьи», «Христова вера». В современной религиоведческой литературе как равнозначные используются термины «хлысты» («хлыстовщина») и «христововеры» («христовщина»). Наименование «хлысты» происходит от встречавшегося в их среде обряда самобичевания или от видоизмененного слова «христы», так как официальные духовные лица считали неприличным в названии секты употреблять имя Иисуса Христа. В России имеются небольшие общины хлыстов в Тамбовской, Самарской и Оренбургской областях, на Северном Кавказе. В вопросе о происхождении хлыстов можно выделить следующие точки зрения. Во-первых, это представление о влиянии западно-европейских протестантских мистических сект и масонства. Во-вторых, гипотеза более раннего южного влияния болгарских богомилов, а через них ещё более древнего манихейства. В-третьих, взгляд на хлыстов как русское самобытное явление, генетически связанное со славянским язычеством и эзотеризмом. Наконец, в-четвёртых, это точка зрения также признающая самобытное происхождение хлыстов, но связывающая их с христианскими явлениями религиозной жизни XVII века: преимущественно, русской православной традицией исихазма с идеей «обожения» и радикальными толками старообрядчества. В 1699 году – Даниилом Филипповичем провозглашено новое учение (в него вселился Бог). Выделил символ веры – хлыст. 12 заповедей (ими заменил святое писание): 1. Я тот Бог, который пророками предсказан. 2. Нет и не ищите другого учения. 3. Храните заповеди. 4. Вина и пива не пейте. 4. Холостые не женитесь. 5. Женатые – живите с женами, как с сестрами. 6. Не ругайтесь. 7. На крестинах не веселиться. 8. Не воруйте. 9. Хлеб, соль водите, любовь творите. 10. Духу святому верьте. 11. На чем поставлено, на том и стойте. 12. Не в церкви, а в душе единение Бога с человеком, отсюда собрания проводили в домах (называются кораблями – путь к спасению). Во главе духовный вождь. У женщин особая роль. 1-й И.Х. – Иван Тимофеевич Суслов: в каждой общине свои правила, радения - богослужения: одевались в белые одежды, молились, глядя друг на друга, перебежки из угла в угол избы, на праздники закалывали маленького ребенка, причащались кровью (говорили так, а на самом деле – квас и хлеб). Отдельные общины хлыстов называются «кораблями». Они понимаются в качестве «внутренней», тайной церкви в отличие от «внешних» православных церквей. Эти корабли совершенно независимы друг от друга. Во главе каждого стоит «кормщик», называемый также Богом, Христом, пророком, апостолом и т.п. Каждый кормщик в своем корабле пользуется неограниченной властью и громадным уважением. Бывает ещё «кормщица», которая называется также «восприемницей», «пророчицей», «богородицей», «матушкой» и т.п. Один корабль – в Чудовом монастыре. Прокопий Данилович Лупкин (стрелец, участник походов на Азов) - середина 18 века – Андриан Петров: без слов предсказывал будущее. В 1732 году – выявили эту секту, схвачено 78 человек + монахи, суровое преследование, Анастасия (Богородица), монахи, Филарет были казнены (отрубили головы). Были у них и иконы: Филиппова, Суслова, Лупова. Из хлыстов выделились скопцы.

Скопцы («агнцы Божьи», «белые голуби») — последователи мистической секты христиан, возводящей операцию оскопления в степень богоугодного дела. Хотели достичь царства божьего путем оскорбления – самокастрации. Обоснование в Евангелии: «есть скопцы, которые сами себя оскопляли». Известно, что некоторые духовные лица на Руси в XII—XIII веках были скопцами. По мировоззрению близка к хлыстам (христоверам). Как секта в религиоведческом понимании возникла в XVIII веке, основателем считается беглый крепостной Кондратий Селиванов, покинувший секту хлыстов «богородицы» Акулины Ивановны, разочаровавшись в своих прежних религиозных убеждениях.

Общины скопцов считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления. В царской России скопцов ссылали в Сибирь. Несмотря на это, секта была довольно многочисленна: во второй половине XIX века скопцов насчитывалось около 6 тысяч, главным образом в Тамбовской, Курской, Орловской губерниях, в Сибири, где богатые скопческие общины покупали огромные территории у местного населения. Как отдельное общество, скопцы представляли собой довольно стройное целое, с правильно устроенными путями взаимоотношений и со значительными капиталами. Себя они гордо именовали «белыми голубями» (в отличие от «серых голубей» — хлыстов). Этимология самоназвания проста: «убелиться» на жаргоне скопцов означает оскопиться. Свои общины скопцы, как и хлысты, называли «кораблями». Несмотря на декларируемое скопцами равенство всех «братьев» и «сестер», «кормчий», стоящий во главе корабля, обладает огромной властью над прочими общинниками. Ему помогает «богородица». Скопцы отличались сильнейшим прозелитизмом. Существовало несколько основных способов вовлечения в секту новичков:

  • Оскопление малолетних родственников.
  • Экономическое закабаление.
  • Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления.
  • Соблазнение деньгами.
  • Пропаганда «чистоты», особенно эффективная среди юношества.

Обстоятельством, затрудняющим окончательное вступление в секту, являлось её ученье о необходимости оскопления, но и его скопцы подкрепляли аргументами, против которых было трудно устоять. Во-первых, тексты из Библии имеющие смысл, выгодный скопцам: кроме книг Св. Писания, скопцы и в книгах духовно-нравственного содержания, наиболее распространенных и уважаемых в народе, отыскивали выражения и целые фразы, говорящие об оскоплении. Во-вторых, физическому страданию от операции оскопления и преследованию со стороны правительства скопцы старались придать строго религиозный характер. Наконец, иногда делалось снисхождение, позволяющее отлагать принятие оскопления на неопределенное время или, по крайней мере, не обязывая к нему сразу же по вступлению в секту. В 1772 году – первая репрессивная мера против скопцов. Иконы с изображением Селиванова в Сосновке - прожил 112 лет, умер в Спасо-Ефимовом монастыре (Суздаль). Секты распались после Октябрьской революции.

Духоборцы середины 18 века. Духоборцы почти разорвали с христианством. Конец 60-х гг., основатель – Силуан Колесников. Порвали с радениями. Бог воплощается в избранных людях. Не отрицали Св. Писания, но главное – животные книги (от слова «жизнь»). Воспевали общечеловеческие ценности: труд, забота о семье, общность имущества, взаимная поддержка, укрощение плоти. Отвергали духовенство, монашество, храмы. Почитали духовные таинства, крест, существуют по сей день, нельзя носить оружие, служить в армии (повод для преследования).

Молоканы — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указа «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июля 1805 года. Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие. Опора в мещанских слоях. Городское, торгово-ремесленное. Основатель – Семен Уклеин. Библия – основа учения. Молокане отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии. Они:

  1. признают поклонение Богу только в духе и истине (Иоан.4: 23),
  2. не признавая видимых икон, считают человека Божьей иконой (сотворенным по образу Божьему),
  3. не признают святых,
  4. не имеют церковной иерархии, клира,
  5. не употребляют в пищу свинину, спиртное, не курят.
  6. не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения.

Субботники — распространенное официальное название последователей христианских или околохристианских вероучений, соблюдающих субботу (подобно иудеям). В их числе: всемирная Церковь адвентистов седьмого дня. Термин «субботники» не относится к иудеям. Воспроизведение иудаизма на русской почве. Широкое распространение: Белоруссия, Украина. Назывались при Петре: «брынская вера», не ели зайчатину, обрезание, вызов официальной церкви. В конце XVIII века в России зародилось религиозное движение «субботников», отличительным характером которого было соблюдение субботы. Начало распространения этого движения в России относится к царствованию Екатерины II. До конца 1820-х годов субботники сосредоточивались преимущественно в губерниях Воронежской, Орловской, Московской, Тульской, Саратовской. После правительственных мероприятий 1806, 1825 (когда был издан указ синода «о мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников» — П. С. 3. т. XL, № 30436а) и 1826 гг. субботники, открыто признававшие свою принадлежность к этому религиозному движению, были выселены в предгорья Кавказа, в Закавказье и в Иркутскую, Тобольскую, Енисейскую губернии Сибири. На прежних местах жительства осталось, однако, немало «скрытых» субботников. Точно определить число субботников в Европейской России и Сибири невозможно; больше их на окраинах, но ни в одном пункте не насчитывалось их в те годы более 2500. Не установлено вполне и исповедуемое ими учение, тем более что оно разнится в различных губерниях. Первые официальные данные об их учении (в синодском указе 1825 г. и в сообщении архимандрита Григория) весьма неопределенны. По словам указа, «существо секты не представляет полного тождества с еврейской верой», хотя она и признает обрезание, устанавливает празднование субботы, допускает произвольные браки. По сообщению архимандрита Григория, московские субботники не производят обрезания, но вообще держатся чисто еврейских догматов. По позднейшим исследованиям, в одних местах субботники соблюдали обряды по закону Моисееву, но не признавали Талмуда, и молитвы читали на русском и церковно-славянском языках; в других (например, в Пятигорске и Иркутской губ.) носили русскую одежду и вообще придерживались русских обычаев. Одни субботники вовсе не признавали Иисуса как Христа и ждали пришествия Мессии, Мошиаха, Христа, как царя земного; другие считали Иисуса святым человеком, пророком и смеялись над ожидавшими пришествия царя земного. Одни вовсе не признавали Евангелие, другие только ставили его ниже Ветхого Завета. Общих признаков учения субботников можно установить очень немного: это —обрезание, признание Божества в одном лице, то есть непризнание Троицы, высший авторитет Ветхого Завета и празднование субботы, отрицание икон, клира. Все почти единогласно, и частные, и официальные исследователи, сообщают, что субботники трудолюбивы, грамотны и беспрекословно исполняют требования начальства, и что в их среде не замечается пьянства, разврата и нищеты.

Религиозное вольнодумство. Дмитрий Евдокимович Тверитинов (на самом деле Дерюжкин, просто пришел из Твери) самостоятельно изучил латынь, делал выписки из Библии, собственное освещение святых писаний: нельзя почитать иконы, крест («древо бездушное»), как бы ты ни верил, все равно найдешь путь к спасению. Он вел дискуссии в славяно-греко-латинской академии, однако в 1713 году – кружок разгромили. Григорий Васильевич Талицкий - книгопреписчик. Петр I – антихрист, следовательно, не надо платить налогов, в армию идти и т.д. Пытался издать свою брошюру, в конце концов, его схватили и закоптили.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.