Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие конституционного кризиса






С осени 1993 г. конституционный кризис вошел в новую фазу. И законодательная, и исполнительная власть имели свой проект Конституции и свое представление о способе ее принятия. Дос­тижение согласия стало невозможным, обе ветви власти все чаще апеллировали к народу, а паралич власти усиливался.

21 сентября Президент подписал Указ о поэтапной конститу­ционной реформе в Российской Федерации, который, не прекра­щая действия Конституции в части, не противоречащей Указу, прерывал осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов и Верховного

1 См.: Конституционное совещание. Стенограммы, материалы, доку­менты. М., 1995.

Совета. При этом отмечалось, что «безопасность России и ее на­родов — более высокая ценность, нежели формальное следова­ние противоречивым нормам, созданным законодательной вет­вью власти». Полномочия народных депутатов прекращались.

Указ временно, до принятия Конституции, вводил в действие Положение о федеральных органах власти на переходный пери­од, подготовленное на основе проекта Конституции, одобренно­го Конституционным совещанием 12 июля 1993 г. В действие также вводилось Положение о выборах депутатов Государствен­ной Думы, разработанное народными депутатами и Конституци­онным совещанием. Выборы в Государственную Думу были на­значены на 11 — 12 декабря. Приостанавливалась деятельность Конституционного Суда. По существу, временно вводилось пре­зидентское правление.

Конституционный кризис немедленно перерос в конституци­онную войну. В тот же день Президиум Верховного Совета, ссы­лаясь на ст. 1216 Конституции, объявил о немедленном прекра­щении полномочий Президента РФ Б. Н. Ельцина, полномочия Президента были переданы вице-президенту А. В. Руцкому. Вер­ховный Совет оценил действия Президента как государственный переворот. Конституционный Суд, признав Указ Президента не­конституционным, высказался за отрешение Президента от должности. Были отстранены старые и назначены новые руково­дители «силовых» министерств, а в Уголовный кодекс введена статья, карающая (вплоть до смертной казни) за антиконститу­ционную деятельность, невыполнение решений высшего органа государственной власти и воспрепятствование его деятельности. Оппозиция находила основания для своих действий в Конститу­ции, которую сама же приспособила к своим интересам, а Пре­зидент опирался на поддержку избирателей и субъектов Федера­ции, полагая, что противоречивая и устаревшая Конституция уже не может служить базой для разрешения разногласий двух ветвей власти. При таких подходах неудивительно, что каждая сторона конфликта рассматривала действия другой стороны как мятеж, государственный переворот. Конституционная законность, таким образом, была подорвана с двух сторон и утратила свою ней­тральность.

Попытки достичь согласия не увенчались успехом, и кризис стал порождать общественные беспорядки, силовые действия. Сторонники Президента организовали блокаду Дома Советов, а сторонники Верховного Совета совершили попытки захватить здание мэрии Москвы, один из военных штабов и телецентр «Останкино». Это привело к вмешательству армии, несколько танков обстреляли здание Дома Советов. Погибло много людей. В Москве действовало чрезвычайное положение, был приоста­новлен выпуск некоторых газет.

Антипрезидентские выступления были подавлены, но траги­ческие события неизгладимой печатью легли на молодую россий­скую государственность, ясно указав, к каким последствиям мо­гут приводить амбиции политиков, к тому же действующих в ус­ловиях несовершенной конституционной системы.

После подавления выступлений оппозиции президентское правление осуществлялось безраздельно. Президентом был издан Указ о правовом регулировании в период поэтапной конституци­онной реформы в Российской Федерации от 7 октября 1993 г., который подтвердил действие на всей территории России зако­нов и постановлений, принятых Верховным Советом и Съездом народных депутатов до 21 сентября 1993 г. Было установлено, что до начала работы Федерального Собрания правовое регули­рование по вопросам, отнесенным к компетенции Съезда и Вер­ховного Совета, осуществляется указами Президента. Другим Указом констатировалась невозможность деятельности Консти­туционного Суда, в связи с чем приостанавливался созыв его за­седаний до принятия новой Конституции. Председатель Консти­туционного Суда сложил с себя полномочия, а вице-президент, несмотря на то что он был избран вместе с Президентом, был ос­вобожден Президентом от должности.

Президентом был принят ряд других мер по реформированию государственности. Указом о реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Феде­рации от 9 октября 1993 г. были прекращены полномочия Сове­тов народных депутатов, а Указом от 27 октября утверждены Ос­новные положения о выборах в представительные органы госу­дарственной власти в регионах. Это означало юридическую ликвидацию советской власти в стране. Для решения вопроса о конституционной реформе на 12 декабря 1993 г. было назначено всенародное голосование (референдум) по проекту новой Кон­ституции РФ, вступающей в силу в случае ее одобрения с момен­та опубликования результатов голосования (10 ноября 1993 г. проект был опубликован).

Конституционный кризис, развивавшийся на протяжении почти года, так и не нашел своего конституционного разреше­ния. Это был не только конституционный, но и политический кризис, в котором отражалась резкая поляризация интересов раз­личных сил по коренным вопросам развития России. Он серьез­но расшатал основы российского федерализма и государственно­сти в целом. Трагическое завершение кризиса заставило граждан и власти всех уровней еще острее осознать невозможность строи­тельства нового общества в рамках старой государственности. Принятие новой Конституции стало не просто желательным, но остро необходимым.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.