Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сатира VII. О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому
(отрывок)
1Если б я, видя кого, что с рук не спускает Часовник и пятью в день в церковь побывает, Постится, свечи кладёт и не спит с женою, Хоть отняв у бедного ту, что за душою 5 Одну рубашку имел, нагим ходить нудит, - Если б я, видя, сказал: «Дружок, ум твой блудит; Тем путём не войдёшь в рай, и буде радеешь Душу спасть, отдай назад, чем худо владеешь». Спылав, ревность наградит мою сим ответом: 10 «Напрасно, молокосос, суёшься с советом».
И дело он говорит: ещё я тридцатый Не видел возврат зимы, ещё черноватый Ни один на голове волос не седеет; Мне ли в таком возрасте поправлять довлеет 15 Седых, пожилых людей, кои чтут с очками И чуть три зуба сберечь могли за губами; Кои помнят мор в Москве и, как сего года, Дела Чигиринского сказуют похода?
Напрасно охрип бы я, доводя доводом, 20Что ум в людях не растёт месяцем и годом; Что хотя искус даёт разуму подпору, И искус можно достать лише в поздню пору, Однак как время того, кто не примечает Причины дел, учинить искусным не знает, 25Так прилежность сильна дать искус в малы лета.
Презренны слова мои будут без ответа, И свет, почти весь упрям, всегда верить станет, Что старик трёх молодых разумом потянет.
Не одно то мнение здравому разгласно 30 Видим смыслу втвержено; встречаем чточасно Подобны и злейшие. Одни тех держаться Любят, что полезны им и законны зрятся, - Обман те свой чувствовать грубый не умеют; Другие, и зная вред, бороться не смеют 35С упрямою волею, котора их нудит Предызбрать то, что им смысл здравый вредно судит.
Буде причину того спросишь у народа, Скажет, что с зачатия нашего природа Слабу душу нам дала, и к обману склонну, 40 И подчинённу страстям; и что ту законну Над нами природы власть одолеть не можно.
Испытал ли истину он в том осторожно? Не знаю, Никито, друг! то одно я знаю, Что если я добрую, ленив, запускаю 45 Землю свою – обрастёт худою травою; Если прилежно вспашу, довольно покрою Навозом песчаную – жирнее уж станет, И довольный плод с нея трудок мой достанет.
Каково б с природы рук сердце нам ни пало, 50 Есть, есть время некое, в коем злу немало Склонность уймём, буде всю истребить не можем, И утвердиться в добре доброму поможем, - Время то суть первые младенчества лета. Чутко ухо, зорок глаз новый житель света 55 Пялит; всяка вещь ему приметна, всё ново Будучи, всё с жадностью сердце в нём готово Принять: что туды вскользнёт, скоро вкоренится, Буде руки приложить повадка потщится; На верёвке силою повадки танцуем. 60 Большу часть всего того, что в нас приписуем Природе, если хотим исследовать зрело, Найдём воспитания одного быть дело. И знал то высшим умом монарх одарённый, Пётр, отец наш, никаким трудом утомлённый, 65 Когда труды его нам в пользу были нужны. Училища основал, где промысл услужный
В пути добродетелей имел бы наставить Младенцев; осмелился и престол оставить И покой; сам странствовал, чтоб подать собою 70 Пример в чужих брать краях то, что над Москвою Сыскать нельзя: сличные человеку нравы И искусства. Был тот труд корень нашей славы: Мужи вышли, годные к мирным и военным Делам, внукам памятны нашим отдалённым. 75 Но скоро полезные презренны бывают Дела, кои лакомым чувствам не ласкают. Кучу к куче накоплять, дом построить пышной, Развесть сад, завесть завод, расчистить лес лишной, Детям уж богатое оставить наследство 80 Печёмся, потеем в том; каково их детство Проходит – редко на ум двум или трём всходит; И у кого не одна в безделках исходит Тысяча – малейшего расхода жалеет К наставлению детей; когда же шалеет 85 Сын, в возраст пришед, отец тужит и стыдится. Напрасно вину свалить с плеч своих он тщится: Богатства сыну копил – презрел в сердце нравы Добры всадить. Богат сын будет, но без славы Проживёт, мало любим и свету презренный, 90 Буде в петлю не вбежит плут уж совершенный.
Главно воспитания в том состоит дело, Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен Сын твой был отечеству, меж людьми любезен 95 И всегда желателен, - к тому все науки Концу и искусства все должны подать руки. Суд трудный мудро решить, исчислить приходы Пространна царства и им соравнить расходы Одним почти почерком; в безднах вод надёжный 100 Предызбирать всегда путь; любитель прилежный Небес числить всякого удобно светила Путь и беглость и того, сколь велика сила Над другим; в твари всему знать исту причину – Мудрым зваться даст тебе и, может быть, к чину 105 Высшему отворит вход; народ будет целый Искусным вождем тя звать, зря царства пределы, Тобою расширенны, и вражии рати И городы, стёрты в прах. Но буде уняти
Не знаешь ярость твою, буде неприятен 110 К тебе доступ и тебе плач бедных невнятен, Ежели волю твою не правит смысл правый, Ежли развратны, одним словом, твои нравы – Дивиться станет тебе, но любить не станет; Хвалы нужда из его уст твои потянет, 115 Пользу свою лишь в тебе искать он потщится, Гнушаясь тебя, и той готов отшетиться, Только б тебя свалить с плеч. < …>
Вопросы к тексту:
1. Проанализируйте тематику и идейную специфику сатир А. Кантемира.
2. Какие актуальные проблемы современной автору действительности в них ставятся?
3. Охарактеризуйте систему персонажей произведений. Назовите положительных и отрицательных героев. Какие аргументы в пользу своей мировоззренческой позиции они приводят?
4. Какие сатирические приёмы использует автор?
5. Использует ли А. Кантемир архаизмы и церковно-славянизмы? Если да, то какова их функция в произведениях?
|