Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сатира VII. О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому






(отрывок)

1Если б я, видя кого, что с рук не спускает
Часовник и пятью в день в церковь побывает,
Постится, свечи кладёт и не спит с женою,
Хоть отняв у бедного ту, что за душою
5 Одну рубашку имел, нагим ходить нудит, -
Если б я, видя, сказал: «Дружок, ум твой блудит;
Тем путём не войдёшь в рай, и буде радеешь
Душу спасть, отдай назад, чем худо владеешь».
Спылав, ревность наградит мою сим ответом:
10 «Напрасно, молокосос, суёшься с советом».

И дело он говорит: ещё я тридцатый
Не видел возврат зимы, ещё черноватый
Ни один на голове волос не седеет;
Мне ли в таком возрасте поправлять довлеет
15 Седых, пожилых людей, кои чтут с очками
И чуть три зуба сберечь могли за губами;
Кои помнят мор в Москве и, как сего года,
Дела Чигиринского сказуют похода?

Напрасно охрип бы я, доводя доводом,
20Что ум в людях не растёт месяцем и годом;
Что хотя искус даёт разуму подпору,
И искус можно достать лише в поздню пору,
Однак как время того, кто не примечает
Причины дел, учинить искусным не знает,
25Так прилежность сильна дать искус в малы лета.

Презренны слова мои будут без ответа,
И свет, почти весь упрям, всегда верить станет,
Что старик трёх молодых разумом потянет.

Не одно то мнение здравому разгласно
30 Видим смыслу втвержено; встречаем чточасно
Подобны и злейшие. Одни тех держаться
Любят, что полезны им и законны зрятся, -
Обман те свой чувствовать грубый не умеют;
Другие, и зная вред, бороться не смеют
35С упрямою волею, котора их нудит
Предызбрать то, что им смысл здравый вредно судит.

Буде причину того спросишь у народа,
Скажет, что с зачатия нашего природа
Слабу душу нам дала, и к обману склонну,
40 И подчинённу страстям; и что ту законну
Над нами природы власть одолеть не можно.

Испытал ли истину он в том осторожно?
Не знаю, Никито, друг! то одно я знаю,
Что если я добрую, ленив, запускаю
45 Землю свою – обрастёт худою травою;
Если прилежно вспашу, довольно покрою
Навозом песчаную – жирнее уж станет,
И довольный плод с нея трудок мой достанет.

Каково б с природы рук сердце нам ни пало,
50 Есть, есть время некое, в коем злу немало
Склонность уймём, буде всю истребить не можем,
И утвердиться в добре доброму поможем, -
Время то суть первые младенчества лета.
Чутко ухо, зорок глаз новый житель света
55 Пялит; всяка вещь ему приметна, всё ново
Будучи, всё с жадностью сердце в нём готово
Принять: что туды вскользнёт, скоро вкоренится,
Буде руки приложить повадка потщится;
На верёвке силою повадки танцуем.
60 Большу часть всего того, что в нас приписуем
Природе, если хотим исследовать зрело,
Найдём воспитания одного быть дело.
И знал то высшим умом монарх одарённый,
Пётр, отец наш, никаким трудом утомлённый,
65 Когда труды его нам в пользу были нужны.
Училища основал, где промысл услужный

В пути добродетелей имел бы наставить
Младенцев; осмелился и престол оставить
И покой; сам странствовал, чтоб подать собою
70 Пример в чужих брать краях то, что над Москвою
Сыскать нельзя: сличные человеку нравы
И искусства. Был тот труд корень нашей славы:
Мужи вышли, годные к мирным и военным
Делам, внукам памятны нашим отдалённым.
75 Но скоро полезные презренны бывают
Дела, кои лакомым чувствам не ласкают.
Кучу к куче накоплять, дом построить пышной,
Развесть сад, завесть завод, расчистить лес лишной,
Детям уж богатое оставить наследство
80 Печёмся, потеем в том; каково их детство
Проходит – редко на ум двум или трём всходит;
И у кого не одна в безделках исходит
Тысяча – малейшего расхода жалеет
К наставлению детей; когда же шалеет
85 Сын, в возраст пришед, отец тужит и стыдится.
Напрасно вину свалить с плеч своих он тщится:
Богатства сыну копил – презрел в сердце нравы
Добры всадить. Богат сын будет, но без славы
Проживёт, мало любим и свету презренный,
90 Буде в петлю не вбежит плут уж совершенный.

Главно воспитания в том состоит дело,
Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело
В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен
Сын твой был отечеству, меж людьми любезен
95 И всегда желателен, - к тому все науки
Концу и искусства все должны подать руки.
Суд трудный мудро решить, исчислить приходы
Пространна царства и им соравнить расходы
Одним почти почерком; в безднах вод надёжный
100 Предызбирать всегда путь; любитель прилежный
Небес числить всякого удобно светила
Путь и беглость и того, сколь велика сила
Над другим; в твари всему знать исту причину –
Мудрым зваться даст тебе и, может быть, к чину
105 Высшему отворит вход; народ будет целый
Искусным вождем тя звать, зря царства пределы,
Тобою расширенны, и вражии рати
И городы, стёрты в прах. Но буде уняти

Не знаешь ярость твою, буде неприятен
110 К тебе доступ и тебе плач бедных невнятен,
Ежели волю твою не правит смысл правый,
Ежли развратны, одним словом, твои нравы –
Дивиться станет тебе, но любить не станет;
Хвалы нужда из его уст твои потянет,
115 Пользу свою лишь в тебе искать он потщится,
Гнушаясь тебя, и той готов отшетиться,
Только б тебя свалить с плеч. < …>

Вопросы к тексту:

1. Проанализируйте тематику и идейную специфику сатир А. Кантемира.

2. Какие актуальные проблемы современной автору действительности в них ставятся?

3. Охарактеризуйте систему персонажей произведений. Назовите положительных и отрицательных героев. Какие аргументы в пользу своей мировоззренческой позиции они приводят?

4. Какие сатирические приёмы использует автор?

5. Использует ли А. Кантемир архаизмы и церковно-славянизмы? Если да, то какова их функция в произведениях?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.