Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Рациональные приемы работы с текстом.






Текст как способ хранения информации. Виды текстов по характеру информации (собственно информативные, информативно-оценочные, информативно-образно-оценочные). Виды информации в научном тексте (метаинформация, концептографическая, фактографическая, библиографическая). Виды чтения (углубленное, ознакомительное, просмотр, сканирование, скорочтение). Правила отбора и переработки учебной и научной информации в тексте (оглавление-план, структура параграфа, понятийный аппарат, способы описания и систематизации текстовой информации). Правила компрессии и реферирования научного текста.

1. Тематический контроль. Аналитический комментарий«Введения» в учебное пособие [1].

«Пока человек был частью природной экологической системы, ему незачем было заботиться о смысле существования. Беспокойство, ощущение пустоты жизни и необходимость определения ее смысла пришли с отделением от природы и начавшимся процессом формирования культуры, которая затем все больше подчиняла себе человека. Выделению человека из мира природы соответствуют семь этапов становления культуры: мистика, искусство, мифология, философия, религия, наука, идеология. Причем каждый последующий этап синтезирует в себе все предыдущие. Переход на каждую последующую ступень культуры означал еще один шаг из природы. Так, мистическому мироощущению соответствует боль человека, утратившего счастье инстинктивного бытия. Искусство — это подражание природе, попытка духовного обладания ее объектами в тот момент истории, когда, по мнению Б.Ф. Поршнева, возникшая частная собственность стала препятствовать этому. Мифология - это попытка приблизить природу, наделив ее человеческими чертами, очеловечив ее. Четвертый шаг из природы — утверждение рационализма в полной мере - вызвал к жизни философию, т.е. желание проникнуть в суть природы, постичь ее единство с помощью разума. Неудача такого синтеза вызвала у человека потребность в едином высшем существе, которое бы облегчило возможность единения человека и его родины — природы. Из этого желания выросли мировые религии. Несостоявшийся синтез породил в человечестве желание, расчленив природу на части, узнать, что внутри. Родилась наука. Разочарование в себе и последовавший затем кризис всей человеческой культуры привели к рождению идеологии, породившей затем глубочайший культурный пессимизм. Человек безвозвратно «утратил свою первоначальную родину — природу. Он никогда уже не сможет туда вернуться... У него теперь только один путь: покинуть свою естественную родину и искать новую, которую он сам себе создаст».

 

1. Дать толкование понятий «мистика», «искусство», «мифология», «философия», «религия», «наука», «идеология». Проверить по энциклопедическому словарю.

2. Составить тезисный план текста, охарактеризовать каждый этап.

3. Объяснить смысловую связь 2-го предложения и концовки текста и авторскую позицию.

4. В письменном рассуждении объяснить отношения в дихотомической паре «Природа – Культура».

 

Тема 4. Оформление вспомогательной и справочной информации в тексте. Правила оформления цитат. Виды ссылок (затекстовые, внутритекстовые, подстрочные). Сноски. Элементы библиографического описания. Правила библиографического описания для списка и ссылок. Правила составления оглавления. Правила рубрицирования текста.

Вопросы:

1. Каковы правила составления оглавления?

2. Каковы правила оформления сносок?

 

ТК 4

1. Правила и стандарты графических сокращений приведены …

в ГОСТах

в словарях

в пособиях

в книгах

2. Результаты стандартизации оформляются в виде стандартов:

межгосударственных

частных

городских

отраслевых

 

3. Тема нового раздела может формулироваться:

в конце предыдущего раздела, главы, параграфа и т.д.

в предисловии

в эпиграфе

в сноске

4. Совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики.

оглавление

библиографическое описание

аннотация

библиографическая ссылка

5. Правильно оформлены ссылки:

Ценностные ориентации и проблема активности личности. – Харьков, 1991.

Ценностные ориентации и проблема активности личности/ Подольская Е.А. Харьков, 1991.

Ценностные ориентации и проблема активности личности/ Подольская, Харьков, 1991.

Г. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. – Харьков, 1991.

6. Назовите правильные варианты оформления цитат:

По Брушлинскому, психика нематериальна, она " существует только как важнейшее качество субъекта... и поэтому в разных системных связях выступает как идеальное, душевное, духовное и т. д.".

Несмотря на то, что исследования справедливости в зарубежной социальной психологии имеют солидную историю, "...исследователи еще не могут однозначно ответить на вопрос, что они считают справедливым, а что нет».

Несмотря на то, что исследования справедливости в зарубежной социальной психологии имеют солидную историю, "...исследователи еще не могут однозначно ответить на вопрос, что они считают справедливым, а что нет.»

По Брушлинскому психика нематериальна, она " существует только как важнейшее качество субъекта... и поэтому в разных системных связях выступает как идеальное, душевное, духовное и т. д.".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.