Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 4 Личность ребенка с отклонениями в развитии






Практическое занятие №7

Роль биологических, социальных и аномальных факторов в развитии личности ребенка с отклонениями в развитии и проявлениях. Общие закономерности развития и специфики личности при различных нарушениях.

Цель: теоретическое освоение темы « Личность ребенка с отклонениями в развитии», формирование у студентов представления о роли биологических, социальных и аномальных факторов в развитии личности ребенка, общих закономерностях развития и специфики личности при различных нарушениях.

.

Задачи:

- сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием знаний о роли биологических, социальных и аномальных факторов в развитии личности ребенка, общих закономерностях развития и специфики личности при различных нарушениях..

Перечень необходимого оборудования

Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.

Основные понятия: биологические, социальные и аномальные факторы, специфика личности

Методические материалы: наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.

Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.

План практического занятия

1 Понятие личности ребенка с отклонениями в развитии.

2 Роль биологических, социальных и аномальных факторов в развитии личности и проявлениях.

3 Общие закономерности развития и специфика личности при:

· умственной отсталости

· задержке психического развития

· нарушениях зрения

· нарушениях слуха

Вопросы для обсуждения

1 Дайте содержательную характеристику понятию личность ребенка с отклонениями в развитии.

Охарактеризуйте роль биологических факторов в развитии личности и проявлениях.

1 Охарактеризуйте роль социальных факторов в развитии личности и проявлениях.

1 Охарактеризуйте роль аномальных факторов в развитии личности и проявлениях.

4 Опишите общие закономерности развития при различных нарушениях развития.

5 Опишите специфику личности при различных нарушениях развития

 

Срс

1 Написать эссе

Возможности профилактики нарушений в пренатальном периоде.

Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам оформить материал в виде презентации

Рекомендуемая литература:

а) основная:

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000.

3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985).

4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. - Екатеринбург, 2001.

5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001.

6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с.

7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000.

8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.

9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.

10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.

12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002.

б) дополнительная:

1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000.

2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.

3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.

5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003.

6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.

7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.

8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с.

9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с.

10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980.

12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.