Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Задания для самостоятельной работы. 1) Выберите правильный ответ






 

1) Выберите правильный ответ. Принцип хозяйствования, основанный на самодостаточности и самообеспечении:

а)демократия б) тирания в) автаркия

2) Установите правильное соответствие:

1) аристократия

2) тирания

3) олигархия

а) установление единовластия, ограничивавшего произвол родовой знати в результате свержения аристократии

б) политическое устройство, при котором вся полнота власти переходит в руки богатых и состоятельных граждан - меньшинства

в) система правления, при которой власть в государстве принадлежала людям благородного происхождения - знати

3) Ознакомьтесь с отрывком из речи Перикла на похоронах павших воинов (Фукидид II, 37, 38) и ответьте на вопросы, изложенные после текста:

 

Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами, скорее, служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что зиждется не на меньшинстве, а на большинстве. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех; что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им пользуется предпочтительно перед другими не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или ином деле, равным образом скромность знания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству... Одним и тем же лицам можно у нас заботиться о своих домашних делах и заниматься делами государственными, да и прочим гражданам, отдавшимся другим делам, не чуждо понимание дел государственных. Только мы одни считаем не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности.

1. Выделите моменты, содержащие противопоставление афинских и спартанских политических порядков. Подумайте, какой из двух путей развития греческого полиса (путь Афин и путь Спарты) являлся, на ваш взгляд, перспективным? Почему? Найдите и запишите не менее пяти аргументов «за» и «против».

2. В чем, согласно Периклу, главное преимущество афинских политических порядков по сравнению с устройством других полисов?

3. Охарактеризуйте воспитательное значение изложенной Фукидидом речи Перикла в защиту демократии.

4) Выполните задания:

1.Начертите и проанализируйте схему центральных государственных органов в Афинах, Спарте и Риме сложившуюся в результате реформ.

2. Произведите сравнительный анализ государственного строя Др. Афин, Спарты и Рима (сущность и особенности). Выясните формы правления и формы политического режима в обоих государствах.

3. Выясните особое положение царской власти в Спарте в системе органов государственной власти?

 

5) В конце VI в. до н.э. В Афинах был введен остракизм – «суд черепков». Члены народного собрания писали на черепках (остраконах) имена тех, кого они считали нужным изгнать из полиса. Если против политического деятеля набиралось более 6 тысяч голосов, его изгоняли на 10 лет из Афин. Укажите положительные и отрицательные стороны подобного суда.

6) Проанализируйте представления Платона и Аристотеля о государстве, праве и общественном строе и ответьте на ряд вопросов:

1. С чем связано стремление Платона разработать принципы создания идеального государства?

2. Что в проекте идеального государства кажется вам справедливым?

3. Выделите советы Платона, касающиеся вмешательства государства в частную жизнь граждан.

4. Порядки, какого из греческих государств вам напоминают?

5. Какого мнения относительно законов и общественного строя придерживался Аристотель?

7) Заполните схему:

Главные этнические группы греков

               
       


6) Какие должности в Римской республике могли занимать только патриции? Только плебеи? Сделайте соответствующие записи в тетради.

8) Установите правильное соответствие:

1) ординарные римские магистратуры

2) экстраординарные римские магистратуры

а) квесторы

б) цензоры

в) интеррекс

г) консул

д) диктатор

е) курульные эдилы

ж) коллегия децемвиров

з) начальник конницы

 

9) Как соотносились римские «potestas» и «imperium»? В чем состояло основное отличие?

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная)

 

1. Полис как особая форма государства в античной цивилизации.

2. Специфика полисной идеологии.

3. Эволюция органов власти и управления в Афинах, Спарте, Риме.

4. Особенности социальной структуры населения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.