Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава III. «Медвежий» текст Ярославля






Ярославль буквально пропитан «медвежьим» текстом.

Мифологически-религиозный и духовно-нравственный компонент, составивший его истоки, формирование, начальную интерпретацию раскрыт в первой главе. Его идеологическим, формирующим городской патриотизм, продолжением является геральдика и визуальная символика Ярославля, Ярославской губернии, затем - области.

В царствование Алексея Михайловича «медвежья» эмблематика Ярославля активное внедрявшейся в русскую культуру и городскую идеологию. В «Титулярнике» (гербовике) Алексея Михайловича герб Ярославского княжества представлен «В кругу медведь чёрный, стоит на задних лапах, в правой ноге передней держит протазан, а левую переднюю ногу протянул, под ним написан лес и трава»[9]. В геральдике того времени медведь считался символом предусмотрительности и силы; протазан же— родовой знак Рюриковичей. Так в гербе, как и легенде об основании Ярославля, объединены медведь и князь Ярослав Мудрый и весь его род. В дальнейшем нюансы изображения герба Ярославля менялись: медведя в разных позах и на различном цветовом поле изображали с посохом (жезлом), протазаном (трезубцем), чеканом (топориком).

Термин «городской герб Ярославля» впервые официально употреблен в Указе 1692 г. о серебряной печати Приказной палаты города. Рисунок герба города повторял эмблему ярославского княжества из «Титулярника» 1672 г.: в овальном щите с картушем медведь с протазаном на плече. Учреждение городской печати - первое из свидетельств возросшего статуса Ярославля в XVII веке. К 1730 г. ярославский герб был официально одобрен: в фигурном щите стоящий черный медведь, на плече держит в лапе чекан (топорик) красный, поле желтое. В 1856 г. утвержден новый губернский герб Ярославля: в серебряном щите, черный, идущий на задних лапах медведь, голова прямо, держит в левой лапе золотую секиру на таком же ратовище, щит увенчан короной императора и окружен золотыми дубовыми ветками, соединенными Андреевской лентою. Вышеописанный герб был одновременно и гербом г. Ярославля до середины 1918 г., когда он был упразднен.

Так, медведь стал устоявшимся символом ярославской земли, со временем изменялось лишь геральдическое оформление и незначительные детали, главным образом свидетельствующие о смене правителей. Современный герб города Ярославля представляет собой изображение на геральдическом щите серебряного цвета восстающего и развернутого вправо черного медведя, держащего на левом плече передней левой лапой золотую секиру, завершает эту геральдическую композицию шапка Мономаха.

«Медвежий» текст реализован в официальной символике Ярославля, включающей в себя изображения на гербе, флаге, Знаке «Почетный гражданин города Ярославля», Знаке «За заслуги перед городом Ярославлем», Почетном знаке города Ярославля, Знаке мэра города Ярославля.

Проявился «медвежий» текст и в художественной культуре города.

В росписи храма Ильи Пророка существует фреска «Чудо Святого Елисея с медведями». С одной стороны, это изображение традиционного христианского сюжета. Но стоит обратить внимание на то, что животные здесь выглядят чрезмерно агрессивно за счет явного композиционного акцента на головах и лапах медведей. Впрочем, правдоподобие здесь и не требуется: а ощущение страха перед свирепыми – но управляемым Божией волей, - хищниками, пришедшими наказать детей, возникает. Так, создается образ медведя как дикой стихийной силы, однако, подчиненной воле Бога и святого. И на этом уровне, смысловая связь с не столько с поверженной Ярославом медведицей, сколько с символическим значением этого акта – покорения языческого духа, есть. Особенно, если вспомнить вполне «прирученного» медведя с секирой (топором и пр.) на гербе.

Известнейшим декоративно–прикладным искусством Ярославской области можно считать майолику - изделия из цветной обожженной глины, покрытой глазурью. Возможно, особую популярность этот вид искусства приобрел благодаря обширному распространению майолики среди декорирования храмов. На ограде храма Ильи Пророка есть изразцы, изображающие изгибающуюся, с выразительными когтями медведицу с всадником (или всадницей) на ней. Ярославская майолика «Мастерской Майолики Павловой и Шепелёва» малых скульптурных форм также не обошла медвежью тему – статуэтки, тарелки, колокольчики с изображением раскрученного ярославского бренда.

Регулярно воплощают утвердившийся медвежий символ города и ландшафтные дизайнеры Горзеленхозстроя при создании известной горожанам клумбы «Мишка», которая повторяет своим контуром герб Ярославля. Ландшафтная цветочная скульптура «Мишки», украшавшая ранее площадь Волкова, затем была перенесена на площадь Юности.

Закрепился «медвежий» текст и в стереотипах сознания горожан. Так, удаленный от центра города микрорайон (11) жители прозвали «Медвежьем углом», обозначив его маргинальность.

Внедрился медвежий текст и в сферу брендинга. Есть в Ярославле гостиница «Медвежий Угол» (ул. Свердлова, 16), название которой, вероятно, означает «убежище» и намекает на его древность. В городе в 2003 г. открыт музей «Мой любимый Мишка», занимающийся эволюцией образов медведя. Современный живой символ города – медведица Маша, живущая в Ярославском музее-заповеднике. Ее история подробно изложена на сайте музея, который презентирует ее как живой символ города. Медведь стал и торговым брендом Ярославля, чтобы убедить в этом достаточно увидеть ассортимент сувенирно-подарочной продукции.

Заключение

Ярославский «медвежий» текст – важная составляющая образа города. В то же время он является микромоделью отечественного и мирового «медвежьих» текстов.

В историческом плане он отражает общую логику «рождения» или «творения» (архаика и средневековая легенда об основании города), следующей за ними «интерпретации» (средневековая и нововременная городская мифология и символика), и сменившей ее «эксплуатации» (в качестве одного из современных брендов города).

В типологическом плане он включает все ключевые составляющие: мифологически-религиозную и духовно-нравственную (язычество мерян и его христианское переосмысление, городская идеология); художественную (фресковые росписи, иконопись, декоративно-прикладное, садово-парковое искусство); социально-культурную (официальная символика города, туризм, музейная практика, маркетинг).

Тем не менее, в отношении «медвежьего» текста Ярославля все еще отсутствует осознанный системный подход. Данное исследование было направлено и на то, чтобы поставить проблему его изучения, необходимости его официального закрепления в качестве бренда города и дальнейшего осознанного подхода к его развитию и использованию в таковом качестве.

Перспективы исследования состоят, с одной стороны, в углубленном анализе конкретных воплощений ярославского «медвежьего» текста, с другой – в более развернутом, контекстуальном его изучении в масштабах отечественной и мировой культуры. Мне также интересно было бы сосредоточится на «медвежьем» тексте современной массовой культуры.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы при проведении дальнейших исследований, а также при проведении аналогичных исследований на другом материале; в преподавании краеведческих дисциплин в школе; в PR-деятельности административных органов и заинтересованных в брендинге организаций Ярославля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.