Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поэты пушкинской поры






Поэты пушкинской поры

Вопросы для рассмотрения

1. Общая жанрово-тематическая характеристика творчества по­этов пушкинской поры.

2. Черты сходства и индивидуальные особенности поэтов (П. Вя­земский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, Н. Языков, А. Дельвиг, Д. Веневитинов).

 

Задания

1. Познакомиться с поэтическим творчеством поэтов пушкинской поры.



2. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – М., 1970. конспект

3. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. – М., 1980. по выбору

Литература по теме

1. Лотман Ю.М. П.А. Вяземский и движение декабристов // Лотман Ю.М О русской литературе. – СПб., 1997.

2. Гиллельсон М.И. П.А. Вяземский. Жизнь и творчество. – Л., 1969.

5. Рассадин Ст. Спутники. – М., 1983.

6. Гинзбург Л.Я. П.А. Вяземский // Вяземский П.А. Стихотворения. – Л., 1986.

 

3. Фризман Л.Г. Творческий путь Баратынского. – М., 1986.

4. Голубков Д.М. Недуг бытия. Хроника дней Евгения Баратынского. – М., 1981.

5. Лебедев Е.Н. Тризна. Книга о Е.А. Баратынском. – М., 1985.

6. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.

3. Попов М.Я. Денис Давыдов. – М., 1971.

4. Пухов В.В. Денис Давыдов. – М., 1984.

5. Барков А.С. «Питомец муз, питомец боя…» - М., 1985.

6. Серебряков Г.В. Денис Давыдов. – М., 1985.

7. Вацуро В.Э. Денис Давыдов. // Д. Давыдов Стихотворения. – Л., 1984.

 

 

3. Благой Д.Д. Подлинный Веневитинов // Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. – М., 1979.

4. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. – М., 1976.

5. Гинзбург Л.Я. Опыт философской лирики.// Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Статьи и очерки. – Л., 1982.

5. Манн Ю.В. Русская философская эстетика. – М., 1969.

4. Сахаров В.И. Николай Языков и его поэзия.// Языков Н.М. Стихотворения. – М., 1978.

 

Форма контроля – контрольная работа

Вопросы для контрольной работы

1. Поэты пушкинской поры (общая характеристика).

2. Специфика тематики и проблематики творчества П.А. Вяземского.

3. Основные темы лирики Д.Давыдова, специфика их реализации.

4. Жанрово-тематическое своеобразие лирики А.А. Дельвига.

5. Тематика и проблематика творчества Е.А. Баратынского.

6. Своеобразие лирики Д. Веневитинова.

7. Жанрово-тематическое своеобразие творчества Н.М. Языкова.

Поэты пушкинской поры

 

Русская литература начала XIX столетия проходит под знаком А.С. Пушкина. Несомненно, его роль в литературном процессе той поры трудно переоценить: неслучайно В.Одоевский назвал Пушкина «солнцем русской поэзии». Однако в этот период на поэтическом небосклоне России воссияло еще не одно светило: около трехсот поэтов пробовали себя в литературном творчестве. В литературоведении по-разному определяют этот феномен: поэтов современников Пушкина называют «пушкинской плеядой», «пушкинской школой», «поэтами пушкинской поры», при этом всегда по-разному очерчивают их круг: от трехсот до шести.

Поэтами пушкинской поры традиционно называют таких лириков как П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, А.А. Дельвиг, Е.А. Баратынский, Н.М. Языков, Д.В. Веневитинов.

Временные границы проявления творческого феномена поэтов пушкинской поры определяют следующим образом. В качестве точки отсчета берется 1820 (год создания Пушкиным поэмы «Руслан и Людмила», когда сформировались ос­новные принципы пушкинского стиля). Приблизительно 1835 год становится завершающим. В России еще с петровских времен складывается особая дворянская идеология, в основе которой лежит представление о дворянстве как о передом классе, реально влияющем на судьбу государства и во многом определяющем эту судьбу. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года стало началом круше­ния идеалов дворянского сословия, последствия этих событий скажутся именно к 1835 году: становится очевидным, что дворянство утрачивает свои передовые позиции.

В середине 30-х годов пушкинский идеал кажется слишком гармоничным и несоответствую­щим современным злободневным задачам, стоящим перед литературой. Публика становится все равнодушнее к творениям Пушкина. Критики стремятся определить фигуру, способную занять высшее место на русском литературном Олимпе. В статье 1835 года «О русской повести и повестях г. Гоголя» В.Г. Белинский писал: «… в настоящее время он (Гоголь) является главою литературы, главою поэтов; он становится на место, оставленное Пушкиным». Характеризуя же поэзию М.Ю. Лермонтова, Белинский проницательно замечал: «Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Лермонтовская эпоха – эпоха безверия, Пушкин же гармоничен, если даже действительность не удовлетворяет его, то он ни в коем случае не ставит под сомнение абсолютную ценность жизни.

Основная особенность пушкинского периода – гармоническая точность поэзии, которая присуща и поэтам пушкинской поры. Каждый из поэтов пушкинской поры обладает неповторимой человеческой и художнической индивидуальностью, но всех их объединяет отношение к миру как к целостному явлению и стремление закрепить эту це­лостность в слове.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.