Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и руководство выполнением выпускной квалификационной работы






Методические рекомендации преподавателям

По организации и руководству

Выполнением курсовых и выпускных квалификационных работ

(Новая редакция)

Г.

 

Нефтекамск 2010

 

Предисловие

Качество курсовых и выпускных квалификационных работ во многом зависит от планирования, организации и руководства выполнением данных работ.

Методические рекомендации предназначены для преподавателей, являющихся научными руководителями при выполнении студентами курсовых, преддипломных, выпускных квалификационных работ. В пособии отражаются основные этапы работы научного руководителя, раскрываются требования к содержанию и выполнению работ, приводятся образцы оформления заданий, отзывов, планов и т.д.

  1. Организация и руководство выполнением курсовых работ

 

Курсовые работы являются одной из разновидностей научно-практической работы студентов. Подготовка курсовой работы есть составная часть учебного процесса, одна из основных форм самостоятельной работы студента.

В целях единства предъявляемых студентам требований каждая кафедра, ведущая курсовые работы, разрабатывает методические указания по их выполнению. В методических указаниях должны быть четко определены основные задачи курсовой работы, ее структура, объем текста, технические требования к оформлению, порядок выполнения работы, сроки и порядок защиты.

В качестве начальной стадии самостоятельной работы студента курсовая работа делает особо ответственной роль научного руководителя, который:

- определяет содержание задания;

- знакомит студента с требованиями к написанию работы;

- систематически осуществляет консультирование по выполнению задания и контролирует работу студента;

- проводит проверку отдельных частей и окончательно оформленной курсовой работы (проекта);

- составляет рецензию на курсовую работу (проект);

- делает заключение о допуске работы к защите.

Кафедра утверждает тематику курсовых работ и назначает научных руководителей. Студент выбирает тему курсовой работы (проект) из числа тем, предложенных кафедрой. При выборе темы курсовой работы следует руководствоваться актуальностью проблемы, относительной теоретической новизной и практической значимостью, возможностью получения количественной и качественной (содержательной) информации, наличием специальной научной литературы, личным интересом к той или иной проблеме. Студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Научный руководитель помогает студенту определить основные направле­ния работы, указывает наиболее важные научные источники, ко­торые следует использовать при ее написании, разъясняет, где их можно отыскать.

В период выполнения курсовой работы для рационального использования часов, отведенных на руководство, научный руководитель проводит индивидуальные и, по мере необходимости, групповые консультации, расписание проведения которых доводится до сведения студентов в день выдачи заданий на курсовую работу. В процессе индивидуальных консультаций научный руководитель указывает на ошибки и неточности в работе, дает по ним разъяснения и рекомендации.

Готовая курсовая работа, подписанная студентом, сдается на кафедру, о чем делается пометка в журнале регистрации курсовых работ и передаётся научному руководителю.

Научный руководитель на основе проверки курсовой работы (проекта) составляет рецензию, в которой оценивается уровень и полнота выполнения задания по работе, а также делает заключение о допуске работы к защите.

В рецензии отражают:

- актуальность и новизну темы;

- полноту изучения специальной литературы;

- полноту раскрытия исследуемой темы, поставленных целей и задач;

- обоснованность выводов;

- самостоятельность и творческий подход;

- грамотность оформления работы (научный аппарат).

В рецензии рекомендуется отмечать как положительные стороны работы, так и ее отрицательные моменты. В первом случае научный руководитель наиболее полно и конкретно указывает на достоинства в работе, не ограничиваясь одной оценкой и общими фразами, поясняющими эту оценку. Во втором случае, руководитель не только констатирует недостатки и ошибки в работе, но указывает возможные пути устранения недостатков (рекомендует прочесть дополнительную литературу, поставить вопросы, изучить тот или иной материал, привести новые примеры и т.д.).

Работа, которую научный руководитель признал неудовлетворительной, возвращается для переработки с учетом высказанных замечаний.

Защита курсовой работы состоит из следующих элементов:

- краткое изложение содержания работы (разъяснение и обоснование основных понятий, положений работы, сделанные студентом выводы по работе, объяснения решения задач);

- собеседование и ответы на вопросы преподавателя.

Студент обязан явиться в указанную аудиторию в строго назначенное для защиты время, предоставить принимающему защиту преподавателю:

- зачетную книжку;

- текст курсовой работы, который подлежал проверке (с учетом замечаний преподавателя);

- рецензию на данную работу.

При отсутствии у студента зачетной книжки, текста курсовой работы или рецензии защита откладывается или переносится на другой удобный для преподавателя день.

Защищая курсовую работу, студент кратко (в течение 5-7 минут) излагает ее суть (актуальность избранной темы, цель, задачи, решаемые в работе, методы решения поставленных им задач, основное содержание работы), обосновывает результаты рассмотрения темы, объясняет, насколько учтены (выполнены) рекомендации и устранены недостатки, указанные в отзыве, аргументирует свою позицию по теоретически спорным вопросам.

Далее защита работы проходит в виде дискуссии между преподавателем и защищающим работу студентом. Защита курсовой работы осуществляется публично в присутствии студентов, которые представляют свою работу для защиты.

По итогам написания и защиты курсовой работы в ведомость и зачетную книжку студента выставляется общая оценка.

При выставлении оценки учитываются следующие моменты:

- обоснование актуальности избранной для написания курсовой работы темы;

- использование литературы, законодательства, аналитических, информационных и прочих материалов;

- объем самостоятельно собранного, изученного и обобщенного фактического материала;

- всесторонность, полнота, объективность, глубина, теоретическая и практическая обоснованность проведенного анализа;

- теоретическая и практическая значимость сформулированных в курсовой работе положений, выводов, предложений, рекомендаций;

- четкость и ясность сформулированных положений, выводов, предложений, рекомендаций;

- владение материалом курсовой работы во время ее защиты, умение аргументировано отвечать на поставленные в ходе дискуссии вопросы.

Порядок пересдачи курсовой работы, в случае если она была признана преподавателем неудовлетворительной, определяется Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов НФ БашГУ.

 

Организация и руководство выполнением выпускной квалификационной работы

 

Написание и защита выпускной квалификационной работы (ВКР) является заключительным этапом подготовки студента по выбранной специальности.

Выпускающая кафедра проводит следующие организационные мероприятия, связанные с подготовкой ВКР:

- ознакомление студентов, руководителей и рецензентов с методическими требованиями к содержанию и оформлению ВКР;

- периодический промежуточный контроль намеченного графика выполнения ВКР на заседаниях кафедры;

- проведение предварительных защитВКР;

- организация защиты ВКР на заседаниях аттестационных комиссий согласно графику, утвержденному директором филиала или заместителем директора по учебной работе.

Научный руководитель назначается дипломнику из числа профессоров, доцентов, преподавателей с ученой степенью, старшихпреподавателей, а также высококвалифицированных специалистов учреждений и предприятий в области, связанной с тематикой ВКР. Руководитель преддипломной (предквалификационной) практики выдает задание на сбор практического материала в период прохождения преддипломной (предквалификационной) практики для выполнения ВКР. Руководитель ВКР оказывает студенту помощь в разработке графика выполнения работы (Приложение А), рекомендует структуру и устанавливает объем разделов, проводит консультации, контролирует ход выполнения работы (с отметкой в графике).

Темы ВКР определяются и утверждаются выпускающей кафедрой в срок не позднее 6 месяцев до начала итоговой госаттестации. Студенту предоставляется право выбора темы ВКР вплоть до предложения своей темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Студент периодически (по обоюдной договоренности, но не реже 1 раза в 1-2 недели) информирует научного руководителя о ходе подготовки ВКР и консультируется по вызывающим затруднения вопросам.

На различных стадиях подготовки и выполнения ВКР задачи научного руководителя изменяются.

На первом этапе подготовки ВКР научный руководитель консультирует в выборе темы, рассматривает и корректирует план работы и дает рекомендации по списку необходимой литературы, определяет содержание и структуру специального раздела (или вопроса) ВКР, определяет порядок и время проведения индивидуальных консультаций.

В ходе выполнения работы научный руководитель является оппонентом, указывая дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.д. и рекомендует, как их лучше устранить.

Выполненная работа, подписанная студентом, представляется руководителю в сроки установленные деканатом или кафедрой, но не позднее, чем за 3 дня до предварительной защиты.

После получения окончательного варианта ВКР научный руководитель выступает в качестве эксперта. Научный руководитель подписывает работу и составляет письменный отзыв (Приложение Б), в котором всесторонне характеризует качество ВКР, отмечает положительные стороны работы, особое внимание обращает на имеющиеся отмеченные ранее недостатки, не устраненные студентом, мотивирует возможность или нецелесообразность представления ВКР к защите. При этом руководитель не выставляет оценку за работу, а только рекомендует или не рекомендует ее к защите в ГАК.

В отзыве руководителя отражаются следующие положения:

- соответствие содержания работы заданию и выбранной теме;

- актуальность, обоснованность темы;

- степень самостоятельности при работе над ВКР, инициативность, умение подбирать и обобщать практические исходные данные;

- умение работать с литературой, в том числе иностранной, умение делать выводы из имеющейся информации;

- степень усвоения полученных знаний, способность использования этих знаний в самостоятельной работе, профессиональная грамотность изложения материалов, качество и необходимость приведенного в работе иллюстративного материала;

- достоинства и недостатки, обнаруженные руководителем в ВКР;

- возможность практического использования работы или ее отдельных положений;

- соответствие ВКР требованиям, предъявляемым к квалификации специалиста по соответствующей специальности;

- рекомендация допуска ВКР к защите.

Научный руководитель выносит начальную рекомендацию о возможности продолжения обучения выпускника в аспирантуре, об участии в конкурсе выпускных квалификационных работ, а также по их внедрению и публикации.

В установленные кафедрой сроки, выпускная квалификационная работа, подписанная руководителем, представляется на внешнюю рецензию. Направление на рецензию выдается на кафедре и возвращается туда же с заполненными сведениями о рецензенте. Выбор рецензента осуществляется кафедрой. В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты, работающие в организациях, имеющие большой практический опыт в соответствующей области деятельности и являющиеся специалистами по проблемам, рассматриваемых в выпускной квалификационной работе. Рецензентами также могут быть специалисты соответствующих научных учреждений, преподаватели других вузов.

Подпись рецензента заверяется печатью организации, предприятия или учреждения. Рецензия составляется в соответствии с Приложением В и отражает следующие вопросы:

- актуальность темы ВКР;

- соответствие содержания ВКР теме работы;

- знание студентом новейших разработок в выбранном им направлении;

- полнота, глубина и обоснованность решений поставленных задач;

- достоинства и недостатки работы;

- возможности практического использования ВКР или ее отдельных положений;

- правильность изложения материала и оформления работы, качество иллюстративного материала;

- рекомендуемая оценка работы («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»);

- другие вопросы по усмотрению рецензента.

Каждое из положений рецензии должно быть доказательно и основано на материалах ВКР. При необходимости рецензент может ссылаться на положения ВКР для доказательства обоснованности своих выводов.

Студент должен ознакомиться с содержанием рецензии до защиты ВКР, выписать для себя замечания рецензента для того, чтобы суметь ответить на эти замечания во время защиты.

Научный руководитель помогает студенту подготовить доклад для выступления на защите ВКР перед Государственной аттестационной комиссией.

Государственная аттестационная комиссия, учитывая мнение рецензента, и оценивает выполненную студентом выпускную квалификационную работу, в соответствии со следующими критериями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.