Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Том II. № 2 Н. Н. Козлова Сцены из частной жизни периода застоя:семейная переписка






 

Сегодня происходит отход от представлений об обществе как только о результате деятельности государства, где в качестве чуть ли не единственного источника социального изменения выступает власть. Внимание переносится на процессы повседневной жизни общества, на рядового участника социальных процессов, взятого в качестве " актора", деятеля. В разных областях социального и гуманитарного знаний ощущается необходимость понимать человеческий опыт с учетом позиции действующих людей, их когнитивных структур, смысловой нагруженности деятельности, образцов чувствования и переживания, вербальных и телесных практик идентичности. Исследование оказывается локализованным на границе жизненных траекторий людей и развивающейся социальной структуры.

Возврат к индивиду не означает отказа от поиска закономерностей. Однако таковой осуществляется посредством болезненного, многоступенчатого подхода к одному типу жизни в рамках рассматриваемого социокультурного образования, к индивидуальной биографии, индивидуальному тексту (текстам), обычаю.

Новая познавательная 2 ситуация подразумевает как обращение к источникам нового типа, так и методологическую междисциплинарность.

Лично я занимаюсь чтением разного рода человеческих документов (дневников, воспоминаний, писем). Данная статья - результат знакомства с семейной перепиской. В исследовании присутствует историческая компонента - введение в научный оборот ранее неизвестного источника. Само чтение - одновременно социологическое и антропологическое. Как показано в современной семиотике, текст создается чтением.

То, что делается ниже, можно назвать исследованием отдельного случая (case-study). Case-study - разновидность социологического исследования. Применяемый подход можно обозначить и как плотное (насыщенное) описание (thick description, англ.), как антропологический метод. Имеется в виду взгляд с близкого расстояния на анализируемый объект: что подразумевает погружение в повседневные практики.3 А, кроме того, обращение к письменным источникам позволяет понять и объяснить, как именно производятся и воспроизводятся социальные представления и социальные отношения, а, значит, сама социальная реальность. Таким образом, реализуется конструкционистский тезис.

Различные методологии, используемые в процессе интерпретации, оказываются тесно взаимосвязанными.

В научный факт, прочитанный источник превращается в результате интерпретации. Только так можно преодолеть границы нашего собственного опыта, сегодняшнего уровня понимания и заменить частные определения корпусом знания. Типичные мотивационные связи и отношения, поведенческие рецепты и ценностные иерархии рассматриваются как схемы интерпретации и конструирования социальной реальности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.