Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автор: Н. В. МИНЕНКОВА

Заглавие статьи КАНАДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

Автор(ы) Н. В. МИНЕНКОВА

Источник США - Канада. Экономика, политика, культура, № 2, Февраль 2008, C. 57-68

Рубрика Экономические обзоры

Место издания Москва, Россия

Объем 44.4 Kbytes

Количество слов 4770

Постоянный адрес статьи https://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/13571978

КАНАДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

Автор: Н. В. МИНЕНКОВА

 

Важным проявлением процесса глобализации является формирование и развитие электронных> форм экономической деятельности, среди которых одно из ведущих мест принадлежит < электронной> торговле. Её стремительное развитие в большинстве ведущих промышленно развитых стран обусловлено становлением в середине 1990-х годов сетевых форм рыночных отношений, ассоциирующихся со Всемирной паутиной. Коммерциализация Интернета, начавшаяся в тот же период, совпала с созданием в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО). Руководство ВТО и её аналитические службы с самого начала осознали тот огромный потенциал, которым обладают < электронные> формы торговли для ускоренного развития всей системы международных торгово-экономических отношений.

 

Доминирующие позиции США в коммерциализации Интернета обернулись тем, что Канада, с 1994 г. входящая вместе с этой страной и Мексикой в НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), устремилась вдогонку за мировым лидером в деле развития < электронной> торговли1. На семинаре, проведённым ВТО в 1999 г. и посвященном проблемам развития этой сферы в глобальных масштабах, представитель Канады в качестве достижения своей страны назвал разработку долгосрочной стратегии, включающую два компонента - внутренний и международный. Последний базировался " на признании того факта, что < электронная> торговля по своей природе носит глобальный характер, и поэтому государство и частный сектор в промышленности будут действовать совместно при формировании канадской глобальной политики". Также было заявлено о том, что своё будущее Канада связывает с созданием информационного общества, в котором " существует прямая связь между распространением Интернета и степенью общественного развития" 2.

 

В отличие от американской стратегии развития < электронной> торговли, обнародованной демократической администрацией Клинтона в 1997 г.3, и канувшей в Лету с приходом к власти республиканцев в 2001 г., канадская стратегия оказалась более продуманной и детально разработанной; она носила сис-

 

МИНЕНКОВА Наталья Владимировна - юрисконсульт Правового управления Российского государственного социального университета (РГСУ). Copyright © 2008.

 

1 В конце XX века на долю США приходилось примерно 80% всех мировых доходов от коммерциализации Интернета; Канада занимала второе место с 5%. - The Canadian Electronic Commerce Strategy. Ottawa. 1998, p. 5 (www.e-com.ic.gc.ca/english/60.html).

 

2 WTO. Seminar on Electronic Commerce and Development, 19.02.1999. Summary Report. WT/COMTD/18, 23.03.1999. Geneva, 1999, pp. 11 - 12.

 

3 Подробнее см.: Миненкова Н. В. < Электронная> торговля: экономические и правовые аспекты. - " США * Канада", 2005, N 10.

 

 

стр. 57

 

темный характер и основывалась на ряде принципиально новых на тот момент элементов, что обеспечило ей политическую устойчивость и долговечность. Поэтому в своих основных чертах она остаётся программным документом в Канаде и в настоящее время. Её анализ имеет принципиально важное значение для российской практики развития < электронной> торговли, поскольку канадская концепция изначально строилась на принципах ускоренной " гонки за лидером" и выхода на уровень его основных показателей (в относительном выражении).

 

Государственная стратегия развития < электронной> торговли

 

Стратегия развития < электронной> торговли была одобрена правительством Канады и обнародована осенью 1998 г. Она была разработана Специальной группой по < электронной> торговле при Министерстве промышленности, впоследствии преобразованной в Отдел < электронной> торговли, на который и была возложена большая часть задач по её реализации.

 

Главная отличительная особенность канадской стратегии развития < электронной> торговли заключается в том, что, несмотря на декларативное заявление о " признании ведущей роли частного сектора", она, по сути, изначально строилась на " партнёрстве государственного и частного секторов", в рамках которого на государство была возложена задача обеспечения благоприятной политической среды, " чутко и ответственно реагирующей на запросы бизнеса и потребителей". В программном документе правительства Канады особо подчёркивалось, что " страны, которые в состоянии обеспечить подобную среду, окажутся в выигрышном положении в условиях обострения конкуренции на международных рынках. В этом плане правительство и частный сектор будут действовать совместно в деле реализации канадской стратегии развития < электронной> торговли" 4.

 

Предполагалось, что помимо частного сектора в реализации стратегии развития < электронной> торговли будут на равных участвовать и канадские потребители, чьи интересы отстаивали различные ассоциации. Авторы и разработчики концепции положили в её основу положение о равной заинтересованности государства, деловых кругов и рядовых потребителей, исходя из принципа совместимости их интересов и выгод в этой области. " Нередко высказывались мнения о том, что проблемы, волнующие деловые круги в сфере < электронной> торговли, фундаментально отличаются от проблем, вызывающих озабоченность потребителей и государственных органов, и поэтому необходимо разработать три разные стратегии, отвечающие интересам каждой из этих сторон. Однако в действительности, когда речь заходит об < электронной> торговле, деловые структуры, потребители и государственные органы в целом сталкиваются с одинаковыми проблемами" 5.

 

Канадская стратегия включает четыре основных направления (" блока") развития < электронной> торговли, чьи приоритеты были сформированы, исходя именно из общности интересов и выгод от становления этого сектора экономики для деловых структур, рядовых потребителей и государственных органов. При этом с первых этапов развития < электронной> торговли государственные

 

4 The Canadian Electronic Commerce Strategy.., p. 19.

 

5 Ibid., p. 13.

 

 

стр. 58

 

органы в Канаде (в отличие от США) уделили повышенное внимание проблеме защиты интересов потребителей. Это напрямую сказалось и на роли государства, и на структуре и общей направленности соответствующих товарных потоков, ориентированных преимущественно на то, чтобы < электронная> торговля превратилась в важный фактор хозяйственного развития и повышения привлекательности канадской экономики для иностранных инвесторов, и в гораздо меньшей степени - для использования < электронной> торговли как инструмента развития внешнеторговых связей и экспортного потенциала.

 

На решение этой задачи было ориентировано первое направление стратегических действий канадских властей, сформулированное как " Формирование доверия к < электронной> экономике". Авторы канадской модели исходили из того, что " система мер, разработанная применительно к традиционным формам торговли, является недостаточной для создания атмосферы доверия в рамках < электронной> экономики", поскольку " обезличенный и дистанционный характер < электронной> торговли объективно порождает потребность в средствах по уменьшению или устранению риска" ведения торговых операций, в чём крайне заинтересованы и деловые круги, и рядовые потребители. Иными словами, ускоренные темпы развития < электронной> торговли требовали продуманной технологической и правовой инфраструктуры, которая и должна была лечь в основу этой новой формы торговых операций.

 

Создание технологической и правовой инфраструктуры предполагало активное участие государства; в свою очередь, сама эта инфраструктура основывалась на " трёх китах": безопасности торговых сделок в системе < электронной> торговли, которая ассоциировалась, прежде всего, с внедрением наиболее совершенных криптографических технологий; конфиденциальности данных, относящихся к деятельности как деловых структур, так и рядовых потребителей; и защите интересов потребителей6. Все эти элементы были тесно связаны между собой, поскольку эффективность соответствующей правовой базы < электронной> торговли напрямую зависела от степени научно-технического обеспечения новых форм торговых сделок.

 

Второе направление канадской стратегии < электронной> торговли исходило из необходимости " выработки новых форм рыночного поведения", которые были связаны со скорейшим принятием законодательства об < электронных> подписях, определением налогового статуса сделок в системе < электронной> торговли и разработкой правовых мер защиты интеллектуальной собственности.

 

Третье направление предусматривало резкое увеличение инвестиций в развитие телекоммуникационных сетей, создание мощного сектора по производству и внедрению телекоммуникационных технологий с целью обеспечения максимально возможного числа пользователей практически на всей территории Канады доступом к Интернету и другим сетям. Основная роль в реализации этого направления отводилась частному сектору и ведущим телекоммуникационным корпорациям страны, тогда как успех четвёртого направления, озаглавленного " Реализация открывающихся возможностей", напрямую связывался, прежде всего, с деятельностью государственных органов на всех уровнях - федеральном, провинциальном и муниципальном - по переводу всей системы обслуживания, включая государственные закупки товаров и услуг, в < электронную> форму. " < Электронная> торговля, - провозглашалось в программном документе правительства Канады, - должна по-

 

6 Ibid., pp. 23, 24 - 26.

 

 

стр. 59

 

степенно превратиться в основное средство ведения деловых операции государственного сектора" 7.

 

Претворение в жизнь достаточно амбициозной национальной стратегии развития < электронной> торговли потребовало создания специализированного органа в составе Министерства промышленности Канады, которым стал Отдел < электронной> торговли, входящий в состав Сектора радиочастот и информационно-коммуникационных технологий. Деятельность отдела сконцентрирована на реализации основных положений государственной стратегии и включает в себя: а) разработку политики по созданию благоприятной правовой и регулирующей среды для развития < электронной> торговли; б) формирование стратегии по ускоренному внедрению и использованию < электронных> форм ведения бизнеса в промышленности; в) поиск оптимальных форм партнёрства между частным и государственным секторами, в том числе на региональном уровне; г) проведение научных исследований, сбор и публикацию статистических данных, характеризующих как тенденции развития < электронной> торговли в Канаде, так и её социально-экономические преимущества; д) подготовку и контроль за исполнением международных соглашений, участницей которых является Канада, направленных на формирование глобальных рынков < электронной> торговли8.

 

Организационно Отдел < электронной> торговли имеет в своём составе семь подразделений - пять групп (по развитию < электронных> форм ведения бизнеса, криптографической политике и безопасности < электронной> торговли, аутентификации, международной политике и проведению экономических исследований), Директорат политики по обеспечению конфиденциальности и созданную в 2004 г. Специальную комиссию по борьбе со спамом9.

 

Помимо Отдела < электронной> торговли защитой прав потребителей в сфере < электронной> торговли активно занимаются два других подразделения Министерства промышленности - Управление по делам потребителей и Бюро по конкуренции, а также независимое федеральное агентство - Управление комиссара по вопросам конфиденциальности (Office of the Privacy Commissioner of Canada). Последняя структура готовит ежегодный доклад парламенту, в котором значительное внимание уделяется проблемам обеспечения конфиденциальности и соблюдению положений закона " О защите персональной информации и < электронном> документообороте".

 

Таким образом, важнейшей особенностью канадской модели является наличие государственных органов и структур, непосредственно занятых развитием и регулированием < электронной> торговли в соответствии с положениями долгосрочной стратегии, принятой Канадой в 1998 году.

 

Формирование правовой основы и культуры регулирования < электронной> торговли

 

На первых этапах формирования правовой базы регулирования < электронной> торговли федеральные власти Канады в целом следовали складывавшейся во второй половине 1990-х годов мировой практике. В августе 1999 г. Канадская конференция по единообразному законодательству одобрила Единообразный закон об < электронной> торговле (Uniform Electronic Commerce Act) и

 

7 Ibid., p. 38.

 

8 Industry Canada. Department Structure (www.ic.gc.ca).

 

9 Спамом в Канаде официально считается " незатребованная коммерческая < электронная> почта" - Stopping SPAM, May 2005 (www.e-com.ic.gc.ca).

 

 

стр. 60

 

рекомендовала его к принятию на федеральном и провинциальном уровнях. Этот закон основывался на Типовом законе об < электронной> торговле, принятом в 1996 г. Комиссией ООН по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ) и утвержденном резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН А/51/628 от 30 января 1997 г. В этом плане канадский Единообразный закон об < электронной> торговле был частью коммерческого (торгового) права и представлял собой одно из направлений гармонизации и модернизации свода коммерческих законов страны, стратегия которых была одобрена Канадской конференцией по единообразному законодательству в 1998 году10.

 

Принятый в Канаде Единообразный закон об < электронной> торговле имел и ряд других особенностей, которые сыграли большую роль в эволюции национального законодательства в этой сфере. Во-первых, он выходил за рамки термина " торговля" и коммерческого права и распространялся на многие другие формы правоотношений и, во-вторых, не требовал от государственных органов внесения значительных изменений в свод законов национального коммерческого права, что могло обернуться значительными финансовыми издержками и потребовать много времени. При этом за государственными структурами всех уровней сохранялась свобода действий в установлении собственных правил, регулирующих обязательные реквизиты применительно к входящей < электронной> документации (формат данных, источник и время отправления), тогда как на исходящую документацию, т.е. на собственно правительственные документы, распространялись базовые стандарты, прописанные в Единообразном законе об < электронной> торговле.

 

В результате, если принятые в большинстве провинций в 2000 - 2001 гг. законы об < электронной> торговле касались, главным образом, проблемы легализации < электронных> подписей, то одобренный в 2000 г. федеральный закон " О защите персональной информации и < электронном> документообороте" состоял из двух примерно равновеликих частей. Из них < электронным> подписям была посвящена только вторая часть, тогда как первая имела отношение к защите персональных баз данных физических и юридических лиц, которые могли быть использованы при совершении коммерческих сделок в < электронной> форме. В этой части его следует считать одной из форм защиты прав потребителей, поскольку он устанавливает правила сбора, использования и раскрытия персональной информации организациями частного сектора в ходе их коммерческой деятельности. Это законодательство дало канадским гражданам право доступа и внесения изменений в свои персональные базы данных, хранящиеся в собирающих их организациях. Помимо этого, со всеми жалобами они могут непосредственно обращаться в наделённое соответствующими арбитражными полномочиями федеральное Управление комиссара по вопросам конфиденциальности.

 

Принятие этого законодательства способствовало постепенному утверждению в масштабах всего канадского общества десяти основных принципов обеспечения и соблюдения конфиденциальности персональной информации. Согласно исходному принципу - подотчётности - организация как юридическое лицо несёт ответственность за хранение и использование информации персонального характера и обязана предоставлять её физическому лицу или лицам, которых она касается, по их требованию. При этом она должна указывать конкретные цели сбора информации до или на момент формирования соответ-

 

10 См.: Uniform Law Conference of Canada. Commercial Law Strategy, November 2000 (ulcc.org).

 

 

стр. 61

 

ствующей базы данных. Одновременно ей следует заручиться согласием физических лиц на сбор, использование или раскрытие информации персонального характера. Такая организация должна также соблюдать принцип ограниченного сбора необходимой ей информации в рамках уставных норм своей деятельности, применяя при этом законные и добросовестные средства. Информация персонального характера должна использоваться, раскрываться и храниться в ограниченных формах только в тех целях, ради которых она собиралась, за исключением случаев, когда имеется согласие физического лица на распространение его персональной информации, не противоречащее законодательству. При этом сроки её хранения также являются строго ограниченными, обусловленными характером целей и задач деятельности организации.

 

Информация персонального характера должна быть точной, достоверной и постоянно обновляемой, что необходимо для её использования в установленных целях. Собирающая организация должна также обеспечить режим безопасного хранения, адекватный степени конфиденциальности информации. Наряду с этим, в соответствии с принципом открытости она должна по требованию физического лица объяснить политику и практику управления его персональной базой данных. При этом физическому лицу должен быть обеспечен индивидуальный доступ к его базе данных, а также предоставлена информация о формах и методах её сбора, использования и раскрытия; индивид имеет право требовать внесения изменений, если сведения покажутся ему неточными или неполными. И, наконец, физическое лицо имеет право обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции или в надзорные органы на несоблюдение принципов конфиденциальности данной организацией11.

 

Эти принципы обеспечения конфиденциальности персональной информации позволили представителям ряда государственных органов, частных корпораций и союзов защиты прав потребителей выработать в 2001 - 2003 гг. Кодекс мер по защите потребителей в сфере < электронной> торговли. В начале 2004 г. он был одобрен министрами федерального и провинциальных правительств, ответственными за соблюдение прав потребителей, и рекомендован в качестве руководства компаниям, которые занимаются < электронной> торговлей.

 

Особое внимание в Кодексе уделено информационному обеспечению < электронных> торговых сделок. Согласно содержащимся в нём положениям, компании оптовой и розничной торговли должны формулировать свои предложения простым и понятным языком; предложения должны быть правдивыми, ясно написанными и легко доступными на фирменных сайтах с тем, чтобы потребители могли принять продуманное решение о приобретении товаров или услуг. Помимо этого, потребители должны иметь возможность быстро скачать информацию с фирменного сайта и распечатать её на принтере.

 

В качестве отдельного пункта в Кодексе выделена проблема языка, используемого торговой фирмой при совершении онлайновых сделок. Кодекс содержит требование к точному составлению условий контракта и его исполнению, а также предусматривает право потребителя на внесение в контракт изменений, включая возможность его досрочного аннулирования. При этом особое внимание уделено вопросу несвоевременной доставки и/или поставки не заказанной потребителем продукции - именно этой порочной практики должны избегать торговые фирмы.

 

11 Canadian Code of Practice for Consumer Protection in Electronic Commerce. Ottawa, 2004, pp. 16 - 17.

 

 

стр. 62

 

Добровольный характер следования принципам Кодекса со стороны торговых фирм частного сектора, на наш взгляд, снижает эффективность государственной стратегии по максимально возможной коммерциализации Интернета и уменьшает степень доверия рядовых потребителей к < электронной> торговле, особенно в связи с заметно обострившейся в последние годы, в том числе в Канаде, проблемой спама. Однако в целом повышенное внимание к защите интересов и прав потребителей является одним из главных достоинств канадской модели развития < электронной> торговли, что находит свое проявление в объёме и структуре товарных потоков в этой сфере канадской экономики.

 

Объём, структура и основные проблемы развития < электронной> торговли

 

Первые данные официальной канадской статистики об объёме и структуре < электронных> товарных потоков появились в начале XXI века. В течение 1999- 2006 гг. оборот канадской < электронной> торговли увеличился почти в 12 раз - с 4, 2 млрд. до 49, 9 млрд. долл.12, при этом на протяжении всего отмеченного периода, несмотря на экономические трудности начала века, среднегодовые темпы прироста составляли двузначную величину. В частности, в 2002 г. общий объём товарооборота в этой сфере равнялся 11, 1 млрд. долл., в 2003 г. - 18, 9, в 2004 г. - 28, 3 и в 2005 г. - 35, 8 млрд. долларов13.

 

Следует, правда, отметить, что доля Интернет-продаж в общем объёме доходов от торговли не превышает 1%. Аналитики Статистического управления были вынуждены констатировать тот факт, что " < электронная> торговля по-прежнему представляет небольшую часть экономики Канады". Это объясняется тем, что в 2004 - 2006 гг. только 7 - 8% канадских фирм использовали Интернет для реализации своей продукции, тогда как для приобретения товаров и услуг к нему прибегали в среднем 43, 6% компаний14.

 

В течение анализируемого периода постепенно сформировались некоторые структурные особенности канадского сектора < электронной> торговли. На протяжении последних нескольких лет доля < электронных> торговых сделок в розничной торговле и сфере услуг, т.е. в секторе бизнес-потребителю (Business-to-Consumers - В2С), устойчиво составляла порядка 30%, что напрямую связано с государственной политикой по защите интересов потребителей в сфере Интернет-торговли15. Важной особенностью канадской сферы < электронной> торговли является высокая доля экспортных поставок: в частности, в 2005 г. она составила 18% общего объема < электронной> торговли, что было, однако, меньше, чем в рекордном 2002 г., когда этот показатель достигал 28%. В 2005 г. ведущими поставщиками на внешние рынки были отрасли обрабатывающей промышленности, в онлайновых продажах которых доля экспорта приближалась к 50%, в то время как аутсайдерами < электронного> экспорта числились оптовая и розничная торговля с 12%16.

 

12 Здесь и далее - канадские доллары, если не указано иное.

 

13 Electronic Commerce and Technology 2006. - " The Daily", 20. 04.2007.

 

14 Ibidem.

 

15 Для сравнения можно указать, что в США доля сектора В2С в 2004 - 2005 гг. составляла всего 7, 8 - 7, 9% общего объема < электронной> торговли, что примерно в 4 раза меньше, чем в Канаде. - E-commerce 2005, May 2007, p. 2. - U.S. Census Bureau. E-Stat (www.census.gov/estats).

 

16 Electronic Commerce and Technology 2005. - " The Daily", 20.04.2006.

 

 

стр. 63

 

Таблица 1

 

Преимущества < электронных> форм ведения бизнеса

 

Доля частных фирм, активно использующих < электронные> формы ведения бизнеса, %*

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

 

Расширение круга потребителей

 

Улучшение координации с поставщиками и клиентами

 

Снижение производственных издержек

 

Сокращение времени маркетинговых исследований

 

Отсутствие преимуществ

 

 

-----

 

* Итог не равен 100%, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа. - Ред.

 

Electronic Commerce and Technology 2006. - " The Daily", 20.04.2007.

 

Практически с начала регулярной публикации официальных статистических данных о динамике < электронной> торговли четыре отрасли - оптовая торговля, транспорт и складское хозяйство, обрабатывающая промышленность и розничная торговля - устойчиво занимают ведущие позиции: в 2002 - 2005 гг. на их долю приходилось примерно две трети всего объёма < электронной> торговли Канады. В 2006 г. суммарная доля этих отраслей уменьшилась до 61%, при этом доля оптовой торговли составила 18, 5%, транспорта и складского хозяйства - 17, 9%, обрабатывающей промышленности - 14, 2% и розничной торговли - 10, 4%17.

 

С 2003 г. по 2005 г. в объёме < электронной> торговли заметно выросла доля государственных продаж товаров и услуг - с 4, 0% до 8, 2%. (Правда, в 2006 г. был отмечен небольшой спад - до 6, 9%)18. Этот рост также явился прямым следствием реализации положений канадской стратегии развития < электронной> торговли. Как отмечалось выше, эта стратегия предусматривала самую активную роль государственных структур в коммерциализации Интернета: в настоящее время примерно 80% государственных предприятий используют Интернет для реализации своих товаров и услуг, что почти вдвое выше, чем в частном секторе (43, 6%).

 

Периодические опросы канадских фирм, занимающихся < электронной> торговлей, выявили, что < электронные> формы ведения бизнеса позволяют, прежде всего, расширять круг потребителей продукции, а также улучшать координацию деятельности с поставщиками, потребителями и партнёрами по бизнесу. Примерно треть опрошенных фирм назвала эти достоинства в качестве главных преимуществ < электронной> торговли, в то время как ранее считавшийся важным фактор снижения издержек торговой деятельности в настоящее время опустился на третье место. Данные опросов канадских фирм приводятся в табл. 1.

 

Вместе с тем регулярные обследования канадских фирм, проводимые Министерством промышленности и Статистическим управлением, выявили ряд

 

17 Electronic Commerce and Technology 2006. - " The Daily", 20.04.2007.

 

18 Рассчитано по: Electronic Commerce and Technology 2006. - " The Daily", 20.04.2007.

 

 

стр. 64

 

значительных барьеров и устоявшихся стереотипов, мешающих ускоренному развитию < электронной> торговли и внедрению онлайновых форм ведения бизнеса. В 2000_2005 гг. ровно половина опрошенных канадских компаний считала, что продаваемая ими продукция не подходит для реализации через Интернет. Почти треть (32%) заявили о том, что они предпочитают следовать устоявшейся практике ведения бизнеса и не желают испытывать издержки и неудобства, связанные с его технологическим переводом на < электронные> формы. И, наконец, чуть меньше одной пятой обследованных компаний (18%) ответила, что не хочет заниматься < электронной> торговлей из-за невозможности обеспечить безопасность торговых сделок19.

 

То обстоятельство, что к 2006 г. почти 85% канадских фирм, подключённых к Интернету, пользовались услугами высокоскоростных сетей, и только 10%) - низкоскоростных, свидетельствовало, по мнению аналитиков, о достижении определённого порога насыщения экономики услугами телекоммуникационной связи. При этом предприятия малого бизнеса (с числом занятых 20 и менее человек) и среднего бизнеса (от 21 до 100 человек) заметно уступали предприятиям крупного бизнеса (с числом занятых свыше 100 человек) в онлайновых покупках и продажах производимой продукции. Так, в 2005 г. онлайновые приобретения товаров и услуг осуществляло только 40% малых фирм, порядка 63% средних и около 68% крупных. Разрыв с точки зрения реализации производимой продукции был ещё большим: в том же году к услугам Интернета прибегло только 6% компаний малого бизнеса, 10% компаний среднего бизнеса и 16% компаний крупного бизнеса20.

 

Это заставило внести заметные коррективы в представления 1990-х годов, когда " < электронная> экономика" только зарождалась, о том, что Всемирная паутина создаст значительные возможности для развития малого и среднего бизнеса, который сможет " на равных" конкурировать с крупными корпорациями в условиях сетевой организации хозяйственной деятельности. Широкое распространение < электронных> форм ведения бизнеса, включая < электронную> торговлю, теоретически должно было стать мощным фактором ускорения экономического роста, поскольку в начале XXI века на долю предприятий малого и среднего бизнеса в Канаде приходилось 60% производимого ВВП, 80% занятости и 85% вновь создаваемых рабочих мест.

 

Систематические обследования компаний малого и среднего бизнеса, проведённые в Канаде по заказу деловых кругов, показали, что они не видят для себя большой экономической выгоды в переходе на < электронные> формы ведения бизнеса, так как - по определению - не имеют значительных возможностей для снижения производственных и административных издержек. Кроме того, эти компании испытывают определённые технические трудности, так как не имеют в своём штате достаточно квалифицированных специалистов, способных сравнительно безболезненно и с небольшими затратами внедрить современные информационно-коммуникационные технологии. Предприятия малого и среднего бизнеса, как правило, не придерживаются долгосрочной стратегии развития, их деятельность не подчиняется заранее выработанному пла-

 

19 Electronic Commerce and Technology 2005. - " The Daily", 20.04.2006; Noce A. and Peters C. Barriers to Electronic Commerce in Canada: A Size of Firms and Industry Analysis. Ottawa, 2005, p. 5.

 

20 Statistics on the Digital Economy. Fast Facts. Updated: April 2007 (www.strategis.gc.ca).

 

 

стр. 65

 

Таблица 2

 

Итоговые данные обследования о последствиях перехода фирм на < электронные> формы ведения бизнеса

Параметр

В среднем

Размер фирм (число занятых)

 

20 - 49

50 - 99

100 - 500

 

Рост поступлений, %

8, 5

9, 2

8, 4

7, 9

 

Снижение производственных издержек, %

1, 8

0, 4

1, 6

3, 3

 

Снижение административных расходов, %

2, 6

1, 1

1, 8

4, 5

 

 

-----

 

Net Impact Study Canada. Strategies for Increasing SME Engagement in the e-Economy. Final Report. September 2004, p. 12. The Canadian e-Business Initiative (www.cebi.ca).

 

ну, и поэтому им трудно воспринять стратегию внедрения < электронных> форм ведения бизнеса как таковую21.

 

Анализ финансовых последствий перехода на < электронные> формы ведения бизнеса, в том числе торговли, среди обследованных в 2004 г. канадских компаний показал, что крупные предприятия получали основные выгоды в виде снижения производственных и административных расходов, в то время как мелкие и средние - в виде роста поступлений (см. табл. 2).

 

Канадские аналитики считают, что ускоренный переход на < электронные> формы ведения бизнеса должен стимулироваться государственной политикой, прежде всего на федеральном уровне. Правительству следует разработать специальную программу развития < электронных> форм ведения бизнеса и < электронной> торговли (в виде " дорожной карты") для фирм малого и среднего бизнеса.

 

Усиление регулирующей роли канадского государства, особенно на федеральном уровне, в развитии < электронной> торговли в последние годы объясняется ещё одним обстоятельством. Вопреки распространенному, в том числе и в России, мнению, о том, что " являясь по сути глобальной, децентрализованной информационной средой.., Интернет представляет собой идеальный инструмент для ведения экономической (выделено мною. - Н. М.)...деятельности с использованием новых информационных технологий" 22, выяснилось, что существует серьёзная проблема " нецелевого" использования Интернета, обусловленная именно его прогрессирующей коммерциализацией. Речь идёт, главным образом, о проблеме спама.

 

Система межправительственных заявлений о развитии < электронной> торговли

 

Отличительной особенностью канадской модели развития < электронной> торговли является система межправительственных заявлений о сотрудничестве в сфере < электронной> торговли, заключённых Канадой с Австралией, Великобританией, Коста-Рикой, странами - членами НАФТА и Европей-

 

21 Net Impact Study Canada. Strategies for Increasing SME Engagement in the e-Economy. Final Report. September 2004, pp. 1 - 2; Ibid., November 2004, pp. 1 - 2 (www.cebi.ca).

 

22 Тедеев А. А. Информационное право (право Интернета). М., 2005, с. 55.

 

 

стр. 66

 

ским Союзом23. Эти договорённости имеют примерно одинаковый формат и представляют собой декларации о намерениях, исходя из совместного понимания ключевой роли < электронной> торговли в глобальной экономике. Появление таких межправительственных заявлений представляет собой весьма примечательное явление, свидетельствующее о приоритетности двухсторонних и региональных связей и соглашений о развитии < электронной> торговли по сравнению с рамочными соглашениями, подписанными в этой области по линии международных организаций.

 

В частности, в заявлении правительств Канады и Коста-Рики о глобальном развитии < электронной> торговли приоритетными направлениями двухсторонних действий объявлены такие сферы, как защита интересов потребителей; всемерное развитие < электронного> правительства как " модельного пользователя" информационно-коммуникационных технологий; сохранение конфиденциальности информации; обеспечение безопасности < электронных> сделок (сотрудничество в области аутентификации); развитие связей между деловыми кругами двух стран; создание среды, благоприятной для участия малого и среднего бизнеса в международной < электронной> торговле24. Легко заметить, что этот перечень представляет собой не что иное, как форму " мягкого навязывания" ключевых элементов канадской стратегии развития < электронной> торговли другим странам.

 

В заявлении ведущих экономических ведомств Канады, США и Мексики о совместных принципах развития < электронной> торговли угадывается стремление создать своего рода Североамериканскую зону свободной < электронной> торговли (наподобие НАФТА). В нём, в частности, прямо говорится о том, что " < электронная> торговля и < электронные> формы ведения бизнеса играют важную роль в изменении характера снабжения и поставок для промышленности, в повышении скорости и эффективности обработки продукции и её доставке потребителям в масштабах всей североамериканской экономики" 25.

 

В последние годы в связи с нарастанием кризисных явлений в развитии многосторонних торговых отношений и в Канаде, и в США активно ищут возможные альтернативы " плохо управляемым" международным организациям, в частности ВТО, членами которой является 151 государство. Так, среди канадских экономистов, работающих на ключевых должностях в государственных ведомствах, всё большее распространение получают взгляды, согласно которым " экономическое развитие представляет собой сложный феномен, имеющий преимущественно внутренний характер. И хотя торговая либерализация по-прежнему рассматривается как важная составная часть перестройки экономики в условиях глобализации, идея о том, что раунд торговых переговоров (в рамках ВТО. - Н. М.) является основной движущей силой экономического развития, равносилен утверждению, что хвост виляет собакой" 26.

 

23 Industry Canada. The Digital Economy in Canada. International Agreements (www.strategis.gc.ca).

 

24 Industry Canada. The Digital Economy in Canada. Canada - Costa Rica Joint Statement on Global Electronic Commerce (www.strategis.gc.ca).

 

25 Industry Canada. The Digital Economy in Canada. Electronic Commerce, Information and Communications Technologies Working Group. Framework of Common Principles for Electronic Commerce, p. 4 (www. strategis.gc.ca).

 

26 Curtis J. and Ciuriak D. A New Realism in the Doha Round? A Roundtable Discussion. In: Trade Policy Research 2007. Ottawa, 2007, p. 9.

 

 

стр. 67

 

Согласно расчётам американских специалистов, общие выгоды для экономики США в случае успешного завершения нынешнего раунда переговоров в рамках ВТО (раунд Доха) могут составить не более 164 млрд. долл. США, в то время как заключение " торговых соглашений о зонах свободной торговли с Чили, Сингапуром. Австралией, Марокко и Южной Кореей, по оценкам, должно принести выгоду в размере 4, 17, 19, 6 и 30 млрд. долл. США соответственно. Соглашение о зоне свободной торговли с 21 страной АТЭС предположительно позволит Соединенным Штатам получить экономические выгоды в сумме 244 млрд. долл. США, что превышает размер потенциальных выгод в случае успешного завершения переговоров в рамках раунда Доха, поскольку соглашения о зонах свободной торговли являются более широкими с точки зрения охватываемых ими отраслей промышленности и сферы услуг по сравнению с торговой системой ВТО" 27. Региональные и двухсторонние межправительственные договоренности Канады о развитии < электронной> торговли в конечном счёте ориентированы на достижение аналогичных экономических эффектов.

 

* * *

 

Канадскую модель развития и регулирования < электронной> торговли отличает определённая специфика, которая выражается в том, что большую роль в этой сфере играют органы государственной власти. С конца прошлого века развитие < электронной> торговли определяется продуманной и достаточно хорошо разработанной долгосрочной стратегией. Её реализация возложена на Министерство промышленности Канады, в котором основную роль играет специально созданный Отдел < электронной> торговли. Канадская стратегия развития < электронной> торговли основана на сотрудничестве государственных органов, деловых кругов и объединений по защите прав и интересов потребителей. В её рамках повышенное внимание уделено проблемам защиты интересов потребителей и обеспечению конфиденциальности торговых сделок и используемых при этом персональных баз данных. Рассмотренную модель отличает также сбалансированный характер целей и задач внутри- и внешнеэкономического развития < электронной> торговли. В сформировавшемся балансе целей и задач внешнеэкономическая деятельность компаний онлайновой торговли базируется на привлекательности и приоритетном значении внутриканадского сегмента < электронной> торговли. С этой точки зрения канадская модель, без сомнения, представляет повышенный интерес как для российских специалистов, изучающих зарубежный опыт, так и для государственных органов РФ, непосредственно занимающихся правовым регулированием и внедрением < электронных форм ведения бизнеса.

 

27 CRS Report for Congress. Trade Agreements: Impact on the U.S. Economy. Updated June 1, 2006, p. CRS-14 (https://fps.state.gov/documents/organiztion/67843.pdf).

 

 

стр. 68

https://www.ebiblioteka.ru/searchresults/article.jsp? art=5& id=13571978

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Калмыки в русских письменных источниках | Canadian Wonder Tales




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.