Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 86: Похищение Субхадры и посещение Господом Кришной Шрутадевы и Бахулашвы






 

Узнав о событиях, описанных в предыдущей главе, царь Парикшит захотел также услышать другие рассказы о Кришне и Его лилах. Он попросил Шукадеву Госвами рассказать о том, как Арджуна, дед Махараджи Парикшита, по совету Господа Кришны похитил его бабушку, Субхадру, а затем женился на ней. Царю не терпелось узнать об этом.

 

Шукадева Госвами рассказал ему такую историю:

 

- Однажды великий герой Арджуна, дед царя Парикшита, совершал паломничество по святым местам. Он путешествовал по всей стране и наконец прибыл в Прабхаса-кшетру. Там он узнал, что Господь Баларама решил выдать Субхадру, дочь Васудевы, который был дядей Арджуны со стороны матери, замуж за Дурьодхану. Невзирая на несогласие Васудевы и Кришны, брата Субхадры, Баларама сговорился о свадьбе. Арджуна сам хотел жениться на Субхадре, и чем больше он думал о ней, о ее красоте, тем сильнее становилось его желание взять ее в жены. Обдумав все как следует, он переоделся санньяси-вайшнавом и, взяв в руки триданду, отправился в Двараку.

 

Санньяси-майавади ходят с одной дандой или посохом, а санньяси-вайшнавы - с тремя. Три посоха, или триданда, означают, что санньяси-вайшнав дал обет быть преданным Верховному Господу телом, умом и речью. Триданда-санньяса существует уже долгое время, и санньяси-вайшнавов называют триданди, а иногда триданди-свами или триданди-госвами.

 

Санньяси обычно путешествуют по всей стране и проповедуют, но в течение поры дождей, которая в Индии длится с июля по октябрь, они живут в каком-нибудь одном месте и никуда не выходят. Пребывание санньяси в одном месте называется чатурмасья-врата. Жители того места, где остановился санньяси, спешат воспользоваться его присутствием, чтобы совершенствоваться духовно.

 

Переодетый триданди-санньяси, Арджуна прожил в Двараке четыре месяца поры дождей и все это время обдумывал, каким образом жениться на Субхадре. Никто из жителей Двараки, даже Господь Баларама, не узнал его в одеждах санньяси. Все они почитали санньяси, не подозревая о том, кто он такой на самом деле.

 

Однажды Господь Баларама пригласил этого санньяси к Себе на обед. Баларамаджи с почтением предлагал ему всевозможные кушанья, и мнимый санньяси с удовольствием ел их. Обедая в доме Баларамаджи, Арджуна не отводил глаз от прекрасной Субхадры, которая пленяла всех великих героев и царей. Влюбленный в девушку, Арджуна смотрел на нее сияющим взором. Он решил во что бы то ни стало жениться на ней, и ум его пришел в смятение.

 

Сам Арджуна, дед Махараджи Парикшита, был необыкновенно хорош собой. Великолепно сложенный, он пленил Субхадру, которая втайне решила, что выйдет замуж только за него. Она была простодушна и радостно улыбалась, глядя на Арджуну. Его же все сильнее и сильнее влекло к ней. Так Субхадра отдала свое сердце Арджуне, и он решил жениться на ней, чего бы это ни стоило. С тех пор он день и ночь только и думал о том, как жениться на Субхадре, и эти мысли не давали ему покоя.

 

Однажды Субхадра выехала на колеснице из дворца, чтобы почтить Богов в храме. Воспользовавшись этим, Арджуна, с согласия Васудевы и Деваки, похитил ее. Он вскочил на колесницу, в которой ехала Субхадра, и приготовился к битве. Вооружившись луком и стрелами, он стойко отражал нападение воинов, которым было приказано схватить его. Видя, что Субхадру похищают, ее родственники и члены семьи подняли громкий крик, но это не остановило Арджуну: он увез Субхадру, подобно тому как лев уносит свою добычу. Когда Господу Балараме сообщили, что в одеждах санньяси скрывался Арджуна, придумавший эту уловку, чтобы похитить Субхадру, и что он успешно осуществил свой замысел, Баларама разгневался. В ярости Он походил на океан, разбушевавшийся в ночь полнолуния.

 

Господь Кришна был на стороне Арджуны. Чтобы успокоить Балараму, Он вместе с другими членами семьи упал Ему в ноги и стал умолять простить Арджуну. Кришна убедил Господа Балараму, что Субхадра влюблена в Арджуну, и Баларама, узнав, что девушка сама хочет выйти за Арджуну замуж, смягчился. Так все было улажено, и Господь Баларама, чтобы порадовать новобрачных, послал Субхадре богатое приданое: множество слонов, колесниц, лошадей, слуг и служанок.

 

Махараджа Парикшит хотел снова и снова слушать о Господе Кришне, поэтому, рассказав о похищении Субхадры, Шукадева Госвами тут же начал другое повествование.

 

В городе Митхила, столице царства Видеха, жил вместе со своей семьей некий брахман. Этот брахман по имени Шрутадева был великим преданным Господа Кришны. В полной мере обладая сознанием Кришны, он неустанно служил Господу. Поэтому ум его был всегда спокоен и его не привлекало ничто материальное. Человек он был очень ученый, и его единственным желанием было всегда пребывать в сознании Кришны. Хотя брахман обзавелся семьей, он не прилагал больших усилий, чтобы заработать себе на пропитание, но довольствовался и вполне обходился тем, что доставалось ему без особого труда. По воле судьбы каждый день он получал лишь самое необходимое, и не более того. Поскольку брахман не стремился к излишествам, он жил спокойно и выполнял все, что предписано брахманам.

 

К счастью, царь Митхилы был таким же великим преданным Господа, как и брахман. Звали этого знаменитого царя Бахулашва. Он всюду был известен как мудрый правитель, который никогда не стремился расширить границы своего царства, чтобы удовлетворить собственное честолюбие. И брахман, и царь Митхилы Бахулашва были чистыми преданными Господа Кришны.

 

Господь Кришна был очень милостив к этим двум преданным: царю Бахулашве и брахману Шрутадеве. Поэтому однажды Он велел Своему колесничему Даруке отвезти Его в столицу Митхилы. Господа Кришну сопровождали великие мудрецы: Нарада, Вамадева, Атри, Вьясадева, Парашурама, Асита, Аруни, Шукадева, Брихаспати, Канва, Майтрейя, Чьявана и другие. Господь Кришна и мудрецы проехали через многие деревни и города, и везде их приветствовали с величайшим почтением и предлагали различные дары. Когда жители какого-нибудь города или деревни собирались, чтобы лицезреть Господа и великих мудрецов, им казалось, будто перед ними сияет само солнце в окружении многочисленных планет-спутников. Господь Кришна и мудрецы миновали царства Анарта, Дханва, Куру-джангала, Канка, Матсья, Панчала, Кунти, Мадху, Кекайя, Кошала и Арна, и все их обитатели, мужчины и женщины, могли воочию увидеть Господа Кришну. Встречая Господа с открытыми сердцами, полными любви, они испытывали неземное блаженство и, казалось, пили глазами сладостный нектар, когда смотрели на Его прекрасное лицо. В тот же миг рассеивались все их прошлые представления о жизни, порожденные невежеством. Когда Господь проезжал через различные страны, люди, собиравшиеся Его приветствовать, от одного взгляда Господа обретали счастье и освобождались от невежества. Иногда к людям присоединялись полубоги: они прославляли Господа, освобождая все стороны света от бед и несчастий. Наконец, Господь Кришна достиг царства Видеха.

 

Когда жители этого царства узнали о прибытии Господа, они ощутили безграничное счастье и вышли Ему навстречу, неся многочисленные дары. Как только они увидели Господа Кришну, их сердца тотчас же расцвели в неземном блаженстве, подобно лотосам, расцветающим на восходе солнца. До сих пор они только слышали имена великих мудрецов, но никогда не видели их самих. Теперь же, по милости Господа Кришны, они смогли лицезреть и великих мудрецов, и Самого Господа.

 

Царь Бахулашва и брахман Шрутадева, зная, что Господь приехал в их город только для того, чтобы оказать им милость, тотчас пали к Его лотосоподобным стопам, выражая Ему почтение. Сложив ладони, царь и брахман одновременно пригласили Господа Кришну и всех мудрецов в свои дома. Чтобы доставить удовольствие им обоим, Господь, раздвоившись, пошел сразу в оба дома, но ни царь, ни брахман не знали об этом, и каждый думал, что Господь и Его спутники посетили лишь его одного. Так Господь, Верховная Личность Бога, явил одно из Своих совершенств, которое в священных писаниях называется вайбхава-пракаша. Когда Господь Кришна женился на шестнадцати тысячах царевен, Он предстал в шестнадцати тысячах обликах, одинаково всемогущих. Точно так же во Вриндаване, когда Брахма украл телят и пастушков, друзей Кришны, Господь явил Себя во множестве новых телят и маленьких пастушков.

 

Бахулашва, царь Видехи, был очень умным и благонравным человеком. Он был поражен тем, что у него в доме находится Сам Верховный Господь, Личность Бога, и так много великих мудрецов. Он знал, что обусловленные души, занятые мирскими делами, не могут быть в полной мере чисты сердцем, тогда как Верховная Личность Бога и Его чистые преданные всегда свободны от материальной скверны. Поэтому, увидев в своем доме Верховную Личность Бога, Кришну и великих мудрецов, царь был потрясен и начал благодарить Господа Кришну за Его неизъяснимую милость.

 

Чувствуя себя в большом долгу перед Господом и желая как можно лучше принять столь редких гостей, царь велел принести мягкие сидения и подушки, чтобы Господу Кришне и мудрецам было как можно удобнее. В уме Махараджи Бахулашвы царило смятение, не потому что его что-то терзало, а потому что он испытывал экстатическую любовь и преданность Господу. Его сердце было исполнено любви к Господу и Его спутникам, и в глазах стояли слезы восторга. Он омыл стопы своим божественным гостям, а затем он и члены его семьи окропили этой водой свои головы. После этого царь поднес гостям красивые гирлянды из цветов, сандаловую пасту, новые одежды и украшения, благовония и светильники, подарил им коров и быков. С учтивостью, подобающей царю, он почтил каждого из гостей. После великолепного пиршества, когда все удобно уселись, Бахулашва приблизился к Господу Кришне и коснулся Его лотосоподобных стоп. Положив стопы Господа себе на колени, он начал растирать их и восхвалять Господа своим благозвучным голосом:

 

- О возлюбленный Господь, Ты - Сверхдуша всех живущих. Ты - свидетель, пребывающий в сердце каждого, и Тебе известны все наши дела и поступки. Мы должны всегда помнить о Твоих лотосоподобных стопах, чтобы не сбиться с истинного пути и вечно служить Тебе с любовью и преданностью. Поскольку я всегда думаю о Твоих лотосоподобных стопах, Ты соблаговолил посетить меня в Своей неизъяснимой милости. О Господь, Ты много раз говорил, что Твои чистые преданные для Тебя дороже, чем Господь Баларама и богиня процветания, которая неустанно служит Твоим стопам. Твои преданные для Тебя дороже, чем Твой первый сын, Господь Брахма, и я уверен, что Ты милостливо посетил мой дворец только для того, чтобы подтвердить Свои божественные слова. Я не понимаю, как люди могут оставаться безбожниками и уподобляться демонам, даже узнав о том, как Ты милостив и как любишь Своих преданных, посвятивших себя сознанию Кришны. Как могут они забыть о Твоих лотосоподобных стопах?

 

О Господь, нам известно, что Ты необыкновенно милостив и щедр, и, когда человек оставляет все, чтобы посвятить себя сознанию Кришны, Ты порою отдаешь ему Себя в награду за бескорыстное служение. Ты родился в недрах династии Яду, чтобы исполнить Свою миссию - спасти обусловленные души, которые, ведя материальное существование, погрязли в грехах. Весть о Твоем явлении уже распространилось по всему миру. Ты - безбрежный океан милосердия и любви. Твое божественное тело вечно, исполнено блаженства и знания. В облике прекрасного Шьямасундары, Кришны, Ты привлекаешь к Себе все сердца. Твое знание безгранично, и, чтобы научить людей преданному служению, Ты пришел на землю в воплощении Нара-Нараяны, который предается суровому подвижничеству в Бадаринараяне. Позволь же мне смиренно склониться к Твоим лотосоподобным стопам. О возлюбленный Господь, прошу Тебя и Твоих спутников, великих мудрецов и брахманов, провести в моем доме хотя бы несколько дней, чтобы пыль с Твоих лотосоподобных стоп освятила мою семью, принадлежащую к роду прославленного царя Ними.

 

Господь Кришна не мог отказать в просьбе Своему преданному и вместе с мудрецами провел у него несколько дней, освящая Своим присутствием город Митхилу и его обитателей.

 

В то же самое время брахман Шрутадева, охваченный духовной радостью, принимал у себя Господа Кришну и Его спутников. Удобно усадив гостей, брахман начал танцевать, взмахивая накидкой. Шрутадева был небогат и смог предложить высоким гостям, Господу Кришне и великим мудрецам, только подстилки и соломенные циновки, но приветствовал их со всем радушием. Брахман восславил Господа и мудрецов, а затем он и его жена омыли стопы каждому из гостей. Водой, оставшейся после омовения, брахман окропил головы всех членов своей семьи. При всей своей бедности он выглядел необычайно счастливым. Приветствуя Господа Кришну и Его спутников, Шрутадева не помнил себя от радости. Тепло встретив гостей, он поднес им фрукты, курящиеся благовония, душистую воду и глину, листья туласи, солому куши и лотосы. Дары эти были недорогие, и собрать их можно было без особого труда, но, поскольку брахман предложил их с любовью и преданностью, Господь Кришна и Его спутники охотно их приняли. Жена брахмана приготовила рис, дал и другие незатейливые блюда, но Господь Кришна и мудрецы вкушали их с большим удовольствием, ибо все было предложено с любовью. Пока Господь Кришна и другие гости ели, брахман Шрутадева размышлял: " Я упал в глубокий, темный колодец семейной жизни, и на всем свете нет никого несчастнее меня. Как же случилось, что Господь Кришна, Верховная Личность Бога, и Его спутники, великие мудрецы, чье присутствие может освятить любое место и превратить его в место паломничества, согласились прийти в мой дом? "

 

Пока брахман размышлял, гости закончили трапезу и удобно уселись на своих местах. Тогда брахман Шрутадева, его жена, дети и другие родственники подошли к высоким гостям, чтобы прислуживать им. Коснувшись лотосоподобных стоп Господа Кришны, брахман заговорил:

 

- О возлюбленный Господь, Ты - Верховная Личность, Пурушоттама, который запределен материальному миру и до, и после его сотворения. Ничто из происходящего в этом мире или совершаемого обусловленными душами, не нарушает Твоего трансцендентного положения. Мы понимаем, что Ты не только сегодня удостоил нас Своим посещением - с тех пор как существует материальный мир, Ты в облике Сверхдуши сопровождаешь всех его обитателей.

 

Слова брахмана очень важны. Действительно, Верховный Господь, Личность Бога, сотворив материальный мир, входит в него как Параматма - Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну - и пребывает в серце каждой обусловленной души как ее добрый друг. Господь сопровождает каждого из нас с того самого времени, как мы появились в материальном мире, но мы не понимаем этого, поскольку наше сознание осквернено. Если же мы изменим свое сознание, то есть разовьем в себе сознание Кришны, мы тут же поймем, как Кришна старается помочь обусловленным душам вырваться из пут материального существования.

 

- О возлюбленный Господь, - продолжал Шрутадева, - Ты вошел в материальный мир как бы во сне. Во сне обусловленная душа создает недолговечные, обманчивые миры, и с ней происходит много иллюзорного: она может стать царем, погибнуть от рук убийцы или отправиться в незнакомый город - но все это недолговечно. И Ты, о Господь, как будто во сне вступаешь в материальный мир, чтобы создать временное многообразие, но не ради Себя Самого, а ради обусловленных душ, которые хотят наслаждаться, подражая Тебе. Наслаждения, которые обусловленная душа испытывает в материальном мире, временны и иллюзорны. Однако сама обусловленная душа неспособна создать даже временных условий для иллюзорного наслаждения. Чтобы помочь ей и исполнить ее недолговечные, иллюзорные желания, Ты приходишь в бренный материальный мир и сопровождаешь ее со времени ее появления в этом мире. Когда обусловленная душа встречается с Твоим чистым преданным и начинает служить Тебе: слушает рассказы о Твоих божественных играх, прославляет Твои божественные деяния, поклоняется Твоему вечному образу в храме, возносит Тебе молитвы и участвует в беседах о Тебе, чтобы постичь Твою божественную природу, она постепенно освобождается от материальной скверны. И по мере того, как ее сердце очищается от скверны, она начинает видеть в нем Тебя. Хотя Ты всегда рядом с обусловленной душой, Ты открывашься ей только после того, как она очистится через преданное служение. Те же, кто не служит Верховному Господу, кто поглощен кармической деятельностью, либо выполняя предписания Вед, либо занимаясь обычными делами, оказываются во власти телесных представлений о жизни, приносящих лишь видимость счастья. Таким людям Ты не открываешь Себя - Ты все больше и больше отдаляешься от них. Но тому, кто посвятил себя преданному служению и очистил свое сердце, неустанно повторяя Твое святое имя, уже дано понять, что Ты - его вечный спутник.

 

О Господь, говорится, что, пребывая в сердце преданного, Ты даешь наставления, которые помогают ему быстро вернуться к Тебе. Эти наставления открывают преданному, что Ты присутствуешь в его сердце. Только преданный может ощутить Твое присутствие. Но от того, кто отождествляет себя с собственным телом и жаждет удовольствий, Ты всегда скрыт завесой йогамайи. Такой человек не понимает, что Ты совсем рядом, в его сердце. К тому, кто не предан Тебе, Ты являешься в облике неотвратимой смерти. Кошка носит в зубах и котенка, и мышь. Мышь в зубах у кошки ощущает дыхание смерти, а котенок - любовь и заботу матери. Так и Ты пребываешь в сердце каждого, но для непреданного Ты олицетворяешь жестокую смерть, а для преданного являешься верховным наставником и мудрым философом. Иными словами, безбожнику Бог представляется смертью, тот же, кто предан Господу, всегда ощущает Его присутствие в своем сердце, повинуется Его наставлениям и остается трансцендентным, не подверженным скверне материального мира.

 

Ты - верховный властелин, повелитель материальной природы. Безбожники лишь наблюдают за ее действиями, но не видят, что за ними стоишь Ты. Однако преданный замечает Твою руку в каждом движении материальной природы. Завеса йогамайи не застилает глаз Твоему преданному, о Господь, - она застилает глаза лишь тем, кто не предан Тебе. Непреданный не видит Тебя, подобно тому как человек не видит солнце, когда небо затянуто тучами. Тот же, кто поднялся выше туч, видит солнце во всем его ослепительном блеске.

 

О Господь, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Мой возлюбленный, лучезарный Господь, я - Твой вечный слуга. Прошу, скажи, что я могу для Тебя сделать? Душа, покрытая материальной скверной, подвергается тройственным страданиям до тех пор, пока Ты не предстанешь перед ней. Но как только она обретет сознание Кришны и сможет лицезреть Тебя, все горести материальной жизни тут же исчезают.

 

Верховная Личность Бога, Кришна, безмерно любит Своих преданных. Выслушав молитвы Шрутадевы, исполненные чистой преданности, Господь был очень доволен. Он тут же взял брахмана за руки и сказал:

 

- Мой дорогой Шрутадева, эти великие мудрецы, брахманы и святые оказали тебе большую милость, посетив твой дом. Тебе выпало великое счастье. Эти мудрецы милостиво путешествуют со Мной, и куда бы они ни пришли, священная пыль из-под их стоп очищает и одухотворяет все вокруг. Обычно люди почитают Бога в храмах или путешествуют по местам паломничества, поклоняясь святыням, и постепеннно очищаются от материальной скверны. Но великие мудрецы и святые столь могущественны, что при одном лишь взгляде на них человек тотчас освобождается от осквернения.

 

Более того, и паломничество по святым местам, и почитание полубогов обретают очистительную силу по милости святых. Только присутствие святых людей освящает места паломничества. Дорогой Шрутадева, родившись брахманом, человек сразу становится наилучшим из людей. И если такой брахман, черпая удовлетворение в себе, занимается подвижничеством, изучает Веды и преданно служит Мне, как повелевает долг брахмана, иными словами, если брахман становится вайшнавом, то какого величия он достигает! Даже Мое воплощение, четырехрукий Нараяна, не столь приятен и дорог Мне, как брахман, который стал вайшнавом. Само слово брахман означает " познавший Веды". Брахман - вместилище совершенного знания, а Я - вместилище всех богов. Люди не слишком разумные не способны постичь Меня. Не могут они понять и того, как могущественны брахманы-вайшнавы. Такие люди находятся во власти трех материальных гун и потому осмеливаются осуждать Меня и Моих чистых преданных. Брахман-вайшнав или преданный, обладающий брахманическими качествами, постигает Меня в своем сердце и ясно видит, что материальный космос и все, что в нем есть, - это порождение разнообразных энергий Верховного Господа. Он имеет ясное представление обо всей материальной природе и о совокупной материальной энергии, поэтому во всем происходящем такой преданный видит только Меня.

 

Дорогой Шрутадева, считай всех этих великих святых, брахманов и мудрецов Моими истинными представителями. С глубокой верой почитая их, ты будешь еще ревностнее почитать Меня. Я ценю поклонение Моим преданным выше, чем поклонение Самому Себе. Если кто-то станет поклоняться непосредственно Мне, не почитая Моих преданных, Я не приму такого поклонения, каким бы пышным оно ни было.

 

Брахман Шрутадева и царь Митхилы, следуя наставлениям Господа, с одинаковым почтением приняли Кришну и Его спутников - великих мудрецов и святых брахманов. И брахман, и царь в конце концов достигли высшей цели и вознеслись в духовный мир. Преданный не знает никого, кроме Господа Кришны, и Господь Кришна никого не любит так, как своих преданных. Когда Господь Кришна гостил в Митхиле, Он находился одновременно в доме брахмана Шрутадевы и во дворце царя Бахулашвы. Щедро одарив их Своими духовными наставлениями, он возвратился в Свою столицу Двараку.

 

Мы видим, что Господь был одинаково милостив к царю Бахулашве и брахману Шрутадеве, поскольку оба они были чистыми преданными. Только став чистым преданным, можно получить признание Верховной Личности Бога. В наши дни многие незаслуженно гордятся своей принадлежностью к семьям кшатриев или брахманов, только потому что они родились в этих семьях. Но в писаниях сказано: калау шудра-самбхавах: " В Кали-югу все рождаются шудрами ". Причина в том, что в век Кали никто не проходит через очистительные обряды, самскары, которые должны проводиться со дня зачатия в лоне матери и до смерти. В наше время никто не может быть причислен к тому или иному сословию, особенно к высшим сословиям - брахманов, кшатриев или вайшьев - только по праву рождения. Если человек не прошел через очистительный обряд гарбхадхана-самскара, предшествующий зачатию, он сразу же попадает в сословие шудр, ибо только шудры не проходят обряда очищения. Только шудры и животные зачинают детей, не следуя очистительному методу сознания Кришны. Сознание Кришны - самый лучший из всех методов очищения. С помощью этого метода каждый может стать вайшнавом, обладающим всеми достоинствами брахмана. Вайшнавов учат воздерживаться от четырех грехов: недозволенных половых отношений, употребления одурманивающих средств, азартных игр и мясоедения. Не выполнив этих предварительных условий, нельзя достичь уровня брахмана, а не став истинным брахманом, нельзя стать чистым преданным Верховной Личности Бога.

 

На этом в изложении Бхактиведанты заканчивается восемьдесят шестая глава книги " Кришна - источник вечной радости" под названием " Похищение Субхадры и посещение Господом Кришной Шрутадевы и Бахулашвы"

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.