Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кабинет министров. 1. Утверждение в Англии конституционной монархии получило закрепление в следующих актах парламента:






1. Утверждение в Англии конституционной монархии получило закрепление в следующих актах парламента:

Хабеас корпус акт (" Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем") - 1679 г.;

Билль о правах - 1689 г.;

Акт об устроении- 1701г.

2. Принятый в 1679 г. Хабеас корпус акт (" Акт о лучшем обеспечении сво­боды подданных и о предупреждении заточений за морем") приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии. Он устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду, пре­доставляет суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан и содержит ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежа­щей судебной процедурой и по месту совершения проступка.

Его название происходит от латинской начальной строки приказа суда о доставке арестованного.

3. Билль о правах 1689 г. резко ограничил прерогативы короны и гаранти­ровал права парламента. Он устанавливал свободу слова и прений в парла­менте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Срок полномочий парламента был определен в З года, впоследствии был увеличен до 7 лет.

Утверждалось верховенство парламента в области законодательной вла­сти и финансовой политики. Без согласия парламента король не имел права:

• приостанавливать действие законов или их исполнение;

• взимать налоги и сборы в пользу короны;

• набирать и содержать постоянную армию в мирное время.

Король продолжал участвовать в законодательной деятельности, также ему предоставлялось право абсолютного вето.

 

4. Акт об устроении, или " Закон о престолонаследии", принятый в 1701 г., устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения компетенции законодательной и исполнительной власти. Для развития конституционного строя Англии важное значение имели следующие положения этого документа:

• установление принципа контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, были действительны только при наличии подпи­си соответствующего министра;

• установление принципа несменяемости судей - отстранить их от должно­сти можно было только по решению парламента. Это правило провозг­лашало отделение судебной власти от исполнительной.

5. Важную часть английской конституции составляют неписаные правила, установление которых определяет дальнейшее развитие английской конституции. Эти правила утвердились в XVIII в. и стали называться кон­ституционным прецедентом. К основным из них относятся:

• непосещение королем заседаний кабинета министров;

• формирование правительства из членов партии, победившей на выбо­рах;

• коллегиальная ответственность кабинета министров;

• отказ короля от права вето.

6. Парламент Англии после " Славной революции" вновь стал двухпалат­ным:

• палата лордов - верхняя палата, состояла из лиц, занимающих места по наследству, по должности или по назначению короля;

• палата общин - нижняя палата, формировалась на основе избирательного

права.

В силу действовавшего в XVIII в. избирательного закона нижняя палата по социальному составу почти не отличалась от верхней, что обуслов­ливало господство аристократии в парламенте.

7. В начале XVIII в. в Англии был создан новый орган исполнительной власти - кабинет министров, возглавляемый премьер-министром.

К середине XVIII в. кабинет министров стал обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из представителей партии большинства в парламенте и коллективно ответственным перед палатой общин.

Самостоятельность кабинета министров обеспечивалась таким неписаным правилом (конституционным прецедентом), как непосещение

королем заседаний кабинета министров.

Ответственность членов кабинета перед парламентом выражалась в отставке члена кабинета, политика которого не получала поддержки

палаты общин.

 

Право Англии в XVII - XIX вв.

1. Источники права.

2. Гражданское право.

3. Семейное право.

4. Наследственное право.

5. Уголовное право и процесс.

 

1. Особенность Англии - то, что в ней нет кодифицированного законода­тельства. Хотя одним из основных источников права в Англии является закон и с XIII в. в Англии было издано множество законов, тем не менее они не сведены в какую-либо систему. Многие старые законы действуют до настоящего времени, но с помощью судов их содержание коренным образом изменилось, а некоторые законы не отменены, но не применяются, так как не соответствуют потребностям жизни. Частное право Англии в значительной мере развивалось в форме судеб­ного прецедентного права. Прецедентное право не имело и не имеет для судьи безусловно обязательной силы. В некоторых случаях судья может отклониться от прецедентов и вынести новое по своему содержанию решение.

Прецедентное право состоит из двух частей: общего права и права спра­ведливости.

2. Одним из основных разделов гражданского права является вещное право. В XVII - XIX вв. английское вещное право не знало деления вещей на движимые и недвижимые - еще в средние века здесь сложилось деление вещей на:

реальные вещи, к которым относились земля, растения, здания, а также документы, устанавливающие права на земельные участки и предме­ты, связанные с землей;

персональные вещи - все прочие предметы.

Все вещные права в Англии рассматриваются как разновидности права собственности. Среди видов вещных прав можно также выделить:

• вещное право аренды недвижимости;

• сервитута, в том числе личные;

• доверительную собственность;

• обеспечительные вещные права.

Отдельными подотраслями гражданского права являются договорное право и обязательства, возникающие из правонарушения. Общего по­нятия обязательства в Великобритании нет. Характерными чертами английского договорного права являются:

· требование точного определения прав и обязанностей сторон;

· требование от должника полного и добросовестного выполнения обяза­тельств.

3. В английском семейном праве долгое время сохранялась церковная форма брака, гражданский брак стал возможен только с 1836 г. Форма брака выбиралась будущими супругами. Личные отношения супругов были основаны на главенстве мужа: пра­во управления и распоряжения супружеским имуществом принадлежа­ло мужу, жена могла совершать самостоятельно только сделки повсед­невной жизни. Лишь в 1882 г. законом была установлена самостоятель­ность замужней женщины в распоряжении своей собственностью. Развод получил признание только в 1857 г. До достижения 21 года сыновья и дочери находились под отцовской вла­стью, мать осуществляла родительскую власть лишь при отсутствии отца. Признание внебрачных детей допускалось в исключительных случаях и только на основании парламентского акта. В 1908 г. была установлена ответственность родителей в случаях дурного обращения с детьми.

4. Английскому наследственному праву известно как наследование по зако­ну, так и наследование по завещанию:

наследование по закону регламентируется рядом правил для наследова­ния земельной собственности и для наследования прочего имущества;

• при наследовании по завещанию характерным отличием является полная свобода завещания - всякое лицо, достигшее 21 года, могло завещать свое имущество кому угодно, и ближайшие родственники при наличии завещания не имели права на получение какой-либо доли имущества.

5. Уголовное право Англия было систематизировано лишь к середине ХVШв. В этой отрасли права феодальные институты медленно уступали свое место новым уголовно-правовым институтам. Консервативный характер английского уголовного права обусловлен тем, что оно развивалось, как и частное право, на основе использова­ния прецедентного права, а не законов. Особенно консервативным уголовное право Англии оказалось в вопросе о видах наказаний. Распространенным видом наказаний являлась смер­тная казнь в различных вариантах: колесование, четвертование, извле­чение внутренностей из живого тела и т. д.

Характер уголовного процесса в Англии отличается тем, что обвинительный процесс являлся в то же время процессом состязательным. В 1907 г. в английское уголовное право были введены понятия условного осуждения и превентивного заключения. Превентивному заключению под­вергались лица после отбытия наложенного на них наказания, осуж­денные не менее трех раз за серьезные преступления и ведущие преступный образ жизни, если суд признавал их привычными преступниками.

 

Образование США

1. Колониальный период.

2. Американская революция и Декларация независимости.

3. Образование конфедерации.

 

1. Первые постоянные английские поселения были основаны в 1607 г. на территории современного штата Вирджиния, а к середине XVIII в. в Северной Америке было уже 13 английских колоний.

Важной особенностью социально-экономического развития североа­мериканских колоний было наличие рабства. Широкое применение раб­ского труда в колониях вызывалось прежде всего тем, что колонисты сравнительно легко приобретали здесь землю. Источниками " белой" рабской силы были иммигранты, лица, осужденные по политическим мотивам, уголовные преступники, несостоятельные должники. Посте­пенно " белое рабство" было вытеснено более дешевым " черным раб­ством". Однако элементов феодализма в социально-экономическом строе было мало, и быстро начали возникать элементы капиталистического строя.

В южной группе колоний, где выращивались сахарный тростник, хло­пок, табак, экономика основывалась на рабовладении. Экономика се­верной группы колоний, где начали развиваться фермерские хозяйства и мануфактуры, стала быстро приобретать капиталистический характер. С развитием капитализма, постепенным складыванием в колониях еди­ного рынка и усилением экономических связей между колониями фор­мировалась североамериканская нация.

По мере экономического развития колоний возрастали противоречия между ними и метрополией. Правительство Англии рассматривало коло­нии как источник сырья и рынок сбыта для английской промышлен­ности и проводило политику сдерживания их промышленного развития. Колонисты считали себя свободными подданными английской коро­ны, на которых распространялось действие права метрополии: Великая хартия вольностей, Билль о правах, общее право, право справедливости и т.д

Непосредственной причиной, вызвавшей массовое движение против метрополии, явились меры, принятые английским правительством в 60-х гг. XVIII в.: запрет на переселение колонистов за Аллеганские горы, принятие закона о гербовом сборе, ужесточение борьбы с контрабан­дной торговлей, что ущемило интересы почти всех американских куп­цов. В 1765 г. в колониях собрался конгресс, отказавшийся признать за метрополией право на обложение налогами колоний, не имевших сво­их представителей в английском парламенте.

Американская революция началась как национально-освободительное движение, переросшее затем в войну за независимость. Особенность этой революции в том, что она была одновременно национально-освободи­тельным, национально-объединительным и антифеодальным движением. В 1774 г. в Филадельфии собрался Первый континентальный конгресс представителей колоний, который призвал к бойкоту английских това­ров и в то же время попытался добиться компромисса с метрополией, составив петицию к королю, в которой колонисты просили прекратить притеснения и не давать повода к разрыву с короной. В ответ английское правительство начало военные действия. В мае 1775 г. открылся Второй континентальный конгресс. Он предло­жил всем колониям создать новые правительства взамен колониальных властей, констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании регулярных вооруженных сил. Главнокомандующим амери­канской армией был назначен Дж. Вашингтон. Каждая колония объявила себя независимой республикой - штатом. Началась борьба за независимость.

4 июля 1776 года Третий континентальный конгресс принял носившую революционный характер Декларацию независимости. Декларация объявляла об окончательном прекращении государ­ственной зависимости от метрополии и образовании независимых Со­единенных Штатов Америки. Разрыв мотивировался тем, что английское правительство нарушало права американцев. В декларации было сказа­но: " Все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создате­лем неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства не обес­печивает основных прав, то народ имеет право изменить или уничто­жить ее и учредить новое правительство". Это был первый в истории государственно-правовой документ, фор­мально провозгласивший принцип национального суверенитета и при­знавший за народом право на революцию. 3. В войне за независимость стала очевидной необходимость консолида­ции штатов, и в 1781 г. конгрессом из представителей штатов были ут­верждены " Статьи о конфедерации". Согласно данному документу штаты вступали в " вечный союз" - кон­федерацию, именуемую Соединенными Штатами Америки. Каждый штат сохранял свою независимость и все права, за исключением тех, кото­рые передавались конфедерации в лице ее органов. Штаты брали на себя обязательства взаимной помощи и невмешательства в дела друг друга. Их граждане наделялись торговыми и промышленными привилегиями и льготами в равной степени во всех штатах, правом свободного выезда и въезда. Для ведения общих дел Соединенных Штатов формировался Конгресс, состоящий из делегатов, ежегодно избираемых в каждом штате числом 2-7 человек. Конгрессу предоставлялось право заключать международные договоры, решать вопросы войны и мира, распоряжаться сред­ствами, собранными штатами, для военных расходов, утверждать на­значения командного состава армии. Большинство решений по этим вопросам приобретало законную силу только после одобрения их не менее чем девятью штатами. При решении вопросов в Конгрессе каждый штат имел один голос. Предусматривались свобода слова и прений в Конгрессе, а также неприкосновенность депутатов.

Учреждение конфедерации содействовало объединению сил страны войне за независимость и обеспечило ее победоносное завершение. Полная независимость США была признана Великобританией в 1783 подписанием Версальского мирного договора.

 

Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г.

1. Разработка и принятие конституции.

2. Законодательная власть.

3. Исполнительная власть.

4. Судебная власть.

5. Билль о правах.

1. Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г., действует в стране до сих пор - с внесенными в нее 27 поправками. Ее принятие было обусловлено экономическими, политическими, со­циальными и идеологическими обстоятельствами: экономические труд­ности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, не­обходимость сплочения штатов и централизации власти - все это тре­бовало создания единого государства.

Конституцию принял Конституционный конвент, который был созван в 1787 г. в Филадельфии и на который штаты прислали 55 своих делегатов. Почти все делегаты имели опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли А.Гамильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон. Конституция США построена по принципу разделения властей на зако­нодательную, исполнительную и судебную. Она весьма лаконична, мно­гие ее статьи носят общий характер; отсюда исключительная важность ее толкования, являющаяся прерогативой Верховного суда США.

2. Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит парламенту - Конгрессу, который состоит из двух палат:

• сената - избирается на шесть лет, каждые два года обновляется на треть. Председатель этой палаты является вице-президентом страны. В настоя­щее время выборы в сенат производятся в прямом порядке, первона­чально избирался законодательными собраниями штатов - ле­гислатурами;

• палаты представителей - избирается на два года. Председатель этой па­латы именуется спикером.

Полномочия обеих палат считаются равными, однако сенат имеет ис­ключительное право ратифицировать международные договоры и ут­верждать назначения президента на должности. Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат. К основным функциям Конгресса относятся следующие:

• первоочередная - принятие законов и утверждение бюджета;

• регулирование торговли с иностранными государствами и между шта­тами;

• осуществление внешней и внутренней политики - он имеет право объяв­лять войну, заключать договоры о займах, набирать и содержать армию и флот и т. д.

3. Исполнительная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит президенту, который наделен правомочиями главы государства и главы правительства.

Первоначально президент избирался косвенным путем - коллегией вы­борщиков, которые, в свою очередь, избирались населением штатов. В настоящее время выборы президента из косвенных превратились в пря­мые. Как глава государства и правительства президент:

• имеет право отлагательного вето в отношении законопроектов, приня­тых парламентом;

• направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодатель­ную программу;

• разрабатывает проект бюджета;

• является верховным главнокомандующим вооруженными силами;

• заключает международные договоры и исполнительные соглашения (со­глашения - без согласия и одобрения парламента);

• принимает решение о начале фактических военных действий;

• руководит текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного аппарата, издавая административные распоряже­ния;

• назначает на высшие должности;

• имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров и т. д.

4. Судебная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит Верховно­му суду.

Судебная система включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Систему федеральных судов, возглавляемую Верховным судом, составляют районные и окружные (апелляционные) суды. Все судьи федеральных судов назначаются президентом с согласия и одоб­рения сената.

По наиболее важным делам введен суд присяжных. Верховный суд США является судом высшей инстанции по некоторым важным делам, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, а также исполняет функции конституционного надзора. В федеральной системе существуют также специальные суды - тамо­женный, налоговый, военный, по претензиям к правительству и т. д.

5. В США Биллем о правах называются первые десять поправок к Кон­ституции 1787г.:

• первая поправка - о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с пе­тициями;

• вторая поправка - о праве народа хранить и носить оружие;

• третья поправка - о запрете принудительного расквартирования солдат в мирное время;

• четвертая поправка - о неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества;

• пятая поправка - о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о зап­рете безвозмездного изъятия частной собственности;

• шестая, седьмая и восьмая поправки посвящены процессуальным прин­ципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных за­седателей. Эти же поправки запрещают чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания;

• девятая поправка устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией. Десятая поправка не касалась гражданских прав. Поскольку текст Конституции 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к Кон­ституции, ставших известными как Билль о правах. К декабрю 1791 г. поправки были ратифицированы и вступили в силу.


Государство США в XIX - начале XX вв.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.