Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 7






 

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

Акционерное общество «Радиоприбор» является открытым акционерным обществом, созданным в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и законом Республики Татарстан «О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан». Общество является юридическим лицом.

Учредителем Общества является Государственный комитет Республики Татарстан по управлению государственным имуществом, в настоящем – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. Общество является правопреемником Государственного унитарного предприятия «Радиоприбор» [23, с.15].

Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Радиоприбор» отражены в таблице 2.1.1.

 

Таблица 2.1.1 - Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Радиоприбор» за 2010-2012 годы

Показатель Отчетный период
2006 г. 2007 г. 2008 г.
Собственный капитал, тыс. руб.      
Долгосрочные обязательства, тыс. руб.      
Краткосрочные обязательства, тыс. руб.      
Выручка, тыс. руб.      
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.      
Чистая прибыль, тыс. руб.      
Рентабельность производства, % 1, 83 0, 75 0, 74

 

Как видно из таблицы 2.1.1, по состоянию на конец 2012 года величина собственного капитала предприятия ОАО «Радиоприбор» составляет 394 млн. 186 тыс. руб. При этом сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств предприятия превысила величину собственного капитала на 24031 тыс. руб. Таким образом, финансовая устойчивость предприятия снизилась, а риски, связанные с деятельностью организации значительно возросли. Следует отметить, что в условиях недостатка собственных оборотных средств, низком уровне рентабельности инвестиционная привлекательность ОАО «Радиоприбор» будет снижаться, соответственно финансовых средств для развития предприятия будет недостаточно. Негативным следствием может стать ухудшение социальных показателей ОАО «Радиоприбор», что несомненно отразится на возможностях развития организационной культуры данного предприятия.

Основные финансовые проблемы ОАО «Радиоприбор»:

а) необходимость погашения долгосрочных кредитов;

б) нехватка собственных оборотных средств;

в) свертывание объемов производства в связи с уменьшением парка самолетов, вертолетов;

г) отказы в выдаче новых кредитов.

Проведенный анализ исследуемого предприятия свидетельствует о том, что у него имеется тенденция к ухудшению финансового положения. Для выхода из этого состояния необходима разработка программы финансового оздоровления предприятия, одним из основных направлений следует считать разработку мероприятий по снижению величины материально-производственных запасов и повышению их ликвидности.

Наиболее важным направлением является разработка мероприятий по повышению величины собственного капитала предприятия, и, в первую очередь, объема собственных оборотных средств, позволяющих оплатить свои краткосрочные обязательства. Первый, и самый очевидный, способ увеличения оборотного капитала заключается в совершенствовании системы управления запасами при помощи более целесообразной и рациональной организации производства. Другой путь сокращения потребности в оборотном капитале заключается в лучшем использовании наличных денег.

Особенностью формирования и развития организационной культуры ОАО «Радиоприбор» является то, что предприятие было создано еще в советское время, существует уже длительное время и имеет достаточно высокую репутацию и благоприятный имидж. В частности, ОАО «Радиоприбор» является членом ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», обладающий современным производственно – технологическим комплексом, выпускающим продукцию в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-96 (сертификаты соответствия №-ВП 02.112.023-2001, №-РОСС RU.ИС 60. К 00004) [24, с.68].

Миссия ОАО «Радиоприбор» - разработка, производство и продажа высококачественной авиационной техники военного и гражданского назначения, государственного оборонного заказа, продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, гарантийное и сервисное обслуживание, ремонт техники, изготавливаемой предприятием.

Общая численность работников ОАО «Радиоприбор» составляет 1694 человек. Их них 786 человек производственные рабочие, 324 – рабочие вспомогательных служб, 335 – инженерно-технические работники, 249 – управленческие кадры. Средний возраст кадров – 50 лет. Образовательный уровень кадров: производственные рабочие и рабочие вспомогательных служб, в основном, имеют специальное техническое образование; инженерно-технические работники и управленческие кадры – высшее образование.

Должности устанавливаются с учетом единого типового квалификационного справочника. Но могут быть предъявлены дополнительные требования, например, к уровню образования, стажу и т.д. В целях обеспечения соответствия квалификации персонала предъявленным требованиям к обеспечению качества продукции и трудовой деятельности, руководство ОАО «Радиоприбор» определяет необходимый уровень компетенции кадров и организует их профессиональную подготовку. На предприятии ОАО «Радиоприбор» создаются необходимые условия работникам для обучения без отрыва от производства. Разрабатываются индивидуальные планы подготовки резерва на руководящие должности. Разработана система критериев отбора специалистов в резерв на руководящие должности (высшее образование, опыт работы, лидерские и коммуникационные качества).

На предприятии молодежи предоставляется возможность получения высшего и среднего профессионального образования без отрыва от производства по профилю выполняемых работ. В организации происходит совершенствование трудовых отношений в коллективе. Правила внутреннего

 

трудового распорядка имеют целью способствовать воспитанию работников сознательному и творческому отношению к труду, укреплению дисциплины, охраны труда, высокому качеству работы, организации труда на научной основе.

В военные и послевоенные годы предприятие успешно освоило и наладило серийное производство сложных радиолокационных изделий для различных видов гражданской и военной техники.

Традиционно оставаясь производителем сложной авиационной аппаратуры, ОАО «Радиоприбор» укрепляет свои позиции и на стадии разработки продукции гражданского профиля: продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. ОАО «Радиоприбор» имеет контакты со многими зарубежными фирмами и организациями-экспортерами.

Экологическая безопасность производства подтверждается разрешениями на образование и размещение отходов производства и потребления, на сброс и выброс загрязняющих веществ, выданным министерством экологии и природных ресурсов РТ, а также санитарно-эпидемиологическими заключениями, выданными Главным санитарным врачом РТ.

Стратегической основой деятельности ОАО «Радиоприбор» является постоянная ориентация на разработку и производство продукции, удовлетворяющей всем требованиям и ожиданиям потребителей и обуславливающей получение прибыли акционерным обществом.

Стратегической целью коллектива предприятия, отраженной в политике, является выпуск продукции в полном соответствии с запросами и требованиями потребителей. Это обеспечивается постоянным совершенствованием системы менеджмента качества, охватывающей все сферы деятельности по обеспечению качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ РВ 15.002 и рекомендациями ГОСТ Р ИСО 9004 [25, с.33]. Стратегия предприятия заключается в том, чтобы производить больше продукции, получать больше прибыли и иметь высокую конкурентоспособность, выпуская товары, отвечающие последним мировым требованиям.

Тактика деятельности ОАО “Радиоприбор” – гибкая работа с клиентами, потребителями, регулирование цен, сроков выполнения заказов.

Тип организационной структуры управления ОАО “Радиоприбор” – линейно-функциональный (см. приложение Б). Структура управления представляет собой совокупность линейных и функциональных органов управления, а также систему их связей.

Производственная кооперация осуществляется с ОАО «Альметьевский завод Радиоприбор» г. Альметьевск, ФГУП ФНПЦ «Радиоэлектроника» г. Казань, ОАО «НКБ ВС» г. Таганрог по производству самолетных радиолокационных запросчиков и узлов для бронетанковой техники.

Ассортиментная политика ОАО «Радиоприбор»:

I. Основная продукция:

Авиационная бортовая радиоэлектронная аппаратура.

II. Продукция производственно-технического назначения:

1) Промышленные электронные системы автоматического управления технологическими процессами для топливно-энергетического комплекса и энергосбережения:

- регулирующие микропроцессорные контроллеры;

- блоки нормирующих преобразователей.

2) Автомобильная промышленность:

Сигнал заднего хода автомобиля (СЗХА), хомуты, микропроцессорная система управления силовым агрегатам на внутригородских автобусах (МСУСА).

3) Агропромышленный комплекс:

Турбокомпрессоры, детали и узлы для турбокомпрессоров.

4) Товары народного потребления:

Всеволновая активная телевизионная наружная антенна (АТНА).

5) Детали для ООО “Электрокомплект”.

Инновационная политика предприятия в настоящее время осуществляется по двум наиболее перспективным стратегическим направлениям:

а) производство бортовой радиоэлектронной аппаратуры для летательных аппаратов

- бортовая навигационная аппаратура,

- бортовая аппаратура государственной системы опознавания для всех типов летательных аппаратов,

- стендовое оборудование для проведения регламентных работ бортовой аппаратуры,

- запасные части для ремонта,

- эксплуатационная и ремонтная документация и т.д.;

б) производство продукции производственно-технического назначения

- микропроцессорные контроллеры, применяемые на предприятиях топливно-энергетического комплекса для управления технологическими процессами,

- микропроцессорное устройство, предназначенное для управления розжигом паровых и водогрейных котлов,

- электрощитовое оборудование,

- оборудование для мясопереработки,

- автоматизированная система контроля температур в башнях элеватора, используемых для дистанционного контроля температуры зерна и другие приспособления.

В целях повышения конкурентоспособности и расширения рынка сбыта, как на внутреннем, так и на внешнем рынке центральное конструкторское бюро предприятия провело модернизацию целого ряда изделий. В основу программы заложено два наиболее перспективных стратегических направления:

а) сохранение предприятия как производителя бортовой радиоэлектронной аппаратуры и развитие ее поставок на экспорт;

б) развитие производства гражданской продукции производственно-технического назначения.

Снабжением на предприятии ОАО «Радиоприбор» занимаются отдел внешней комплектации (закупка радиодеталей и покупных изделий) и отдел материально-технического снабжения (закупка материалов и химических реактивов). Сбытом занимается отдел маркетинга и сбыта.

Основными поставщиками сырья, материалов и услуг ОАО «Радиоприбор» являются:

- по Республике Татарстан (17, 9% от общего объема поставок): завод «Оргсинтез», СК им. Кирова, Нижнекамский Химический комбинат, завод им. Ленина, РТИ.

- по Российской Федерации (82% от общего объема поставок): завод Итсталь, Загорский лакокрасочный завод, АО «Корунд» г. Дзержинск, Самарский завод цветных металлов.

Доля импорта не значительна и составляет 0, 1%.

Поставка радиоэлектронной аппаратуры и гражданской продукции ОАО «Радиоприбор» осуществляется по прямым договорам с потребителями, основными из которых является Министерство обороны РФ, ОАО «ОАК» г. Санкт – Петербург, ОАО «КАПО им. Горбунова г. Казань, ФНПЦ «Радиоэлектроника» г. Казань, ЗАО «Авиакор» г. Самара, ОАО «КВЗ» г. Казань, ОАО «УУАЗ» г. Улан-Удэ, МО РФ г. Москва, ОАО «КАМАЗ» г. Набережные Челны, ООО «Электрокомплект» г. Казань, ООО «Нур-тех» г. Набережные Челны, ООО «Кора» г. Казань, ЗАО «Автокомпоненты и автооборудование» г. Казань.

Инфраструктура ОАО «Радиоприбор» обеспечивает основу для выпуска продукции и включает в себя:

- здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда;

- оборудование для процессов (как технические, так и программные средства);

- службы обеспечения (транспорт, связь).

Предприятие поставляет продукцию в 6 регионов Российской Федерации.

Основным негативным фактором в сбыте продукции является то, что из-за резкого снижения парка самолетов, эксплуатирующих старые системы ближней навигации, было принято решение о снятии данных систем с производства, что, естественно, привело к уменьшению загрузки предприятия.

Для получения бездефицитного бюджета предприятию необходимо решить вопрос по оплате выполненного госзаказа для Министерства обороны РФ.

Высокая степень механизации на предприятии достигается при помощи оборудования с числовым программным управлением и обрабатывающими центрами, а автоматизации - автоматизированными средствами управления предприятием. На сборочно-монтажном производстве при изготовлении единичного товара преобладает механизированный ручной труд. Специализация завода узкая: 95% выпускаемой продукции составляет радиотехника для летальных аппаратов, остальное – товары материально-технического назначения. Основное производство концентрируется на сборочно-монтажном производстве.

Производственный процесс предприятия следующий: отдел главного технолога разрабатывает технологический процесс. Сначала изготавливают механические детали, покрывают их гальваническим покрытием. Затем на сборочно-монтажном производстве совместно с покупными деталями из отдела внешней комплектации происходит их монтаж и сборка. Полученные изделия регулируют, настраивают и подвергают различным испытаниям для длительной работы бортовой аппаратуры.

Общая структура ОАО “Радиоприбор” включает в себя производственную структуру и непроизводственные подразделения. К последним раньше относились столовые, здравницы, детские сады, жилищный фонд, сейчас же - только столовые.

Таким образом, ОАО «Радиоприбор» является достаточно крупным промышленным предприятием, численность работников которого 1694 человек. Предприятие ОАО «Радиоприбор» является ведущим производителем авиационного радионавигационного оборудования и бортовой аппаратуры радиолокационных систем опознавания, устанавливаемых практически на все виды гражданских и военных самолетов и вертолетов, производимых в России и странах СНГ.

Предприятие представляет собой комплекс специализированных производств с развитым промышленным и интеллектуальным потенциалом, занимающийся разработкой и серийным производством сложной специальной техники с использованием современных технологий. Предприятие ведет тесное сотрудничество со всеми ведущими производителями России и СНГ по проектированию, производству и обслуживанию авиационного бортового оборудования.

Основные показатели деятельности предприятия свидетельствуют о том, что у него имеется тенденция к ухудшению финансового положения. Для решения данной проблемы необходимо повысить качество выпускаемой продукции и снизить процент брака, для чего целесообразно разработать следующие мероприятия:

а) создать комиссию из ведущих технологов и начальников производств для рассмотрения причин возврата. При каждом случае возврата в отдел технического контроля следует предоставлять подробный анализ по браку с указанием причин и виновных в выпуске некачественной продукции;

б) усилить межоперационный контроль со стороны отдела технического контроля за производством продукции производственно-технического назначения. Проведение данного мероприятия следует провести за счет переквалификации контролеров;

в) регулярно на уровне заводоуправления обсуждать вопросы совершенствования производственного процесса с целью увеличения качества выпускаемой продукции;

г) предусмотреть положение о премировании и ввести показатели, снижающие премию за несоблюдение технической дисциплины.

Также немаловажно влияние повышение качества выпускаемой продукции оказывает и на имидж предприятия, и на получение потенциальных заказов.

В заключение необходимо отметить, что дальнейшее развитие предприятия ОАО «Радиоприбор» во многом будет определяться решением выделенных проблем, в том числе путем реализации предложенных рекомендаций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.