Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельностный подход в воспитании.






Родоначальниками деятельностного подхода в педагогике были: Мейман, Лай и Дьюи.

Вильгельм Лай (нем. 1862-1926) разработал так называемую «педагогику действия». По его мнению процесс воспитания и обучения складывается из внешних воздействий и ответных реакций (действий), которые должны быть весьма разнообразны: рисование, моделирование, драматизация и др.

Джон Дьюи (амер. 1859-1952) утверждал, что всякая теория, идея должна рассматриваться как «инструмент действия». Считал, что обучать нужно посредством «делания». Деятельность должна быть разнообразной и подчинена интересам практики. Считал, что: «Унция опыта значит больше, чем тонна теории», и что: «Труд- центр всей школьной работы».

В нашей стране становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с развитием этого же подхода в психологии (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Давыдов В.В., Слободчиков В.И. и др.).

Ребёнок для педагога – субъект учебно-познавательной и воспитательной деятельности - есть деятельностная целостность. И всё многообразие свойств, состояний, качеств личности в их единстве достигается личностью в основных видах деятельности: в труде, познании, общении, а также в самопреобразовании своего внутреннего мира.

Деятельность является интегрирующей основой формирования всех психических свойств и функций человека.

 

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации совместно выработанных целей и задач.

И само воспитание понимается как «восхождение к субъектности».

 

Основные ПОНЯТИЯ деятельностного подхода.

Их можно объединить в три блока:

1. Понятия, раскрывающие деятельностный характер подхода.

2. Понятия, раскрывающие личностную ориентацию подхода.

3. Понятия, характеризующие методическую сторону подхода (его организацию и управление).

 

1.Понятия, раскрываю- щие деятельностный хар-р Д.П.: -деятельность, -духовная деятельность, -взаимлдеятельность, -общение, -целеполагание как д-ость, -смыслообразующая Д., -жизнетворчество как Д., -метадеятельность, -надпредметная деят-ость.   2.Понятия, раскрывающ. Личностную ориентацию Д.П.: -личность, -личностный смысл, -внутренний потенциал, -самоактуализация, -самоопределение, -смысл жизни, -субъект, -субъектность, -вменяемость, -достоинство, -самооценка, и др. 3.Понятия, характеризую- щие методическую сторо- ну Д.П.: -организация, -управление, -восп-ное пространство, -восп-щие ситуации, -механизмы воспитания, -метод и т.д., -содержание воспитания, -результат воспитания, -и др.

СРС: выпишите определения вышеназванных категорий.

Основные ПРИНЦИПЫ деятельностного подхода.

- принцип субъектности воспитания;

- принцип учёта ведущих видов деятельности и закона их смены;

- принцип учёта сензитивных периодов развития;

- принцип со-трансформации;

- принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней

совместной деятельности детей и взрослых;

-пр. амплификации (обогащения, усиления, углубления) дет. развития;

-пр. проектирования, конструирования и создания ситуации

воспитывающей деятельности;

-пр. обязательной результативности каждого вида деятельности;

- пр. высокой мотивированности любых видов деятельности;

- пр. обязательной рефлексивности всякой деятельности;

- пр. нравственного обогащения используемых в качестве средства

видов деятельности;

- пр. сотрудничества при организации и управлении различными

формами деятельности.

 

Основные МЕТОДЫ деятельностного подхода.

- метод игры;

- методы само… (самооценки, самоанализа, самокритики, самоконтроля, самообучения, самовоспитания и пр.);

- методы организации коллектива (единых требований, перспективных линий, самоуправления, самообслуживания, соревнования, параллельного действия и пр.);

- методы повседневного общения (уважения, требовательности, доверия, сочувствия и т.п.);

- методы организации взаимодействия (сотрудничества, инициативы, создания ситуаций и пр.);

- и другие.

 

На сегодняшний день практически все педагогические теории и концепции строятся с учётом деятельностного подхода,

так как вне деятельности нет развития и нет воспитания.

 

Содержание воспитательной деятельности.

Согласно Колесниковой И.А., Борытко Н.М. и др., содержание воспитательной деятельности педагога включает в себя:

(содержательные блоки)

1. ОТБОР КРУГА ЦЕННОСТЕЙ, значимых для участников воспитательного процесса (в культурном, социальном, педагогическом, личностном плане).

2. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ определённого качества (гуманистические, диалоговые, коллективистские и др.отношения), служащих источником опыта.

3. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ нормативных, эталонных, идеальных ОБРАЗЦОВ человеческих проявлений (информирование о должном и желаемом).

4. ОРГАНИЗАЦИЮ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (Н.Б.Крылова), соответствующих целям воспитания.

5. СОЗДАНИЕ содержательной воспитывающей СРЕДЫ.

6. РАЗРАБОТКУ системы СТИМУЛОВ и критериев оценки поступков и поведения.

7. ФОРМИРОВАНИЕ опыта РЕФЛЕКСИВНОГО отношения воспитанников к себе и к другим людям.

8. СОЗДАНИЕ внешних и внутренних УСЛОВИЙ для САМОвоспитания.

 

СРС: раскройте эти блоки содержания воспитательной деятельности более полно; докажите, что именно из ЭТОГО состоит ВД.

(см.3, стр.124-163).

 

Эти блоки содержания воспитательной деятельности присутствуют в любом, выбранном педагогом, направлении воспитательной работы

(см. направления, предлагаемые различными ТЕОРИЯМИ воспитания), наполняют каждое направление, ориентируясь на целевые установки.

 

СРС: приведите ПРИМЕРЫ из литературы или собственной практики.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.