Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Местное управление. Государственные формы эксплуатации податного крестьянства требовали установления четкого административно-территориального деления






Государственные формы эксплуатации податного крестьянства требовали установления четкого административно-территориального
деления. Еще в Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились первые
элементы территориального деления. Здесь были введены округа,
являющиеся налоговыми и военными единицами. Уездная территориальная
администрация в Китае начала складываться еще в начале VII в. до н.э., в
период существования удельной системы. В каждый уезд направлялся чи-
новник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это
впоследствии сыграло важную роль в ликвидации самой удельной системы,
в укреплении власти центра на местах.
Циньско-ханьский Китай делился на области или округа, те — на уезды,
уезды — на волости, а волости — на общины — низшие административно-
территориальные единицы. На местах действовала сложная система
управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов.
Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою
власть с представителями военного ведомства, в их подчинении были
расквартированные там армейские подразделения. Только в пограничных
областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках гу-
бернатора.

Община, несмотря на разрушение общинного землевладения продолжала
играть роль относительно обособленной единицы Руководство общиной
осуществляли староста и " отцы-старейшины" Низший административный
персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав
чиновничества. Его представители как и Другие общинники, выплачивали
налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью,
вплоть до мобилизации общинников-крестьян для защиты общинной
территории Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин
(санълао)
Бюрократический контроль распространялся и на органы местного
самоуправления. Система взаимной слежки, ответственности действовала на
всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до
высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую
работу подчиненных им чиновников.
Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось
частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Войны, в частности
завоевание чжоусцами значительных территорий шаньско-иньской эпохи,
оказали непосредственное влияние на становление китайского государства.
Основу военной силы чжоусцев составляли воины-полупрофессионалы,
входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и
лагерях. Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их
хозяйственную базу. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в
распоряжении вана. Должности командующих группой армий передавались
по наследству.
Воинские повинности в империи Цинь существовали наряду со
строительными и гужевыми. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет,
которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную
службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту
жительства. На охрану государственных границ без указания сроков службы
направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники,
потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в
последнюю очередь свободные земледельцы.
Постепенно формировалась и постоянная армия, находящаяся на
содержании казны. Она состояла из телохранителей императора, частей,
охранявших столицу. На эти части, численность которых в 140 году до н.э.
достигала 20 тыс. человек, возлагались и полицейские функции. Так, поимка
бандитов и разбойников была обязанностью военного ведомства. Начальник
императорской гвардии, телохранитель вана, занимал важное место при
дворе.

Наличие специального судебного ведомства в империи Цинь во главе с
тинвэем и провинциальных судей свидетельствует об определенном
выделении судебных функций из общеадминистративных, которое, однако,
проводилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел.
Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.
Судебное ведомство (" ведомство наказаний") строго следило за
применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких
преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с
превышением власти чиновниками и пр. Вместе с тем в ханьском Китае
почти все административные органы обладали судебной властью.
Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на
представителя верховного цензора в провинциях Низшим судом по
гражданским делам была уездная администрация. Если в уезде дело не было
разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его
сложности мог адресовать дело в центр, начальнику судебного или другого
ведомства. В качестве последней инстанции выступал сам император, кото-
рый мог непосредственно разбирать судебные дела.

 

 

5.Право Древнего Китая

Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния
двух противоборствующих философских учений как правовая система
Древнего Китая, в истории которой этико-политические догматы
конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали
определяющими факторами самого поступательного развития права, его
идейных основ, принципов и институтов а также механизмов
правоприменения, традиционного правопонимания китайцев.
Общей чертой этих двух древнекитайских школ была их политическая
направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на
" рациональных", " справедливых" началах но понимаемых каждой школой
по-разному". Это привело к острой борьбе между ними, закончившейся в
результате компромиссом.
В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа На
первом этапе в шаньско-иньском и раннечжоусском Китае в регулировании
общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли),
определяющие отношение членов китайского общества к правителю - вану
и внутри семейные отношения. Эти нормы строились на почитании
родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности
вану.
Правовые нормы в это время не вычленялись еще из общей массы
религиозно-этических норм, с которыми они составляли единое целое.
Вместе с тем все большее значение по мере укрепления власти ванов
приобретают распоряжения и приказы правителя, его приближенных,
высших чиновников, исполнение которых обеспечивается принуждением.
В VI в. до н.э. создает свое учение великий философ Конфуций,
непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века.
Основная философская идея конфуцианства — идея гармонии как главного
условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а
следовательно, и счастья людей. Она включает в себя как гармонию между
людьми и природой, так и гармонию между самими людьми,
выражающуюся в их поведении, которое должно соответствовать
" естественному порядку", т.е. добродетели и морали.
Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция является
не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), закрепляющих
некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении " меры" во
всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам,
компромиссам.
Гармоничное общество, согласно учению Конфуция, созданное на
основе " веления Небес" — это совокупность групп (объединений людей),
каждая из которых должна существовать в социальных и правовых
условиях, максимальных для осуществления отведенных ей функций.
Главной идеей такого объединения является идея " сяо" — сыновней любви,
почитания старших, а также вышестоящих на иерархической лестнице.
Требование строгого соблюдения " ли", находящего выражение в
скрупулезно разработанном ритуале, определяло особое, принципиально
отличное от легистов, отношение конфуцианцев к законодательной форме
как к некоему мерилу, образцу правильного поведения, не требующему во
всех случаях ни строгого соблюдения, ни обязательной судебной защиты.
На втором этапе развития древнекитайского права начиная с периода
Чжаньго (V—III в. до н.э.), усиливается роль права с его стабильным
комплексом наказаний. В этот период и было создано законченное
легистское учение об управлении народом и государством наиболее ярким
представителем легизма Шан Яном отстаивающим абсолютную власть
правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего
обсуждению закона определяет всю жизнь подданных.
Легисты проповедовали идею бесполезности и невозможности
существования людей вне рамок жесточайших наказаний исходили из
обязательности превентивных мер и коллективной ответственности,
обеспечивающих " хорошее управление", отказывались признавать наличие
какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного
преступления. Жестоко карать, по их мнению, следовало даже за малейшее
нарушение приказов государя Проповедуя своеобразное " равенство" перед
законом, неотвратимость наказаний за совершенные преступления, легисты
стремились лишить знать, чиновничество различных княжеств наследст-
венных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти. Не
случайно крайнее ужесточение наказаний, требование их неотвратимости
было прямо связано с развитием понятия преступления против государства.
Обострение противоборства двух идеологий, давшего новый импульс
становлению традиционных черт и институтов древнекитайского права,
относится ко второй половине III в. до н.э., когда легизм в его крайней
форме становится официальной идеологией первой китайской империи
Цинь (221—207 гг. до н.э.), а легисты приходят к власти, претворяя в жизнь
свои правовые воззрения путем безуспешных попыток насильственно
вытравить из массового сознания конфуцианские догматы с помощью
преследования их поборников и носителей, уничтожения конфуцианских
книг и пр. Согласно легенде, Циньский император Шихуанди в 213 году до
н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги, предав казни 400 ученых-
конфуцианцев.
Слияние конфуцианства и легизма способствовало тому, что нормы
" ли" приобрели большую обязательность и формализм а в право были
перенесены целые пассажи из канонизированных к этому времени
конфуцианских произведений " Чжоу ли", " И ли" Ли цзы, в которых еще в
начале второй половины I тысячелетия до н.э. были систематизированы и закреплены нормы конфуцианской морали

 








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.