Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • IV. Рифмы. - структура стихов






    Шестое правило было подробно изложено на предыдущих страницах. Оно заключается в том, что рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой.

    Читатели этой книжки могли убедиться, что почти во всех стихотворениях, сочиненных малыми детьми, рифмы находятся в ближайшем соседстве. Ребенку гораздо труднее воспринимать те стихи, рифмы которых не смежны.

    Седьмое правило заключается в том, что те слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы. На них должна лежать наибольшая тяжесть семантики.

    Так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особенное внимание ребенка, мы должны дать им наибольшую смысловую нагрузку. Это правило я считаю одним из важнейших и пытаюсь не нарушать ни при каких обстоятельствах. И часто делаю опыты со своими и чужими стихами: прикрываю ладонью левую половину страницы и пытаюсь по одной только правой, то есть по той, где сосредоточены рифмы, догадаться о содержании стихов. Если мне это не удается, стихи подлежат исправлению, так как в таком виде они до детей не дойдут.

    Восьмое правило заключается в том, что каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и составлять отдельный организм.

    Иными словами, каждый стих должен быть законченным синтаксическим целым, потому что у ребенка мысль пульсирует заодно со стихом: каждый стих в экикиках - самостоятельная фраза и число строк равняется числу предложений. (Этой своей особенностью стихи для детей очень близки к народным стихам.).

    Две строки - два предложения:

    Твоя мама из дворян,

    А отец из обезьян.

    Шесть строк - шесть предложений:

    Мама умная была

    И меня не посекла!

    Ай, люли, люли, люли!

    Ты меня всегда люби!

    Я теперь тебя люблю.

    Не кап-риз-ни-ча-ю!

    У детей постарше каждое предложение может замыкаться не в одну, а в две строки, но за эти границы уже никогда не выходит. Вот стихи девятилетней Ирины:

    1) Мы с Чукошею вдвоем

    За калошами идем.

    2) Купим, купим мы калоши

    Для себя и для Чукоши.

    Поэтому длинные стихи для детей чаще всего состоят из двустиший. В сущности, пушкинский " Салтан" и ершовский " Конек-горбунок" по своей структуре являют собой целую цепь экикик, большинство которых не превышает двух строк. И Пушкин и Ершов свои сказки писали главным образом " двояшками". Вот типичный отрывок из Пушкина:

    1) В синем небе звезды блещут,

    В синем море волны хлещут; (Пауза.)

    2) Туча по небу идет,

    Бочка по морю плывет. (Пауза.)

    3) Словно горькая вдовица,

    Плачет, бьется в ней царица; (Пауза.)

    4) И растет ребенок там

    Не по дням, а по часам. (Пауза.)

    5) День прошел, царица вопит...

    А дитя волну торопит: (Пауза.)

    6) " Ты, волна моя, волна,

    Ты гульлива и вольна; (Пауза.)

    7) Плещешь ты, куда захочешь,

    Ты морские камни точишь, (Пауза.)

    8) Топишь берег ты земли,

    Подымаешь корабли - (Пауза.)

    9) Не губи ты нашу душу:

    Выплесни ты нас на сушу! " (Пауза.)

    После каждой " двояшки" - пауза. Восемнадцать строк - девять пауз и девять " двояшек", причем в большинстве случаев каждая " двояшка" есть самостоятельная фраза.

    Стихи эти написаны не для детей. Пушкин, создавая свои сказки, ориентировался на фольклорную дикцию взрослых. Но благодаря близости народного поэтического мышления к детскому пушкинская сказка с давнего времени прочно вошла в обиход малышей, и ее структура является для нас образцом.

    Никаких внутренних пауз детские стихи не допускают, иначе будет нарушен напев. Во всех известных мне стихотворениях, сочиненных малыми детьми, я нашел только один перенос - да и то очень слабый, один-единственный случай вытеснения фразы за пределы двустишия:

    Воробейко поскакал,

    На ходу он уплетал

    Крошки хлеба, что ему

    Я в окошечко даю.

    Эти строки сочинил Ваня Ф., четырех с половиною лет.

    Они в моих глазах есть одно из редкостных нарушений общего незыблемого правила, которое заключается в том, что каждый стих, сочиненный ребенком, целостен, замкнут сам в себе, неделим.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.