Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Политическая децентрализация.
Важной особенностью политического развития Германии в средние века является ее постепенный распад на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность до самого XIX в. Экономические и политические условия развития Германии способствовали ее раздробленности. Экономическое развитие Германии было неодинаковым в разных районах, интересы которых нередко расходились. Недостаточное развитие внутренних сношений привело к тому, что и в экономическом отношении различные районы Германии не были связаны между собой. Единого хозяйственного центра в Германии не сложилось, В пользу усиления местных сил сложилась и политическая обстановка как внутри страны, так и вовне. Королевская власть, сравнительно сильная в X-XI вв., преследуя свои политические интересы, поддерживала отдельные группы магнатов, шла им на уступки и наделяла разными привилегиями, как, например, Отгон I, которому, однако, не удалось сокрушить герцогов. Епископы с королевской помощью превратились во владетельных князей и наряду с герцогами ста' ли в дальнейшем главными противниками королевской власти. Еще более пагубными для монархии и государственного единства оказались результаты внешней политики государства.
Походы в Италию и приобретение императорского титула, по сути дела, не усилили положения короля внутри страны и не сплотили германских феодалов, а, напротив, благоприятствовали росту враждебных королю сил и укреплению внутреннего партикуляризма. Стремясь получить римскую императорскую корону и удержаться в завоеванной стране, германские короли шли на все новые политические уступки магнатам, что подрывало их позиции внутри страны. Кроме того, с середины Х в. для Германии не существовало серьезной внешней опасности, которая могла бы послужить фактором внутреннего политического сплочения. Императорская власть не сумела установить связь с городом и сделать его своей опорой. Вследствие всех перечисленных причин королевская власть в Германии оказалась крайне слабой и не смогла предотвратить внутренней политической концентрации в княжествах. В то время, когда в других западноевропейских государствах начался процесс политического сплочения, в Германии оформляются территориальные княжества и углубляется политический распад.
Феодальная раздробленность Германии была закреплена Золотой буллой 1356 г., изданной при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов, состав которой был четко определен. Достоинство курфюрстов было признано за тремя духовными землями (Майнц, Кельн и Трир) и четырьмя светскими (Богемия, Пфальц, Саксен-Виттенберг и Бранденбург). Выборы производились большинством голосов. Император признавал самостоятельность курфюрстов в их владениях и вообще обязывался не вмешиваться во внутренние дела князей. Было узаконено право князей Империи вести войны против друг друга. Запрещались только войны вассалов против сеньоров. В числе прав, предоставленных курфюрстам, была регалия, т.е. исключительное право добычи драгоценных металлов, а также чеканки монеты.
Провозгласив, что империя является политической организацией суверенных князей и города не могут независимо от князей претендовать на политическую роль. Золотая булла воспретила союзы городов. Решение всех важных дел империи передавалось коллегии курфюрстов, которая должна была созываться ежегодно. В пределах своих владений князья получили все права самостоятельных властителей. Объединившая их связь была чисто номинальной. Империя сохранялась как символ, как название, но не как реальное политическое единство. Коллегия имела право суда над императором и его смещения. Взимание пошлин, право высшей юрисдикции - все это принадлежало курфюрстам. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов сложившаяся еще до Золотой буллы. Очень скоро вошло в обычай предъявлять императору при избрании его на престол определенные условия, которым он обязан был следовать. Со временем они получили название " избирательных капитуляций".
В XV в. независимость отдельных земель установилась столь прочно, что курфюрсты уже не страшились передачи императорской короны в руки одной династии. Эта корона сохранилась у династии Габсбургов. Последние были вынуждены отказаться от попыток восстановления единства Германии, ограничиваясь политикой увеличения владений своего дома.
Общественный строй. С развитием феодализма происходили изменения в сословно-классовой структуре общества. Существовало довольно значительное различие между верхними слоями - аристократией - небольшой группой светских и духовных феодалов- курфюрстов и низшим дворянством. Почти полностью исчезло среднее дворянство. Основную массу низшего дворянства с XIV в. составляли министериалы. Как господские слуги они имели право вступать в рыцари. Таким образом они становились свободными и получали дворянство. Этот процесс совпал с развитием рыцарства. Окончательно сформировалось мнение, что рыцарем могло стать только лицо дворянского происхождения. Высшее управление Германией осуществлялось коллегией курфюрстов, избиравших императора и бывших его советниками.
Рейхстаг. Время от времени собирался рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов. Мелкое дворянство не имело в рейхстаге особого представительства. Не имело его и крестьянство. Рейхстаг созывался императором два раза в год, иногда один раз в несколько лет. С начала XI в. коллегия курфюрстов приобрела право наблюдать за периодичностью созыва рейхстага (каждые шесть лет). Дела обсуждались по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага сводилась к следующему: установление мира между княжествами (земского мира), организация общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т.д. Решения рейхстага приводились в исполнение средствами отдельных земель, входивших в состав Империи, что обусловливало неустойчивость выполнения решений рейхстага. В промежутках между заседаниями рейхстага император мог издавать при участии членов своего совета указы, но они приобретали силу закона лишь после утверждения их рейхстагом.
Судоустройство. Распад франкской монархии и развитие феодализма привели к созданию феодальных судов в поместьях землевладельцев. Первоначально земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных, но затем его юрисдикция распространилась на все население, жившее в его сеньории. Феодальные суды возникали до XVI в. Наряду с феодальными существовали церковные суды, юрисдикция которых распространялась как на определенные категории людей (духовенство и некоторые разряды светских лиц), так и на определенный круг дел (дела о браках, духовных завещаниях и т.д.). Третий вид составляли городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных городах. В одних городах суд производился судьей и заседателями-шеффенами, в других - городским советом
История уголовного права Германии ведет свое развитие от Кодекса Карла V, так называемой Каролины. Родоначальником Каролины был Бамбергский уголовный устав (так называемая mater Carolinae), введенный в 1516 г., с небольшими изменениями, в Бранденбурге). Автором обоих кодексов был Шварценберг (1463—1528), не юрист по профессии, но человек, обладающий большим здравым умом, народный поэт, друг гуманистов; задачей его трудов была ассимиляция уже усвоенного в то время Германией римского права и работ итальянских юристов с народно-правовыми воззрениями. Эти работы послужили материалом и для имперского законодательства, первый проект коего был составлен по поручению Вормского рейхстага еще в 1521 г., но только на Регенсбургском сейме 1532 г. много раз переработанный проект сделался законом, и с тех пор известен, по имени императора Карла V, под названием Каролины (Constitutio criminalis Carolina). Хотя во введении к Каролине было сказано, что она не отменяет законов и прав отдельных государств, но тем не менее она сделалась основным источником общегерманского права и оставалась таковым до конца XVIII века, в течение двух с половиной веков, развиваясь путем судебной практики и сепаратных указов. Только с конца XVIII столетия начинается второй период германского законодательства, эпоха партикулярных кодексов. Первым из таких партикулярных кодексов был Баварский 1751 г.; затем следовало прусское законодательство 1794 г. Но наибольшую известность и влияние из всех этих кодексов получило Баварское уложение 1813 г. Позднейшие партикулярные кодексы создавались под сильным влиянием французского права; так, в особенности это влияние отразилось на Прусском уголовном уложении 1851 г. и Баварском 1861 г. Вскоре после образования Северогерманского союза, а именно в 1868 г., по предложению депутатов Вагнера и Планка германский рейхстаг обратился к союзному канцлеру с предложением подготовить проект союзного Уголовного уложения. В 1869 г. проект был окончен и опубликован. В то же время была образована особая комиссия из семи лиц для рассмотрения проекта и сделанных на него замечаний. Комиссия весьма скоро окончила свои работы, и 14 февраля 1870 г. проект уже был внесен в рейхстаг, где после не особенно значительных дебатов (главным образом по поводу смертной казни, которая при первом чтении была отвергнута 118 голосами против 81) был уже опубликован 8 июня 1870 г. и вступил в силу с 1 января 1871 г., а затем, ввиду образования Германской империи, в течение 1871 и 1872 гг. сделался Уголовным кодексом для всей Германской империи. Уголовное Уложение 1871 года состояло из трех частей. В нем отразились современные гуманистические и либеральные тенденции, построен он был на основе уголовного кодекса Наполеона. - В первой части содержались положения о разграничении преступлений, проступков и полицейских нарушений; об ответственности германских граждан в случае совершения правонарушений за границей. - Во второй части излагались общие вопросы уголовного права: о стадиях преступления, о соучастии, о смягчающих и отягчающих обстоятельствах. - Третья часть включала в себя нормы, касающиеся отдельных видов преступлений, то есть представляла собой особенную часть. Среди преступлений на первое место ставили государственные: оскорбление императора и местных государей, фальшивомонетничество, основание тайных организаций, участие в союзе с целью незаконного противодействия применению законов или мероприятий органов управления. Специальная глава посвящалась преступлениям против религии. Значительное внимание Уложение уделяло преступлениям против собственности и против личности. Среди полицейских нарушений Уложение называет довольно широкий круг деяний: изготовление печати, нарушение правил о выезде за границу, хранение оружия и т.п. Уложение обязывало каждого немца оказывать содействие полиции. Германское Уложение предусматривало довольно суровые наказания: - смертную казнь (за убийство главы государства и за убийство по заранее продуманному плану). - заключение в рабочем доме; - тюремное заключение или помещение в крепость; - арест; - ограничение в правах; - штраф. Основной целью наказания являлось устрашение, особенно если речь шла о тяжких преступлениях. Наиболее сурово наказывались лица, совершавшие государственные преступления, преступления против религии и против собственности. Вместе с тем в Уложении прослеживается стремление построить карательную систему с учетом личности преступника и совершенного им преступления.
В 1876 г. Новеллой 26 февраля Кодекс был значительно дополнен и изменен, так что с 20 марта этого года действует в Германии Кодекс издания 1876 г. Из позднейших дополнений Уголовного кодекса нельзя не указать на Законы о банкротстве 1877 г., о ростовщичестве 1880 и 1893 г., о давности 1893 г., об открытии военных тайн 1893 г. и др. Кроме того, в Германии рядом с Уголовным кодексом действует значительное число специальных уголовных законов, вышедших частью до издания кодекса, частью после него. Уголовно-процессуальный кодекс 1877 г. Он был дополнением к уголовному кодексу 1871 г. Он строился на принципах состязательности, публичности и устности разбирательства, независимости следственного судьи от прокурора, допущении защиты в стадии предварительного следствия. Предварительное следствие велось по делам о тяжких преступлениях, в остальных случаях дознание проводил прокурор. В суде действовал принцип свободной оценки доказательств. Уголовное право, восприимчивое к поворотам политического курса, характеризовалось в Германии в ХХ в. чередованием прогрессивной и реакционной тенденций в своем развитии. По окончанию второй мировой войны и разгрома фашизма на основе Потсдамских соглашений нацистское законодательство было отменено и восстановлено действие УК 1871 г. с редакционными исправлениями до 1933 г. Именно в этом году Веймарская республика пала и к власти пришел Гитлер, который значительно исказил уголовное право Германии.
Развитие феодальных отношений постепенно привело к тому, что источники права, действовавшие в VI—IX вв., в частности «варварские правды», потеряли свою силу. Решающая роль перешла к обычному праву, и притом местному. Специфическая правовая система, получившая название общего права, сложилась в период Средневековья в Англии. Единое английское общее право начало формироваться начиная с XII в., когда королевские суды стали преобладать над судами графств, сотен и феодалов. Королевские суды не имели в своем распоряжении каких-нибудь писаных общих источников и решали дела, руководствуясь «правом страны», т. е. обычным правом. Считалось, что это право хорошо знакомо королевским судьям и что оно находит свое отражение в решениях судов. Однако королевские судьи черпали правила для своих решений не только в собственном знании правовых обычаев. В своей деятельности они руководствовались и предыдущими решениями судов и указаниями, которые содержались в королевских указах, выдававшихся за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой. Хотя каждый указ выдавался по отдельному конкретному делу, он составлялся по определенному образцу в выражениях, однообразно формулировавших правоотношения того или иного типа. Наряду с общим правом, имевшим своим основным источником судебную практику, все большее значение начали приобретать законы. Активную законодательную деятельность, существенно изменившую судебный процесс, осуществляли Генрих II и Эдуард I. Большую роль в развитии права играло парламентское законодательство. Статуты имели обязательную силу для королевских судов, дополняли и изменяли общее право по очень многим вопросам, но они не могли преодолеть присущий ему формализм, не могли приспособить его к новым общественным отношениям. Поэтому начиная с XIV в. возникает иная система права — система «справедливости», существовавшая параллельно с системой общего права. Суд «справедливости» возник в результате подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах по каким-либо формальным причинам. Король оказывал помощь просителю в порядке «милости». Все увеличивавшееся количество подобных прошений привело к тому, что король вместо рассмотрения в совете стал передавать их своему канцлеру, который разбирал дела не по праву страны, а «по справедливости», т. е. не был связан практикой общих судов. Канцлер для решения дела обращался к естественному и частично римскому праву. Суд канцлера придал правовое оформление ряду новых отношений, возникновение которых было обусловлено ростом торговли, и защищал городское население и нарождавшуюся буржуазию от крупнейших землевладельцев — феодалов. Рецепция римского права в какой-то мере коснулась и Англии. В качестве составного элемента римское право не вошло в английское общее право, но оказало большое влияние на развитие юридических доктрин в XII и XIII вв., когда закладывалось основание общего права. Влияние римского права сказалось на правовом положении вилланов, на различии между личным и вещным правом, на правовом режиме движимых вещей и некоторых других институтах. Однако настоящего практического значения римское право в Англии не имело.
К XIX в. в Англии сложилась довольно развитая политическая система. Изменения в классовой структуре общества отразились и на социальной базе основных политических партий - тори и вигов. Тори были партией помещиков и финансовой буржуазии, носителями исторической традиции, консерватизма. Принимая новое, они стремились сохранить, по возможности больше старого. Виги представляли интересы промышленной буржуазии. Борьба за власть между тори и виги отражала борьбу за политическое господство между пропиленной буржуазией, с одной стороны, и лендлордами, объединившимися с торгово-финансовой буржуазией, - с другой. Тори правили до 1830 г. Находясь столь длительный срок у власти, тори пытались изменить соотношение сил в государственной структуре общества в сторону усиления исполнительной власти, в частности королевской прерогативы. Формально король по-прежнему считался глава государства и в его руках сосредоточивалась вся правительственная власть: он представлял страну в международных отношениях, объявлял войну, заключал мир, назначал и отзывал послов, главнокомандующим вооруженными силами. От его имени действовали кабинет министров и парламент. Он назначал и увольнял министров, мог досрочно распустить палату общин, назначить новых членов в палату лордов. Однако реально ни одну из своих многочисленных прерогатив король осуществить не мог. Неписаная Конституция установила совсем иное положение - монархия была лишена своего реального содержания. Деятельность кабинета министров и его главы - премьер-министра не регулировалась законом, а целиком определялась неписаными правилами. После окончания наполеоновских войн экономика Англии переживала временный спад. Экспорт товаров из Англии значительно уменьшился, а это привело к сокращению их производства и к росту безработицы. Кроме того, упали цены на хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Стремясь обеспечить себе и впредь получение больших доходов, лендлорды настояли на принятии в 1815 г. парламентом хлебных законов, запрещавших ввоз хлеба в Англию. Английская промышленная буржуазия враждебно относилась к этим законам, поскольку высокие цены на хлеб мешали дальнейшему снижению заработной платы рабочих и обогащали лендлордов, укрепляя тем самым их господство в парламенте. Мелкая буржуазия и рабочие требовали демократизации политического строя и введения всеобщего избирательного права. Движение за избирательную реформу поддерживала и промышленная буржуазия. Реформа 1832 г. была значительным событием в жизни Англии. Она покончила с феодальными традициями представительства и способствовала превращению палаты общин в буржуазный парламент. Реформа обеспечила доступ промышленной буржуазии в парламент, включив, таким образом, ее в компромисс с аристократией. В связи с принятием ответственного правительства в этот период сложился принцип, определяющий положение короны: король царствует, но не управляет. Это условное, неписаное правило является важнейшей основой английского парламентаризма. Развитие семейного права идет в направлении уравнивания прав супругов. В 1836 г. официальное признание получил брак, заключенный в государственных органах. В английском праве с давних времен сохраняются положения об ответственности мужа за долги жены и отца за действия несовершеннолетних детей. Со временем положение внебрачных детей улучшилось, за их отцами была признана обязанность уплачивать алименты. С 1857 г. допускается развод. Реформа 1867 г. подвела итог тридцатилетнего пути развития английского конституционализма, который вел к росту реальной политической власти промышленного капитала. Среди реформ, осуществленных либералами, следует назвать судебную, в результате которой упростилась система высших судебных учреждений, сложившаяся еще при феодализме. Все высшие суды Англии были объединены в единый Верховный суд, состоявший из Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам. С 1870 г. издаются «Судебные отчеты», содержащие сведения о решениях высших судов. В XIX в. проводится систематизация английского законодательства, появляются консолидированные акты, в которых собираются и упорядочиваются нормы отдельных правовых институтов (законы о семейных отношениях 1857 г., о продаже товаров 1893 г., о партнерстве 1890 г. и др.). Однако и в XIX в., и в последующем за ним XX в. английское право оставалось некодифицированным. Возвышение законодательства не повлекло умаления роли судебных прецедентов: новые статуты, как правило, обрастали большим количеством решений вышестоящих судов, разъясняющих и развивающих положения актов парламента.
Английская правовая система обладает одной восходящей к периоду феодализма особенностью, которая отличает ее почти от всех правовых систем стран мира: значительная часть правовых актов не утверждалась никаким парламентом.
Великая хартия вольностей была принята в результате выступления баронов при участии рыцарства и горожан против короля Иоанна Безземельного. Официально в Англии этот документ считается первым конституционным актом. Данная хартия сыграла большую роль в становлении правовой системы Англии Большинство статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных права, связанных с земельными владениями. Эти статьи регламентируют порядок опеки, получения рельефа и т.п. (ст.2-11 и др.). Вместе с тем, среди чисто 'баронских' статей Хартии выделяются такие, которые имели общеполитический характер. Наиболее откровенно политические претензии баронства выражены в ст. 61 - стремление к созданию баронской олигархии путем учреждения комитета из 25 баронов с контрольными функциями в отношении короля. Статьи 12 и 14 предусматривали создание совета королевства, ограничивающего власть короля по взиманию 'щитовых денег'. Статьи 21 и 34 были направлены на ослабление судебных прерогатив короны. Статья 21 предусматривала подсудность графов и баронов суду 'равных', изымая их из-под действия королевских судов с участием присяжных. Интересы рыцарства в наиболее общем виде выражены в ст. 16 и 60, где говорится о несении за рыцарский лен только положенной службы и о том, что положения Хартии, касающиеся взаимоотношений короля с его вассалами, относятся и к отношениям баронов с их вассалами. Очень скупо говорится в Хартии о правах горожан и купцов. Статья 13 подтверждает за городами древние вольности и обычаи, ст. 41 разрешает всем купцам свободное и безопасное передвижение и торговлю без взимания с них незаконных пошлин. Наконец, ст. 35 устанавливает единство мер и весов, важное для развития торговли. Большое значение имела многочисленная группа статей, направленных на упорядочение деятельности королевского судебно-административного аппарата. Данная группа статей (ст. 18-20, 38, 39, 40, 45 и др.) подтверждает и закрепляет сложившиеся с XII в. судебно-административные и правовые институты, ограничивает произвол королевских чиновников в центре и на местах.
Многие нормы английского права содержатся не в парламентских актах, а в судебных отчетах по делам, решения по которым выносились судьями Высокого суда, Аппеляционного суда и палаты лордов. Практика протокольных записей решений королевских судей имеет древнейшее происхождение и относится к временам Эдуарда I. Было признано, что решение, вынесенное по какому-либо делу, создает обязательный прецедент. Это означало, что судья при разрешении какого-либо вопроса, обязан был применить норму права, которую другой судья сформировал в решении по предыдущему делу. Английское средневековое право представляет собой совокупность прецедентного и статутного права.
В раннефеодальных государствах основным источником права являлся обычай. Источником английского феодального права являлись статуты, законные акты центральной власти. Первоначально к ним относились акты королевской власти, носившие различное название - статусы, ассизы, ордонансы, хартии. С оформлением законодательных полномочий парламента под статутами стали понимать законные акты, принятые королем и парламентом. Акты, принятые парламентом и утвержденные королем, считались высшим правом страны, способными принять и дополнять " Общее право". Совокупность законодательных актов короля и актов, принятых королем и парламентом, получило название статутного права.
Начиная с ХIV века, в Англии формируется так называемое " право справедливости". В тех случаях, когда то или иное лицо не находило защиты своих нарушенных прав в судах " общего права", оно обращалось к королю за " милостью" разрешить дело по " совести". " Право справедливости" было более гибким, более подвижным и лишенным формализма. " Общее право" признавало строго определенный круг обязательственных отношений, вытекающих из договоров. Договоры характеризовались строгой формальностью, заключались в определенной форме и подлежали регистрации в суде путем занесения их в свитки тяжб.
В ХII-ХIII веках в английском праве возник институт " доверительной собственности" траст. Возникновение этого института связано с ограничениями распоряжения землей, установленное " общим правом". К такому средству прибегали отправляющиеся в походы странствующие рыцари, которые передавали свою собственность. Вопросы, урегулированные гражданским правом Англии, мало чем отличались от такого во Франции. " Общее право" урегулировало вопросы, связанные только со свободным держанием земли. Существовали " головные" держатели угодий (бароны, лорды) и " рыцарские" держания. Все они считались вассалами короля. Борьба за право свободного распоряжения землей отразилась в ряде законодательных актов ХIII века. 'Статус о мертвой руке' (1279 г.) запретил владельцам феодов без согласия их сеньоров отчуждать землю церкви и духовным лицам. Третий Вестминстерский статут позволял каждому свободному человеку распоряжаться своей землей по своему усмотрению. 1. Держание " фри-симпл" - свободное простое держание. 2. Условные земельные владения. Возвращение земли дарителю, если человек, которому подарена земля, не имел потомства. " Заповедные" держания - только по наследству; обычно старшему сыну (майораты).
|