Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественный строй Византии.






Достаточно единым господствующим слоем в обществе ранней Византии была греко-римская аристократия (сенаторы). Она же была и самым крупным землевладельцем. Основу этой прослойки составляла старая муниципальная аристократия римских городов. В целом же он сформировался к середине V в., Когда ее представители окончательно составили стабильную верхушку провинциальной знати и заняли ключевые государственные должности.

Вторым привилегированным слоем в империи были средние землевладельцы (муниципальная аристократия, куриалы), положение которых в обществе было закреплено еще реформами Диоклетиана - Копстантина. Но бедная его часть несла ответственность за сбор налогов и выполняла муниципальные обязанности.

К низшему слою свободного населения принадлежит и городской плебс (ордо плебеюс). Он выполнял различные повинности, не имел привилегий высших слоев и более жестоко наказывался. В ранней Византии в его среде сформировалась устойчивая и влиятельная торгово-ремесленное верхушка.

Самая низкая степень общественной структуры занимали рабы. Крупнейшим рабовладельцем было государство. Труд рабов широко использовался в государственных хозяйствах, мастерских, на приисках. В ранневизантийский период несколько укрепилась их имущественная правоспособность и было признано их право на брак и семью. Рабы по рождению так и оставались рабами. Из их среды начал выделяться прослойка колонов, который уже в V в. стал господствующим в деревне. Колонны разделялись на разряды в зависимости от размера собственности, но оставались социально неравноправными, хотя и обладали некоторой имущественному и личному правоспособностью.

Значительные изменения в социальном устройстве империи произошли в VII в. Рабство к этому времени уже утратил свое значение, а вместо колонов на селе появились свободные крестьяне-общинники, владельцы земли своей. Крестьяне стратиоты, служивших в пехоте, коннице и на флоте, освобождались от некоторых налогов и повинностей. Исчез слой куриалы. Значительно пошатнулось положение аристократии, сенаторской знати. Начал создаваться будущий феодальный господствующий класс Византии, был связан с армией и государственной службой.

 

  1. Государственный строй Византии.

Как и развитие феодальных отношений в Византии, особенностями в данном случае обладает и государственный строй Византийской империи. Основной его чертой является сохранение сильной императорской власти и наличие устойчивого централизованного руководства империей. Преемственность трона по наследству (принцип легитимности) в Византии с начала IX в. становится основным способом смены правителя, который приходит на смену существовавшему способу – выборности трона. При этом, как правило, наследник престола назначался соправителем еще при жизни императора и присваивался титул «цезаря». Императорская власть в Византии была почитаема. Она опиралась на огромный, строго централизованный аппарат управления, который возглавляется:

1) с одной стороны сенатом (ему принадлежит традиционное (чаще номинальное) право избрания на трон, заведывание внешней политикой и др.);

2) с другой – Государственным советом (обсуждал законопроекты, восходившие к нему дела по управлению империей и т. д. Его решения нуждались в санкции императора).

Рассматривая государственный аппарат Византийской империи, отметим, что к высшим ведомствам империи принадлежали министерства:

1) внутренних дел (полиции);

2) иностранных дел;

3) военное;

4) финансовое и др.

Замещение высших должностей было привилегией сенаторской знати – высшего сословия империи. Она подразделялась на 18 разрядов. Каждый замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост. Отметим, что с VII в. местное управление Византийской империи характеризуется соединением военной и гражданской власти в руках генерал-губернаторов («стратигов»). Правительство желало видеть их сильными и в то же время пугалось связанных с этим опасностей, поэтому велась политика, направленная на раздробление провинций, уменьшение их территории. Военные силы империи состояли из солдат, для которых служба была наследственной профессией. За службу они наделялись земельными участками. В Византии было сильно развито налогообложение:

1) поземельная подать, которую налогоплательщик доставлял своими средствами, в виде зерна и пр.;

2) подушная подать;

3) подать с жилищ;

4) налог на париков;

5) принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей;

6) принудительная продажа скота и зерна по пониженным ценам;

7) поставки продовольствия в крепости;

8) принудительное участие в строительстве мостов, дорог и т. д.

Как и в других странах Европы, в Византии в период абсолютной монархии имел место быть всеобъемлющий произвол, который приводил к потокам крови – она проливалась во исполнение той или иной политики империи:

1) при императоре Фоке (602–610 гг.) было казнено множество невинных людей;

2) императору Андронику (XIII в.) принадлежала идея одновременного массового избиения всех заключенных и всех их родственников. Применение этой меры объяснялось государственным интересом и велением бога.

Подводя итог, скажем, что сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии объясняется следующими причинами:

1) наличием многих крупных городских центров;

2) потребность в экономической связи между областями и провинциями;

3) особой остротой классовой борьбы, которая продиктована единением интересов крестьянской массы провинций и многочисленного городского плебса, что привело к союзу между ними;

4) постоянная внешнеполитическая опасность, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.

В поддержку сильной центральной власти выступает в Византии церковь.

 

  1. Кодификация византийского права.

В Византии значительно дольше и более глубоко, чем на Западе, сказывалось влияние римской юридической традиции. В отличие от большинства государств средневековой Европы здесь сохранялось единое кодифицированное, распространяющее свое действие на всю территорию империи законодательство.

Осуществленная императором Юстинианом в VI в., и кодификация римского права (corpus juris civilis) заложила основу для длительного развития византийского права и оказала влияние на после-
дующее развитие европейских правовых систем. Корпус состоял из четырех частей:

1. кодекса, содержавшего основные установления действующего римского права,

2. дигест — обширного собрания правовых положений и казусов, заимствованных у римских юристов,

3. институций — краткого руководства по вопросам правоприменения и юридической техники,

4. новелл — новых правовых актов, изданных Юстинианом.

Дальнейшая разработка системы византийского права осуществлялась на основе этой фундаментальной кодификации.

 

Еще до законов Юстиниана, в 438 г. вышел первый официальный свод — Кодекс Феодосия, который включал нормы, изданные византийскими императорами начиная с Константина. В 726 г. был издан краткий свод законов на греческом языке Эклога, в 872 г.— Прохирон. Несколько позднее вышли многотомные Василики. Многочисленные императорские новеллы (отдельные нормативные акты) издавались в течение всего периода существования Византийской империи. Наряду с официальными правовыми актами издавалось большое число частных компиляций законов, указателей и справочников по юридическим вопросам.

Источники античного римского права в значительном количестве содержались в дигестах (втором томе Свода Юстиниана). Огромное число юридических казусов, включенных в этот том, предназначалось для обучения правоведов. При составлении нормативных сводов (из норм римского права) допускалась редакционная обработка: объединение сходных «конституций», вставки, сокращения, перераспределение правового материала.

Развитие византийского права характеризовалось постоянной тенденцией к систематизации материала. Во многих сводах (дигестах и Кодексе Юстиниана, Кодексе Феодосия) распределение нормативных актов осуществлялось по систематическому принципу в сочетании с принципом хронологическим.

В многочисленных неофициальных сочинениях публиковались перечни и типовые формы договоров, исков, исковых сроков и т. п. Частные (неофициальные) юридические сборники часто объединяли по систематическому принципу разнородные законодательные своды и отдельные правовые акты, например Эклогу с Прохироном, Прохирон и Земледельческий закон и т. п. При этом все акты снабжались подробными комментариями (схолиями). В 691—692 гг. Вселенский Трульский собор ввел в действие официальный корпус источников канонического права, который считался исчерпывающим; дальнейшее расширение его запрещалось.

В 726 г. издается самый крупный (после кодекса Юстиниана) официальный законодательный свод — Эклога. Предполагалось создать сокращенную выборку законов из институций, дигест, кодекса и новелл — «конституций» Юстиниана с внесенными в них исправлениями «в духе большего человеколюбия».

В наибольшей степени изменилось процессуальное право: провозглашался принцип равенства всех граждан перед судом, освобождались от судебных пошлин лица, участвующие в судебных тяжбах, и т. д. Весь свод делился на 18 титулов, охватывающих различные вопросы брачного и семейного, наследственного права, опеки и попечительства. Регламентировались договоры дарения, купли-продажи, займа, найма. В Эклоге давался перечень наказаний, налагаемых за совершенные преступления, регламентировалось правовое положение рабов, свидетелей, участвующих в процессе, и должностных лиц (их имущественные отношения).

В перечень преступлений, содержащийся в Эклоге, входили: нарушения святости алтаря и церковного убежища, вероотступничество, клятвопреступление, разграбление могил, подделка денег, хищения, прелюбодеяние и т. д. Предусматривались следующие наказания: битье плетьми и палками, урезание носа и языка, ослепление, отсечение конечностей, выжигание волос и пр. В ряде случаев Эклога допускала замену денежных штрафов, даже установленных Кодексом Юстиниана, телесными наказаниями, широко используя принцип талиона. Смертная казнь устанавливалась за наиболее тяжкие преступления: кровосмешение, умышленный пожог, отравление, колдовство, убийство, гомосексуализм, разбой и т. д.

В сфере гражданского и семейного права Эклога развивала некоторые основные тенденции, заложенные еще законодательством Юстиниана. Такая форма, как обручение, стало в Эклоге юридическим соглашением, являвшимся подготовительным этапом к заключению брака. Расторжение этого договора без уважительных причин влекло уплату неустойки. Брак, по Эклоге, представляет собой союз мужа и жены, пользующихся равными имущественными правами. Браки между близкими родственниками запрещались. Сокращалось также число законных поводов к разводу.
В Эклоге уточнялись формы заключаемых договоров (дарения, завещания), юридический порядок привлечения наследников по закону, вопросы опеки и попечительства и др.
В середине VIII в. появилось приложение к Эклоге, которое включало некоторые вопросы, не нашедшие отражения в основной Эклоге: например, преступления против личности и против веры. По сравнению с трактовкой этих преступлений, содержащейся в дигестах и Кодексе Юстиниана, авторы приложения усилили ответственность за преступления против веры, направляя основные репрессии против еретиков (манихеев и монтанистов).

В приложение к Эклоге были включены также четыре самостоятельных закона — Земледельческий, Военный, Морской и Моисеев.

Земледельческий закон представлял собой свод норм, регламентирующих жизнь сельской общины. Он являлся частной (но признанной государством) компиляцией, сочетающей обычные нормы «варварского» права с действующими нормами римско-византийского права, заимствованного из законодательства Юстиниана. Морской закон был частной компиляцией норм обычного морского права, а Военный — сводом уголовно-правовых норм, относящихся к правонарушениям, совершенным военнослужащими. Моисеев закон включал в себя морально-религиозные предписания и нормы, заимствованные из Ветхого Завета. Составители рассматривали эти нормы как юридические, применяемые на практике.

Эклога, приложение к Эклоге, Земледельческий, Морской, Военный и Моисеев законы образовывали единый корпус светского права Византии, нормы которого действовали в течение VIII—IX вв., вплоть до появления обновленного законодательства императоров македонской династии.

Юристами эпохи императоров македонской династии (начало которой восходит к 867 г.) была разработана широкая программа «очищения древних законов», заключавшаяся в пересмотре и классификации всего писаного правового наследия (прежде всего corpus juris civilis Юстиниана) с точки зрения его применения в новых условиях, в отмене устаревших актов и устранении имевшихся противоречий, а также замене латинской юридической терминологии греческой. Результатом этой реформы стал новый юридический свод — Василики, состоящий из восьми томов в 60 книгах.
За основу свода был взят юстинианов corpus juris civilis в его греческой интерпретации. Структурно свод включал: общие теоретические принципы права, каноническое право, государственное право, организацию суда, процессуальное право, исковое право, частное право (в основу положена Эклога), военное право, сервитута, уголовное (соответствующее Эклоге).

В 872 г. появился еще один юридический памятник — Прохирон, имевший целью изложить законы в виде, доступном для понимания людей, «значительно» упрощающий юридический язык и почти свободный от прежде сильного церковного влияния.

В 40 титулах Прохирона содержались нормы, регламентирующие брачные отношения (в частности, порядок распоряжения приданым), нормы наследственного и обязательственного права, уголовно-правовые.

В дополнение к Василикам император Лев VI в 908 г. издал сборник новелл, которые регулировали широкий круг отношений в области церковного, семейного, наследственного, обязательственного, уголовного и процессуального права.

Законотворческая деятельность императоров македонской династии завершает период наиболее творческого развития византийского права. В дальнейшем это развитие заключалось в простом приспособлении права к повседневным нуждам, вновь усилились элементы христианизации.
В этот период наиболее заметным явлением в области судебных реформ стало введение императором Андроником II в 1296 г. института «вселенских судей», избираемых из архиереев и членов синклита (церковных иерархов), которым предоставлялось право выносить решения «по любым делам и обо всех лицах без исключения», невзирая на их положение и статус. Были провозглашены основополагающие принципы суда — равенство всех перед законом, компетентность судей. Судьи избирались императором, им торжественно (в процессе богослужения в храме св. Софии) передавались Евангелие и меч, они же наделялись поместьями. Судьи давали клятву в том, что они будут судить неподкупно и нелицеприятно. Институт «вселенских судей» учреждался совместно церковной и императорской властями в соответствии с теорией «симфонии», т. е. сочетания власти церковной и светской в одном органе. Институт «вселенских судей» просуществовал недолго.

Чужеземные завоевания и распад Византийской империи прервали правовую традицию, которую, восприняв от Рима, долго сохраняла Византийская монархия.

 

  1. Арабский Халифат.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.