Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности государственного строя, общественной структуры стран Древнего Востока. Характеристика древневосточной деспотии.






Оглавление

1. Особенности государственного строя, общественной структуры стран Древнего Востока. Характеристика древневосточной деспотии.

2. Особенности развития права стран Древнего Востока.

3. Основные этапы государственной истории Древнего Египта. Система государственной администрации, судебные органы, правовое положение Древнего Египта.

4. Источники, основные институты права в Древнем Египте.

5. Основные этапы истории древних государств Месопотамии. Государственный строй, правовое положение населения древнего Вавилона в период правления царя Хаммурапи.

6. Источники права древних государств Месопотамии. Общая характеристика Законов Хаммурапи: принципы составления, правовая доктрина.

7. Вещное и обязательственное право по Законам Хаммурапи.

8. Брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи.

9. Уголовное право и судебный процесс по Законам Хаммурапи.

10. Основные этапы государственной истории Древней Индии. Государственный строй, варно-кастовое деление державы Маурьев (IV - II в.в. до н.э.).

11. Источники права Древней Индии. Общая характеристика Законов Ману: принципы составления, правовая доктрина.

12. Вещное и обязательственное право по Законам Ману.

13. Брачно-семейное и наследственное право по Законам Ману.

14. Уголовное право и судебный процесс по Законам Ману.

15. Основные периоды государственной истории Древнего Китая. Система государственной администрации, судебные органы Древнего Китая.

16. Источники права Древнего Китая. Правовая доктрина конфуцианства и легизма и ее влияние на развития древнекитайского права.

17. Уголовное право, судебный процесс в Древнем Китае.

18. Имущественные, обязательственные, наследственные, брачно-семейные отношения в Древнем Китае.

19. Особенности развития государства и права античного мира. Полисная система.

20. Возникновение государства в Древней Греции. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.

21. «Ликургов строй» в древней Спарте.

22. Рабовладельческая демократическая республика в Древних Афинах. Судебная система Древних Афин.

23. Развитие права в Древних Афинах.

26. Государственный строй принципата и домината. Правовой статус. Реформы Диоклетиана и Константина. Кризис, распад и гибель Западной Римской империи.

27.Источники римского права древнейшего периода. Общая характеристика Законов XII таблиц: история создания, принципы составления, правовая доктрина.

28. Источники римского права классического периода. Общая характеристика Институций Гая: история создания, принципы составления, правовая доктрина.

29. Источники римского права постклассического периода. Общая характеристика Свода законов Юстиниана: истоия создания, принципы составления, правовая доктрина.

30. Вещное и обязательственное право по Законам XII таблиц.

31. Брачно-семейное, наследственное право по Законам XII таблиц.

32. Легисакционный процесс по Законам XII таблиц.

33. Вещное и обязательственное право, виды исков, интердикты по Институциям Гая и Своду Юстиниана.

34. Брачно-семейное, наследственное право по Институциям Гая и Своду Юстиниана.

35. Формулярный и экстраординарный процесс по Институциям Гая и Своду Юстиниана.

36. Рецепция римского права в Средние века.

37. Особенности средневекового государства в Западной Европе.

38. Особенности развития средневекового права в Западной Европе: обычное, феодальное право, каноническое и городское право в Средние века. 39. Формирование раннефеодального общества и государства у франков. Государственный и общественный строй при Меровингах.

40. Реформа Карла Мартелла. Государственная организация и распад империи Каролингов.

41. Общая характеристика Салической правды. Уголовное право и судебный процесс по Салической правде.

42. Имущественные, обязательственные, брачно-семейные, наследственные отношения по Салической правде.

43. Сеньориальная монархия в средневековой Франции. Реформы Людовика IX.

44. Сословно-представительная монархия в средневековой Франции. Деятельность Генеральных штатов. Великий Мартовский ордонанс 1357.

45. Особенности развития государственного и общественного строя периода абсолютной монархии во Франции. Реформы Ришелье и Ж.-Б.Кольбера.

46. Кутюмное право во Франции. Кутюмы Бовези.

47. Вещное и обязательственное право, брачно-семейное и наследственное право в средневековой Франции.

48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

49. «Священная Римская империя германской нации» периода раннефеодальной монархии: особенности государственного и общественного строя.

50. «Священная Римская империя германской нации» в XIII - нач. XIX в.в.: государственный строй, правовое положение населения, судебная система. «Золотая Булла» 1356 года. Особенности германского абсолютизма.

51. Особенности права средневековой Германии. «Саксонское зерцало» XII века: нормы земского и ленного права.

52. «Каролина» 1532 года: общая характеристика, уголовное право и судебный процесс.

53. Раннефеодальная и сеньориальная монархия в средневековой Англии. Реформы Генриха II.

54. Сословно-представительная монархия в средневековой Англии: государственный строй, правовое положение населения, судебная система. Великая хартия вольностей 1215 года.

55. Особенности абсолютизма в средневековой Англии. Судебная система периода абсолютизма.

56. Источники права средневековой Англии. «Общее право» и «право справедливости».

57. Вещное, обязательственное право, брачно-семейное и наследственное право в средневековой Англии.

58. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Англии.

59. Основные этапы государственного развития средневековой Византии. Государственный строй, правовой статус населения.

60. Этапы развития средневекового византийского права. Эклога 726 года: общая характеристика, основные правовые положения.

61. Источники средневекового византийского права IX – XIV в.в.: общая характеристика, основные правовые положения.

62.Образование средневекового Арабского халифата и его развитие при Омейядах: государственный строй, правовой статус населения.

63.Государственный механизм, правовой статус населения в средневековом Арабском халифате при династии Аббасидов. Распад и гибель Арабского халифата.

64.Источники средневекового мусульманского права: общая характеристика. Правовая доктрина шариата.

65.«Право личного статуса», вещные и обязательственное отношения, брачно-семейные и наследственные отношения в средневековом мусульманском праве.

66. Уголовное право и судебный процесс в средневековом мусульманском праве.

Особенности государственного строя, общественной структуры стран Древнего Востока. Характеристика древневосточной деспотии.

Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в 1 тысячелетии до н.э. дихотомию Восток — Запад. Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на Востоке, в отличие от Запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частного товарного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного места. Это в свою очередь сказалось на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на Востоке условий для развития тех политических и правовых институтов, которые были призваны обслуживать нужды нарождающегося гражданского общества: демократическое общественное самоуправление с правами и обязанностями каждого полноправного гражданина, члена полиса-республики, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод. Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупнейших региональных цивилизаций (индо-буддийской, ассирийско-вавилонской, конфуцианско-китайской), но вышеуказанные особенности (отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер развития) были главными определяющими чертами их типологического сходства в отличие от динамично развивающихся античных стран, а затем и стран Западной Европы, преемника античной цивилизации. Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем. Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе. Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае — еще в IV—III тысячелетии до н.э.) в ходе разложения общинно-родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над. рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога. трой многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований: 1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и расы; 2) свободные мелкие производители — общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом; 3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и пр.

На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого население, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами или некие переходные категории свободных (от мелких землевладалыцев к господствующему, в частности, к мелкому купечеству и чиновничеству). Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением. Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ — их традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что освященные незыблемыми идейно-религиозными установками основы социальной структуры, государственности и права таких крупных изучаемых нами древневосточных обществ, как Древняя Индия и Древний Китай (Древний Египет и Древний Вавилон, как относительно централизованные государства, прекратили свое существование еще до н.э.), пережили века. В Древнем Вавилоне, например, крупное царско-храмовое хозяйство сосуществовало с относительно обособленным общинно-частным хозяйством, основой которого был труд свободных общинников-крестьян, уплачивающих ренту-налог государству. В царско-храмовых хозяйствах использовался труд рабов и лиц, находящихся в той или иной степени зависимости, ряды которых пополнялись за счет свободных земледельцев, потерявших свой общинный участок. Наличие сильного царско-храмового хозяйства с относительно развитым ремеслом, широко ведущего торговые операции с помощью купцов-тамкаров, ослабляло налоговую эксплуатацию общинников-крестьян. В Древнем Египте общинно-частный сектор еще во II тысячелетии до н.э. был поглощен основанным на рабской и полурабской эксплуатации царско-храмовым хозяйством. Специфические черты древнеиндийского общества были связаны с жестким сословным делением на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр), с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми, кастовыми. Традиционная социальная приниженность низших каст, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн индийского общества, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации различных категорий зависимого люда. В Древнем Китае рано сложилась система эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян путем взимания ренты-налога, вначале в форме на общественных полях, а затем путем присвоения правящей верхушкой части урожая с крестьянского надела. Формализованное понятие ― восточная деспотия‖, обладающее вышеперечисленными признаками, с определенными основаниями можно отнести к централизованной империи Древнего Китая и царствам Древнего Египта. В Китае, например, император обожествлялся, существовал особый культ императора — ― сына неба‖. Высшая законодательная власть была одним из важных признаков его широких полномочий. Рано сложился здесь и централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем. Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под строгий контроль центральных властей. Нo во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейным‖ городским‖ общинам и пр. Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии) например республики в городах-государствах — Финикии, Месопотамии. Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик ― восточной деспотии‖.

Правители Древней Индии, например, не располагали неограниченными законодательными полномочиями. Даже в крупном, относительно централизованном государстве Маурьев (IV—II вв. до н.э.) большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие как совещательный орган при царе — раджа-сабха и совет сановников — мантрипаришад. Одной из наиболее ярких особенностей империи Маурьев было включение в нее полуавтономных республиканских государственных образований — ган и сангх. В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь — от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей. Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. С учетом этих обстоятельств, следует различать понятие ― восточная деспотия‖ в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом смыслах. Выступая как и всякое другое государство орудием социально-классового господства, древневосточное монархическое государство было призвано вместе с тем выполнять функции, связанные с координацией разрозненного общинного производства, с обеспечением насущных условий его развития. При отсутствии или слабом развитии рыночных отношений государство с его административно-командным аппаратом выполняло особые контролирующие, регулирующие функции, что и обеспечивало исключительное место и значение управляющей верхушки в восточном обществе. Но не меньшее значение имела деятельность властных структур, государства по поддержанию религиозно-культурного единства древневосточных обществ, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытных, фундаментальных ценностей. Значение целенаправленной консервации, укрепления религиозной идеологии в древневосточных обществах также определялось в значительной мере слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства. Религиозная идеология, играющая важную роль в поддержании единства того или иного восточного общества, строилась на основе различных морально-этических, религиозных ценностей, но неизменно отводила особое место ― связующему единству‖ — правителю. В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти — царственности, но и в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Устойчивость патриархально-общинных отношений, на базе которых развивались ранние государственные деспотические режимы, формировала в общественном сознании образ правителя-отца, защитника слабых и обездоленных. Например, конфуцианство—господствующая идеология Древнего Китая — прямо переносило строй большой патриархальной семьи на все Китайское общество, во главе которого стоял император.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.