Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция СССР 1924 г.






Конституция Союза Советских Социалистических Республик состояла из двух разелов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании ССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики советского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие). Договор состоял из одиннадцати глав: «I. О предметах ведения верховжх: органов власти СССР: 11. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве: 111. О Съезде Советов СССР; IV О Центральном Исполнительном Комитете СССР; V. О Президиуме ЦИК СССР; VI. О Совете Народных Комиссаров СССР; VII О Верховном суде СССР; VIII О народных комиссариатах СССР; IX Об Объединенном Государственном политическом управлении; X. О союзных республиках; XI О гербе, флаге н столице СССР». По Конституции в исключительное ведение Союза входили внешние отношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с со согласия Устанавливалось единое союзное гражданство Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Сонетов СССР, избиравшийся от городских Советов (один депутат от 25 тыс избирателей) и от губернских съездов Советов (один депутат от 125 тыс избирателей) В период межд\ съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный Комитет СССР (Ц11КС('< '/У ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей состоявшего из представителей союзных и автономных республик (пять депутатов от каждой) и автономных областей (по одному депутат) от каждой). ЦИК работал в сессионном порядке, число председателей ЦИК СССР соответствовало числу союзных республик В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избирав­шийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет народных комиссаров СССР (СНКСССР), в который входили председатель СНК, его заместители и десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отраслями государственного управления. Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных (уполномоченные общесоюзных наркоматов входили с правом совещательного голоса в СНК республики), объединенные — через одноименные наркоматы союзных республик. Ряд наркоматов были республиканскими: юстиции, внутренних дел. земледелия, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения.Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров (из несоюзных и объединенных комиссариатов), союзные комиссариаты посылали туда своих уполномоченных. ЦИК союзной республики НС мог приостанавливать решения СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК. Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного суда. Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления.

85. НЭП: юридическое содержание. значение.

Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 10 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целькГвосстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Перед советским государством стояли проблемы стабилизации денег, а, значит, дефляции и достижения сбалансированного государственного бюджета. Стратегия государства, нацеленная на выживание в условиях кредитной блокады, определила первенство СССР в составлении балансов производства и распределении продуктов Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов Государство, сохранившее командные высоты в экономике, применяло директивные и косвенные методы государственного регулирования, исходя из необходимости реализации приоритетов предтечи стратегического плана — ГОЭЛРО В основе НЭП лежали идеи работ В И Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита НЭП позволила быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.

Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.

Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926/1927 году достигла экономических показателей довоенных лет. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции. Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.