Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование личности в младшем школьном возрасте






В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), включение в единую систему коллективов (общешкольный, клас­сный, октябрятскую звездочку), включение в новый вид дея­тельности (учение) — все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к лю­дям, коллективу, формирует характер, волю.

Моральное развитие. Конечно, моральное развитие и воспита­ние ребенка начинается задолго до поступления в школу. Но толь­ко в школе он ставится перед необходимостью соблюдать целую систему четких моральных требований и норм, правил поведения, определяющих и регламентирующих его поведение в школе, на улице, в общественных местах, которыми он должен руководст­воваться в отношениях со взрослыми и сверстниками.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нрав­ственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направ­ленность личности.

Моральные понятия и суждения младших школьников заметно обогащаются от I к 111 классу, становятся более четкими, опреде­ленными. Моральные суждения первоклассников обычно основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, У учащихся II—III классов, помимо опыта собственного поведения (который, естественно, обогащается) и указаний старших (эти указания воспринимаются теперь более осознанно), сказывается и умение анализировать опыт других людей, и значительно большее влияние художественной литературы, детских кинофильмов. Это же характеризует и моральное поведение. Если дети 7—8 лет совершают положительные моральные поступки, чаще всего следуя прямым ука­заниям старших, в частности учителя, то третьеклассники в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

Воля, темперамент и характер. Возрастная особенность де­тей, только что поступивших в школу, — общая недостаточность воли: младший школьник (особенно в 7—8 лет) еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодо­ления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. Младший школьник еще не умеет всесторонне обдумывать свои решения и намерения, принимает их торопливо, наспех, импульсивно. Недо­статочная способность к волевому усилию сказывается в том, что ребенок порой отказывается от борьбы с трудностями и препят­ствиями, охладевает к делу, часто оставляет его незаконченным. Переделывать, совершенствовать свою работу он тоже не любит. Постепенно под влиянием систематического воспитания форми­руется умение преодолевать трудности, подавлять непосредствен­ные желания, проявлять настойчивость и терпение, контролировать свои поступки.

В младшем школьном возрасте довольно отчетливо можно на­блюдать проявления всех четырех типов темперамента. В главе «Темперамент» были описаны проявления этих типов и даны рекомендации, как учитывать особенности темпераментов млад­ших школьников в учебно-воспитательной работе. При правиль­ном воспитании есть полная возможность выправить некоторые отрицательные проявления темпераментов: у холериков выра­ботать сдержанность, у флегматиков — активность и быстроту, у сангвиников — терпение и усидчивость, у меланхоликов — общи­тельность и уверенность в себе. Воспитывая нолю и характер у младших школьников, учитель приучает их управлять споим темпераментом.

Характер младших школьников также отличается некоторыми возрастными особенностями. Прежде всего дети импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосред­ственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Младшие школьники, как правило, отличаются бодростью, жизнерадостностью. Они общительны, отзывчивы, доверчивы, справедливы. В ряде случаев ученики начальных классов обла­дают отрицательными формами поведения, к ним относятся, на­пример, капризность, упрямство. Обычная причина их — недостат­ки семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что дома все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чем не видел отказа. Капризность и упрямство — своеобразная форма протес­та ребенка против тех твердых требований, которые ему предъяв­ляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. Порой у детей проявляется лживость, причиной которой может быть буйная фантазия ребенка или желание скрыть свой дурной поступок из-за боязни наказания. Поскольку в младшем школьном возрасте характер еще только формируется, важно предупредить превращение этих часто вре­менных, случайных психических состояний в черты характера. Эмоции и чувства. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психи­ческая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоцио­нально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники (особенно ученики I и II классов) не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

Причиной глубоких эмоциональных переживаний у учащихся III и даже II классов могут быть и такие обстоятельства. Если ребенок считает, что его недооценивают, что он не занимает в классе положение, которое он, по его мнению, заслуживает, то он порой озлобляется. В таких случаях дети могут становиться недисциплинированными, несговорчивыми, обидчивыми, упрямы­ми, недоброжелательными. Чуткое отношение воспитателей, пра­вильная организация деятельности ребенка и его взаимоотноше­ний с товарищами помогают вывести ребенка из этого состояния.

С годами у детей все больше развивается способность регу­лировать чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Под влиянием обучения и воспитания развиваются высшие чувства, в частности моральные чувства — чувство долга, чувст­во советского патриотизма. Ребенок постепенно начинает пони­мать, что такое Родина, много узнает о своей стране, о ее лю­дях, природе. В доступной для ребенка форме у него растет и развивается чувство любви и уважения к Родине.

В младшем школьном возрасте успешно происходит и худо­жественно-эстетическое развитие детей. Дети обычно очень инте­ресуются рисованием, лепкой, пением, музыкой; на основе соот­ветствующей деятельности и восприятия художественных произ­ведений (стихотворений, музыки, картин, скульптур) у них формируются эстетические чувства.

Дружба и товарищество. Большие возможности открывает младший школьный возраст для воспитания коллективистических отношений. За несколько лет школьник накапливает при правиль­ном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности — деятельности в коллективе и для коллектива. Первоклассники еще не чувствуют себя частью еди­ного коллектива, они в каком-то смысле обособленны и незави­симы, нередко у них можно заметить проявления отчужденности, завистливости, наивного хвастовства. Коллектив начинает скла­дываться тогда, когда под влиянием специальной работы учителя дети впервые начинают проявлять доброжелательный интерес к успехам и неудачам, достижениям и ошибкам одноклассников, проявлять взаимопомощь, начинают относиться к учебной дея­тельности как к делу всего класса. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Большое значение для формирования коллектива и коллективиз­ма имеет организация октябрят, а затем и пионерская организа­ция. Именно здесь ребенок приобретает основной опыт коллектив­ной, общественно полезной деятельности.

Складывающиеся моральные нормы поведения в коллективе, чувства взаимопомощи и уважения друг друга переносятся и на типичные дружеские и товарищеские отношения учащихся этого возраста, обогащаются так называемые межличностные отношения. Показательны различия в характере дружбы у младших школь­ников разных классов. У учащихся I—II классов дружеские м (взаимоотношения еще недостаточно устойчивы, складываются по случайным и несерьезным мотивам. Спросите у школьника, по­чему он дружит с Петей или Олей: «Потому что живем в одном доме»; «Потому что сидим за одной партой»; «Потому что наши родители знакомы и ходят в гости друг к другу». Наблюдается быстрая смена друзей, смена симпатий и антипатий. Вчера Витя был друг, а сегодня «я с ним уже не вожусь». Сережа был абсолютно безразличен, а теперь, оказывается, он «мой самый лучший друг».

Самый младший школьник положительно или отрицательно оценивает друга преимущественно на основании того, что дружба может дать лично ему, что его друг делает для него. Требова­ния, предъявляемые к другу, ребенок не всегда относит к себе, он еще не осознает того, что дружба должна строиться па равенстве прав и взаимных обязанностей. Например, приходи­лось слышать такое высказывание: «Моя подруга Света очень хорошая, она не спорит со мной, она всегда со мной но всем согласна. Когда позову гулять или потрать, она никогда не отказывается. А Женя была плохая подруга, все хотела делать по-своему, не уступала мне. Теперь я с ней не дружу». Такая односторонняя субъективно-эмоциональная оценка друга объяс­няется недостаточным опытом морального поведения первоклас­сника в коллективе. Дети этого возраста еще только входят в жизнь коллектива, они еще не научились строить отношения на взаимном уважении друг друга,

У школьников III класса опыт моральных взаимоотношений в коллективе богаче. На этой основе у ребят складываются более глубокие и прочные товарищеские и дружеские взаимоотношения, которые начинают играть все более значительную роль в форми­ровании нравственных качеств характера. Дружеские чувства проявляются уже в стремлении быть полезным товарищу, в сог­ласовании своих действий и поступков, начинают формироваться более интимные дружеские чувства, которые выражаются в сочувствии, в стремлении поделиться с другом радостями и горестя­ми. Разлады и конфликты, как правило, переживаются детьми уже серьезно и глубоко.

Роль игры и труда в развитии личности. Хотя ведущая дея­тельность младших школьников — учение, игра занимает очень большое место в их жизни. Коллективные игры способствуют сплочению коллектива. Игра создает особого рода практику в поведении ребенка и таким образом способствует формированию ценных качеств личности.

Велико воспитывающее значение и труда младших школьников. Труд в жизни дошкольника выступал главным образом в форме самообслуживания. Значение самообслуживания в полной Мере сохраняется и в младшем школьном возрасте. Однако труд только на себя и для себя может сформировать и индивидуалис­та, которому не будет никакого дела до нужд и интересов дру­гих людей. Поэтому очень важно постепенно включать учащихся в труд для других, для общей пользы, в доступные виды общест­венно полезной деятельности (уборка класса, пришкольных участ­ков, спортплощадки, изготовление полезных предметов для млад­ших детей, для воспитанников подшефного детского сада и т. д.). Дети постепенно осознают, что своим трудом они могут приносить пользу окружающим людям. Это вызывает у них гордость, ра­дость и удовлетворение, уважение к труду, понимание роли труда в жизни людей.

Большое психологическое значение имеют и специальные за­нятия по труду, но только в том случае, если дети не просто режут, склеивают, сшивают, пилят, строгают, а собственными руками изготавливают полезные и нужные предметы (елочные игрушки, указки, коробочки и шкатулки, рамки для фотографий и т. д.). Особенно, важно посильное участие младших школьни­ков в производительном труде взрослых. Сельские школьники, например, собирают колосья, охотно помогают взрослым в рабо­те на фермах, ухаживают за птицей, молодняком домашних животных, с удовольствием работают на пришкольных участках. Целенаправленный труд формирует умение планировать пред­стоящие действия, находить наиболее рациональные способы их выполнения, осуществлять самоконтроль. Эти общетрудовые уме­ния необходимы для организации трудовой деятельности более высокого уровня в подростковом возрасте.

Интересы и способности. Первые годы обучения в школе — го­ды очень заметного развития интересов. И основной из них познавательный интерес, интерес к познанию окружающего мира, жадное стремление узнать больше. Развитие интересов идет от интересов к отдельным фактам, изолированным явлениям (I—II классы) к интересам, связанным с раскрытием причин, законо­мерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями (III класс). Если основной вопрос первоклассников: «Что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?».

О широте и диапазоне интересов младших школьников свиде­тельствуют вопросы, заданные детьми 9—11 лет на специальном уроке: «Откуда дует ветер?»; «Почему самолеты не падают?»; «Как устроен атом?»; «Из чего делают пластмассу?»; «Когда умерли динозавры?»; «Почему на Южном полюсе вечные льды?»;

С развитием навыка чтения быстро складывается интерес к чтению, к литературе с острой и занимательной фабулой, к и сказкам, а затем и к книгам с несложным научно-фантастическим и приключенческим сюжетом. Формируется интерес к техни­ке (преимущественно у мальчиков), причем к современной тех­нике: ракетам, космическим кораблям, луноходу, автомобилям и самолетам новейшего типа. Ученики сельских школ заметно на­чинают интересоваться сельским хозяйством.

С середины II класса наблюдается дифференциация учебных интересов. Если первоклассники интересуются учением вообще, ученик II класса подчеркнет, что ему интересно решать зада­чи или писать диктовки, интересны уроки рисования и т. п.

В связи с формированием интересов и склонностей начинают формироваться и способности школьников. Как правило, в этом возрасте еще рано говорить о сложившихся способностях, но уже выделяются ученики, проявляющие относительно высокий уро­вень способностей в области математики, литературного творче­ства, музыки, рисования. Основной путь развития способностей в младшем школьном возрасте — привлечение

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.