Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика литературного процесса первой четверти ХIХ века.






БИЛЕТ № 1

I период – 1801-1815 гг.
II период – 1816-1825 гг. Последние 10 лет правления декабриста Александра I; расцвет романтизма, появляется реализм; начальный этап творчества Пушкина.

11-12 марта 1801 г. – убит император Павел I. Среди заговорщиков было много высокопоставленных лиц. Смерть императора вызвала всеобщую радость. Люди возлагали надежды на нового монарха, Александра Павловича, в том числе на издание либеральных реформ. Личный произвол -> строгая законность. Вопрос о просвещении был весьма важен.

Сперанский – ближайший советник императора. Радикальные реформы взвали отзыв высших слоев, сильную оппозицию. В 12-ом году Сперанский был отлучен от должности.
В 1812 году в Европе огромную власть приобретает Наполеон. Отечественная война (такое название потому, что в войне участвует всё население). 12 июля 1812 года французские солдаты перешли в наступление.
17 августа – Кутузов становится главнокомандующим. 26 августа – сражение под Бородино. Второго сентября Наполеон вступил в Москву, пробыл здесь до 6 октября. «Такой прием вас ждет везде». Писал Тургенев: «Наполеон не нашел в России ни врагов, ни предателе й».

Почти у каждого писателя было произведение о войне. Слово «Родина» произносится с особым чувством. Война оказывает влияние не только на судьбу России, но и на судьбу Европы. Территориальные приобретения России после войны. Воинство надеется на дальнейшие преобразования. Но в этот момент политика Александра меняется: военные поселения, Аракчеев, недовольство среди офицеров.

1-ое тайное общество, союз Спасения 1816 год. Цели: ликвидация крепостного права и самодержавной власти + конституция; 1818 –союз благоденствия (Глинка, Федор Толстой, Муравьев). Пропаганда идей по средствам литературы. Появляются два общества, северное (Петербург) и Южное (Москва – Русская правда).

19 ноября 1825 года умирает Александр I. Первоначально и армия, и государство присягнули Константину, но Константин отказался, должна была произойти переприсяга. Именно на это время заговорщики планировали переворот. Главным был Трубецкой. 14 декабря 1925 происходит восстание декабристов на Сенатской площади. Всего участвовало около трех тысяч восставших. Трубецкой на площадь не явился. Декабристы захвачены, арестованы, пятеро человек казнены.

Началась вторая четверть 19 века. Литература всегда была тесно связана с общественной жизнью, но всегда развивалась по своим законам.
Романтизм – основное литературное направления первой четверти XIX века. Появляются черты реализма.

Стало гораздо больше читателей. Умели и любили писать письма. Важную роль играли салоны. Это было время общения, оно очень много значило.

Общая характеристика классицизма:

1. Рационализм: утверждение человеческого разума. Очень важна была идея служения государства, идея гражданского долга. Надо смотреть на природу.

2. Художественные принципы. К такой литературе привыкло общество. Шишков: Литература в России не должна заимствовать. Шишков организует общество «Беседа любителей русского слова » до 1816 года. Сентиментализм – школа Карамзина.
Журнал «Вестник Европы» 1802 год Карамзина. В его творчестве видны черты предромантизма.
Во всем бывает мода, даже в литературе.

3. В 1815-1818 году образуется общество « Арзамас ». Его цель – литератураная борьба с «Беседой», с классицизмом. Его члены – Батюшков, Блудов, Вяземский, Пушкин и пр.
Дружеское объединение. Подготовили появление романтизма.
Романтизм пришел из Западной Европы.
Идея романтизма – столкновение личности и общества. Романтизм появляется во время переломного момента в истории.
Вольное общество любителей российской словесности (1816-1825 гг.)
Гражданские романтики говорили о социальной роли литературы. Рылеев («Думы»): рассказ о подвиге ради Родины.

 

Всякие народные крестьянские волнения портят кровь правительству Павла 1. Придворные тоже не отстают и с 11 на 12 марта 1801г. устраивают дворцовый переворот. Новый царь Александр 1 видя такое положение вещей поначалу идет на кой-какие уступки либерально настроенному обществу – разрешает частные типографии, ввоз книг из-за границы, вводит новый цензурный устав, ограничивающий административное вмешательство в дела печати, открывает кучу университетов и гимназий и т.п. следующий пункт нашей программы – война 1812 года, которая как война народная и священная пробудила народное самосознание и обнаружила огромные силы нации. Как ярость благородная вскипела волной, как рус. народ освободил от козлов французских всю Европу, так прямо и прочувствовал необходимость нац. освобождения. Отсюда все гражданские и рев. темы в литературе. Большие разговоры про отмену крепостного права, бочки на самодержавие и обществ. устройство страны.

Самые хитовые жанры лит-ры: издыхающий классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В начале 19 века меняется тип литератора. 18 столетие знало литератора-философа, социолога, моралиста, для которого литература оставалась все же главным занятием (Фонвизин, Муравьев). Оживление социологической и филологической мысли в начале александровского царствования приводит к появлению типа ученого, социолога, занимающегося литературной деятельностью. Образовавшееся в 1801 году «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» объединило литераторов именно этого рода (сначала под названием Дружеского общества любителей изящного). Передовые члены – Дмитриев, Востоков, Остолопов, Иванов, Тербенев, Пнин, Попугаев, Радищев и еще куча всяких членов.

Все это предопределяло выбор тем и их освещения: антикрепостническая направленность, антитиранические мотивы; деизм просветительского толка окрашивал и целую серию философских од. Художественная проблематика произведений общества найдет свое продолжение в социальном дидактизме гражданской литературы 20-х годов. В стихах членов общества можно увидеть прямое предвестие тем и даже языка поэтов-декабристов – культ «поэта-гражданина», систему «слов-сигналов». Это была поэзия мысли, но мысли просветительской и преимущественно ориентированной в область социальной философии и политики.

Общ-во просуществовало до 1807 года, после внутренних разборок руководство перешло к умеренным по взглядам членам, и оно зачахло, утратив прежнее значение.

 

Примерно в 1816 г. создается «Вольное общество любителей российской словесности» (1816-1825). Его возглавлял Федор Глинка. Четче идейные искания (по сравнению с «Вольным обществом любителей словесности, наук и художест»).

Вольное общество любителей российской словесности оставило заметный след в истории русской литературы и журналистики. Это одна из первых организаций передовых писателей России. Деятельность была тесно связана с деятельностью декабристов, многие из которых были членами этого общества.

В составе Общества находилось около 20 членов Союза благоденствия, которые и «задавали тон». Союз Благоденствия заботился об объединении прогрессивных национальных сил и большой просветительской работе. Отсюда в Союзе Благоденствия, в его пропагандистских занятиях такое важное место занимают конституционные проекты, петиции, легальные просветительские мероприятия, литература и наука. «Правила общества любителей словесности» в политическом смысле были вне всяких подозрений. Основная цель сводилась к чтению и исправлению читавшихся на собраниях произведений. До 1818 года Общество именовалось просто Общество любителей российской словесности, только в этом году получив дополнение: Вольное. Но и после этого деятельность Вольного общества была неактивна, проходила в мелких распрях и в чтении заурядных произведений. Попытки Глинки и Никитина привить Обществу гражданское направление не имели успеха. В 1818 году в «упражнениях» членов Вольного общества намечается выход к гражданской теме. Для «успехов просвещения» в обновленном Обществе были организованы специальные «ученые упражнения»: публицистические выступления и художественные произведения.

В 1818-1819 гг почетными членами Общества избираются крупнейшие поэты той поры – И.А.Крылов, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, рекомендованные Ф.Н.Глинкой, А.А.Дельвиг, П.А.Плетнев, В.К.Кюхельбекер. 1 апреля 1818 года Никитин для «вящей пользы» предложил сделать в уставе Общества «пополнение и перемену». Перемена была им предложена серьезная, Вольное общество становилось своеобразной республикой литераторов. Глинка 16 июля 1919 года становится ее президентом. «Ученой республикой» в 1820 г. была организована политическая демонстрация против высылки А.С.Пушкина из Петербурга. В январе 1821 года признал себя распущенным близкий к провалу Союз Благоденствия. Общество окончательно становится центром, вокруг которого объединяются прогрессивные силы в литературе. В 1821 году в Вольном обществе активно сотрудничают Рылеев, братья Бестужевы, Корнилович. Тогда же в действительные члены были приняты Баратынский, Гнедич и др. В «ученые упражнения» закономерно входят фольклористические статьи, свидетельствующие о внимании «соревнователей» к народной поэзии. Характерную черту «ученых упражнений» 1822 года составляет повышенный интерес к национально-героической исторической теме. На первом план стояла история родной страны. 15 декабря 1824 Грибоедов был избран в действительные члены «ученой республики». Конечно, далеко не все члены Общества были близки к декабризму. В Обществе состояли и принципиальные враги этого движения, и литераторы, не замешанные в политике вообще.

 

Оч важно!, т.к. к нач. 19 в. процесс выработки норм рус. лит. языка ещё не завершился. Интенсивно шёл процесс формирования стилей худ. лит-ры.

В спорах о «старом» и «новом» слоге проявились не только литературные, но и идейно-политич. разногласия. Адмирал Ш. возглавил партию полит. и литер. реакционеров и долгие годы боролся против либерализма и новаторства. В период войны 1812 г. был приближен Адександром I; составлял манифесты и рескрипты; незадолго до восстания декабристов назначен министром народного просвещения. Кроме «Рассуждения…» написал ряд других работ, напр., «Разговор о словесности» (1811).

Ш. выступал против изменений в языке лит-ры, произошедших к концу 18 в. и приведённых в систему Карамзиным. Сближение лит.языка с живой разговорной речью образованного об-ва; резкое ограничение книжных, церковнославянских эл-тов; создание новых слов / заимствования из других европейских языков.

Ш. обвинил К. и его последователей в пренебрежении церковнославянизмами. Он не допускал и смешения 3х стилей Ô. Но главным основанием борьбы против «нового слога» для Ш. были не стилистич., а морально-политич. мотивы. «Старый слог» для него в 1ую очередь ценен как хранитель старой идеологии. Это коренным образом отличало Ш. от Р. и поэтов-просветителей, к-рые использ. славянскую лексику и фразеологию для выражения высокого гражданского содерж.

Политич. основа выступлений Ш. по вопросам лит-ры ещё чотче проявилась в его борьбе против иноземных влияний. Противники якобы увлекались заимствованиями из франц.яз. и стремились создавать слова по образцу иностранных. Причём речь шла не о крайностях в заимствованиях, а о том, что исп-ние слов другого языка наносит вред Великому Ррррусскому языку. Рассматривал галлицизмы как путь проникновения в Россию идей евреев, масонов Французской революции.

Скорбит об упадке не только языка, но и словесности (причина – чрезмерное «прилепление» к иностр. писателям). Образцами должны-де служить «священные книги», «летописи» и «все подобные им предания».! Поэт должен «напитаться» не только словами и выражениями предков, но и их мыслями. «Красоты мыслей никогда не стареются».

Полемика между архаистами и новаторами не сводилась к теории. Литер. «староверы» пытаются создавать пр-ния в традиц. жанрах и стилистич. формах. Эпич. поэмы о Петре I и других ист. героях; классич. эпопеи о событиях войны 12го года; оды классич. стиля.

1811г. – появляется лит.об-во «Беседа любителей русского слова», что придаёт собраниям сторонников Шишкова офиц. хар-р. Орган-ры постарались обеспечить ему правит. поддержку и привелегир. положение. Об-во было разделено на 4 разряда, каждый их к-рых имел своего попечителя. Председатели – Шишков, Державин, Хвостов, Захаров. Большая часть имён членов «Беседы» осталась в истории лит-ры мало известной / приобрела печальную славу. (Державин не в счёт, он занимал в лит-ре начала века особую позиции. Как и Крылов.) В 1816г. «Беседа», такскзть, умерла.

Классицизм пытался удержать позиции в сфере эстетич. теории и критики. В лит. критике старые эстетич. принципы защищал «Вестник Европы». Но и в лит. теории «классическая» доктрина давала трещины.

В 1815 Шаховский написал комедии " Липецкие воды" и " Новый Стерн", в которых постебался над карамзинистами и нарвался: те объединились в " Арзамас " и поставили себе целью борьбу с устаревшими литературными вкусами и традициями. Вместо бюрократии у них была шуточная масонская эстетика с колпаками и партийными кличками, взятыми в основном из баллад Жуковского. На каждом заседании поедали гуся, делились поэтическими опытами и вообще весело проводили время. Жуковский, Пушкин и его дядя Василий (тоже Пушкин), Вяземский, Батюшков и многие другие. Полемика этих двух кружков гордо называлась " войной на Парнасе" и продолжалась до 1816, когда " Беседа" приказала долго жить. " Арзамас" потерял смысл своего существования. Сначала они решили издавать журнал и даже составили план, однако на этом всё и закончилось. Тут будущие декабристы Муравьёв и братья Тургеневы попытались сделать из " Арзамаса" " серьёзную организацию". Серьёзной организации из этого сборища не получилось, и в 1818 " Арзамас" развалился, а члены его разъехались из Петербурга в разные стороны.

Итого: " Беседа " шишковистов: бюрократия, обрядовость. Считают себя преемниками классицизма, борются за чистоту русской речи и против реформы Карамзина. Шишков, Державин, Шаховской.

" Арзамас " карамзинистов: весёлая тусовка с элементами буффонады. Цель - воспитание вкуса, борьба с устаревшими традициями. Реформа Карамзина - модернизация языка путём разумного заимствования (которое по факту и так уже произошло в светских салонах). Жуковский, Вяземский, Батюшков, Пушкин, Блудов, Дашков, будущие декабристы.

 

I четверть XIX века в России и, кстати, не только в России – период, когда ведущую роль в литературном процессе играют поэтические жанры. Это время господства поэзии в литературе, время её расцвета, «золотой век» русской поэзии. Трудно представить себе другую эпоху, которая одновременно вмещала бы столько выдающихся поэтических имён. Не говоря уже о А. Пушкине, в это время творят Е. Баратынский, К. Батюшков, П. Вяземский, Ф. Глинка, Н. Гнедич, А. Грибоедов, Д. Давыдов, А. Дельвиг, В. Жуковский, П. Катенин, И. Козлов, И. Крылов, А. Мерзляков, К. Рылеев, Н. Языков. И каждый из них оставил свой заметный след в истории русской литературы. В составленной Ю. Верховским и вышедшей в 1919 году антологии «Поэты пушкинской поры» 54 имени. А ведь в антологию вошли только те авторы, чьё творчество и через столетие сохранило хоть какое-то художественное значение. Этот факт говорит в том числе и об очень высоком уровне общего развития поэтической речи, владения стихотворной техникой, которые были достигнуты в I четверти XIX века.

Это время ускоренного формирования русского литературного языка, нормализации и гармонизации, эстетизации русской речи, в первую очередь – письменной. Именно в этот период русское слово научилось полностью раскрывать свои экспрессивные и эстетические возможности, быть эстетически привлекательным. Это сопровождалось сближением языка художественной литературы с языком образованной части общества. Литература XVIII века – это во многом литература «для своих», для людей, так или иначе причастных к литературному творчеству. Вне этого круга число читателей крайне ограниченно. И причина этого во многом в состоянии литературного языка. Он труден даже для образованной части общества. С другой стороны, в мире Простаковых и Скотининых непонятно было, зачем читать вообще. Русская литература в начале XIX века идёт навстречу читателю и одновременно формирует его. Чтение русских книг перестаёт быть в некотором смысле профессиональным занятием, формируется относительно широкий читатель русской литературы. Знание произведений Н. Карамзина, В. Жуковского, А. Пушкина теперь становилось общепринятой нормой для человека, принадлежащего к культурному сообществу в России, так же, как ранее знание французской литературы. Чтение русской литературы из труда стало превращаться в удовольствие. По словам С. Шевырёва, «при Ломоносове чтение было напряжённым занятием; при Екатерине стало роскошью образованности, привилегиею избранных; при Карамзине необходимым признаком просвещения; при Жуковском и Пушкине потребностию общества» (Шевырёв С. Взгляд на современное направление русской литературы. – «Московитянин». 1842. №1. С. XII). Сформировались и читатель с достаточно развитым литературным вкусом и высокими эстетическими требованиями к литературному произведению, читатель, стремящийся получать эстетическое наслаждение от русской книги, и литература, способная подобное наслаждение доставить. Понятно, что в первую очередь для решения этой задачи оказалась подготовлена поэзия.

С наступлением XIX века положение принципиально меняется. К концу предыдущего столетия постепенно повысился общественный авторитет литературы и писателя. В новом веке ведущими писателями становятся преимущественно дворяне, и не просто дворяне, а представители родовой аристократии: П Вяземский, А. Пушкин, А. Перовский и т.д. Это знак того, что меняется общественный статус литератора, а точнее, статус занятий литературным творчеством. Теперь уже это вполне уважаемый род деятельности, проявление высокой культуры, тонкого душевного строения, интеллектуальной независимости личности. В изменении престижа литератора огромную роль сыграли литературная деятельность и общественное поведение Н.М. Карамзина. Престиж писателя теперь определяется не тем, в каких отношениях с властью он находится, а интересом к его творчеству со стороны читателя. Новый общественный статус и социальное положение дворянина – литератора позволяют ему чувствовать себя независимым, в том числе и от власти.

Но литературный труд так и не становится профессиональным. Для писателей – дворян творчество - это в первую очередь способ самореализации личности, сфера духовной свободы, в том числе и свободы от материального расчёта. Характернейший пример такого рода писателя – дилетанта, погружённого в литературную жизнь, представляет П.А. Вяземский. Как писал Пушкин в 30-е годы, «литература стала у нас значительной отраслью промышленности всего около 20 лет. До сих пор она рассматривалась только как занятие изящное и аристократическое …» Литературная деятельность не воспринимается как источник доходов. Львиную долю прибыли за издание книги получает издатель, а не автор. Изменение этой ситуации связано с именем Пушкина. За свою поэму «Бахчисарайский фонтан» он получил неслыханный по тем временам гонорар – 3 тысячи рублей. «За стихи «Бахчисарайского фонтана» заплачено столько, сколько ещё ни за какие русские стихи заплачено не было», - отмечал тот же Вяземский. С этого времени литературный заработок становится главным источником доходов для Пушкина, а Пушкин – одним из первых русских профессиональных писателей XIX века. «Коммерческий успех «Бахчисарайского фонтана» стал одним из симптомов и факторов профессионализации литературного труда» в России. За первую четверть XIX века русский литератор проходит путь от писателя – дилетанта к писателю – профессионалу. На этом пути происходит соединение дворянского достоинства, чувства чести, личной независимости с осознанием своей писательской миссии, высокого назначения писательского труда.

Вместе с эмансипацией писателя происходит эмансипация литературы. «Высокая» литература первой четверти XIX века уже не является служанкой тех или иных политических, нравственных или просветительских целей. Она постепенно обретает собственное художественное содержание. Вполне очевидный характер этот процесс получает в творчестве А.С. Пушкина.

 

Литературная борьба в России

в I четверти XIX века.

I четверть XIX века – период острой литературной борьбы и ожесточённой полемики в русской литературе. В историческом пространстве двух десятилетий нового века встретились две литературные эпохи: эстетика, художественный опыт и вкусы уходящего этапа литературного развития, которым завершался век XVIII, и тенденции нового периода. Отсюда принципиальность и ожесточённость литературных схваток. Интенсивность развития литературы в России в описываемый период не позволяет отождествлять содержание литературной борьбы в России с противостоянием «классиков» и романтиков в литературах западноевропейских народов, так как в ходе этой борьбы решались те проблемы литературного развития, которые, например, во Франции заняли около двух столетий.

Литературные «партии», вступившие в ожесточённую полемику в России в начале века, «архаистами» и «новаторами». В центре дискуссии оказался, на первый взгляд, чисто научный спор об отношениях между церковно-славянским и современным русским языками. Однако в контексте литературного процесса начала XIX века этот вопрос приобрёл принципиальный характер. Это был вопрос не только о месте церковно-славянизмов в русском литературном языке, но о путях развития русской литературы. Представление о том, что церковно-славянский язык есть разновидность южно-славянского наречия и, следовательно, не является прямым предком современного русского языка, не было общепринятым в начале XIX столетия. «Архаисты» и их вождь - адмирал А.С. Шишков категорически были не согласны с этой точкой зрения. Полнее всего их языковая платформа была изложена в знаменитом труде Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге Российского языка». Для автора «Рассуждения…» церковно-славянский и русский языки - это в историческом плане один и тот же язык: «…язык у нас славенский и русский один и тот же. Он различается только … на высокий и простой. Высоким написаны священныя книги, простым мы говорим между собою и пишем светския сочинения…). «Причём русский разговорный язык предстаёт как результат порчи языка «славенского», обусловленной главным образом иноязычным влиянием» (Там же). Отсюда стремление «архаистов» в их литературной деятельности не только остановить этот процесс «порчи» церковно-славянского языка, но и восстановить его утраченные силу, красоту и выразительность.

В то время как «новаторы» стремились сблизить язык литературы с языком образованного общества, в том числе и путём максимального ограничения использования церковно-славянизмов, их противники утверждали несовместимость разговорной речи салона и книжного языка. При этом церковно-славянский язык «воспринимается вообще как предельно правильная разновидность» русского языка (Там же). А «славянизация (т.е. использование церковно-славянских языковых ресурсов) выступает при таком понимании как средство создания литературного языка». Стремление очистить язык от заимствованных элементов и отталкивание от разговорного языка – вот суть языковой программы «архаистов», которая превращала их в непримиримых противников «новаторов», сторонников Н.М. Карамзина.

«Карамзинисты» в своей литературной практике отстаивали ясность, легкость, изящную простоту литературного языка, они стремились сблизить книжный язык с разговорным языком общества. Они признают естественным и необходимым обогащение русского языка заимствованиями из более развитых европейских языков, в первую очередь французского. «Новаторы» решали задачу гармонизации литературного языка отсечением крайностей: не только тяжеловесных, устаревших церковно-славянизмов, но и просторечия, с их точки зрения грубого, неприличного в хорошем обществе. Они резко сужали границы литературного языка, но при этом вырабатывали его внутреннее единство.

Это был не только научный, но и мировоззренческий, идеологический спор. Это был спор о том, в каких отношениях быть развивающейся русской культуре с другими европейскими культурами, о том, должна ли литература менять свои формы, свой язык вместе с изменениями общественных вкусов, быта, уровня культурного развития читателей. Наконец, это был спор о том, кому должна служить литература: интересам государства или вкусам и понятиям общества. «Архаисты» отстаивали изолированность русской культуры и литературы от западноевропейских процессов. Их идеи предвосхищали «романтическую идею уникальности каждого народа, его языка, истории и культуры, романтический культ национального прошлого» (Указ. соч. С. 31). Однако жанровые пристрастия, принципиальная тяжеловесность, ораторская монументальность роднили произведения «архаистов» с традициями русского классицизма XVIII века. «Новаторы» - карамзинисты стремились к интеграции русской литературы в общеевропейский литературный процесс. Они отстаивали единые для всех народов представления об изящном, включающие в себя «идеал уравновешенности и соразмерности», отличавший «эстетику «старого» классицизма». (Там же). Но интерес к отдельной личности, её внутреннему миру, своеобразная интимность их искусства открывали дорогу новым явлениям в русской литературе, предвещали приближение романтической эпохи.

В начале 20-х годов споры «архаистов» и «новаторов» ушли в прошлое. Им на смену пришли толки о романтизме. Но русский романтизм I половины 20-х годов не был един. Внутри его существовали различные течения, в том числе и те, кого Ю. Тынянов назовёт «младоархаистами» и кто унаследует некоторые эстетические идеи Шишкова и его сторонников.

 

Различные формы организации литературной жизни

в России в I четверти XIX века.

Расширение круга читателей отечественных авторов в русском образованном обществе, появление независимых и авторитетных деятелей литературы способствовали развитию многообразных форм организации литературной жизни. Эти формы не только служили общению литераторов друг с другом, способствовали выработке новых художественных идей, литературным дискуссиям, но и позволяли непосредственно встречаться писателям и читателям, порождали литературную среду, вне которой трудно себе представить нормальное литературное развитие.

Среди форм организации литературной жизни I четверти XIX века надо назвать в первую очередь литературные салоны, литературно- художественные кружки, дружеские общества и более широкие литературные объединения. Отличались они друг от друга как числом участников, наличием или отсутствием общей литературной «идеологии», программы и, в первую очередь, степенью организационной оформленности. Для данного этапа литературного развития характерен тот факт, что наибольший след в истории литературы оставили объединения, которые носили наименее формальный характер.

К их числу относились и литературные салоны. I четверть XIX века в России – пора становления и развития культуры литературных салонов, эпоха расцвета которых придётся на 30-е годы.

 

Среди литературных объединений, имевших ясно выраженную организационную структуру (руководителей, установленный порядок приёма, строгую периодичность заседаний) и официальный статус, надо назвать два общества с похожими названиями: Вольное общество любителей словесности, наук и художеств и Вольное общество любителей российской словесности.

Вольное общество любителей словесности, наук и художеств было образовано в 1801 году. Первоначально его участниками были не только литераторы, но и молодые художники, учёные, среди них поэт и выдающийся филолог А. Востоков, поэт, прозаик и драматург А. Измайлов, Н. Радищев (сын автора «Путешествия из Петербурга в Москву») и другие. С началом военной кампании в 1812 году деятельность Общества была приостановлена и возобновлена только в декабре 1816 года. Вторая половина 10-х годов XIX века – время наибольшей его активности и притока новых членов. Почётными членами Общества избираются И.А. Крылов, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, Н.И. Гнедич. Участниками становятся Ф. Глинка, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, Е. Баратынский, П. Плетнёв. 26 июля 1818 года в члены Общества любителей словесности, наук и художеств был избран Пушкин и по крайней мере дважды в дальнейшем присутствовал на его заседаниях. С началом 20-х годов становится заметным отток из Общества литераторов молодого поколения, руководство Общества в лице А. Измайлова занимает всё более консервативные позиции в литературном процессе, и Общество уходит на периферию литературной жизни.

Именно в это время резко активизируется в Петербурге деятельность Вольного общества любителей российской словесности. Оно образовалось в январе 1816 года и первоначально объединяло группу литераторов – дилетантов и их приятелей. Но затем в это Общество начинают вступать известные литераторы: Ф. Глинка (1816 г.), Н. Греч (1818), А. Дельвиг, П. Плетнёв и В. Кюхельбекер (1819), А. Бестужев (1820), Е. Баратынский, Ф. Булгарин, Н. Бестужев, К. Рылеев (1821), А. Грибоедов, И. Козлов, Н. Полевой (1824). В 1819 году Общество возглавил выдающийся литератор и общественный деятель Ф.Н. Глинка. Именно при его руководстве Вольное общество любителей российской словесности стало влиятельной литературной и общественной силой. Общество, получившее характерное название «учёной республики», организовало выступление в поддержку Пушкина, высылаемого из Петербурга на юг, публично осудило доносительскую деятельность одного из своих руководителей. На заседаниях Общества читались произведения А.С. Пушкина, литераторов, участвовавших в декабристском движении. В 1825 году деятельность Общества любителей российской словесности была прекращена.

Но в центре литературной жизни первой четверти XIX века оказались два литературных объединения: «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас» или «Арзамасское общество безвестных людей». Истоки «Беседы» восходят к зиме 1806 – 1807 г.г., когда наиболее маститые литераторы, связанные с традициями уходящей эпохи, решили собираться по очереди друг у друга для литературных чтений. Среди инициаторов этих собраний были и «живой классик» Г.Р. Державин, и только что прославившийся своими первыми баснями И.А. Крылов, и автор «Рассуждения о старом и новом слоге» адмирал А.С. Шишков, и комедиограф А.А. Шаховской, и другие писатели. Однако затем им захотелось придать своей деятельности публичный и официальный характер. Тогда в 1811 году был подготовлен устав литературного общества «Беседа любителей русского слова», одобренный специальным царским указом, и деятельность общества обрела свою законченную форму, подобную форме государственного учреждения. «Наподобие Государственного совета, составленного из четырёх департаментов, и «Беседу» разделили на четыре разряда, и, так же как у него, в каждый посадили по председателю, да ещё каждому дали по попечителю», - вспоминал участник этих собраний Ф.Ф. Вигель. Члены общества также были разделены на несколько категорий: среди них были действительные члены, члены – сотрудники и почётные члены. Проходили заседания «Беседы» в особняке Г.Р. Державина на Фонтанке. Носили они торжественный и публичный характер. По воспоминаниям всё того же Вигеля, «прекрасный пол являлся в бальных нарядах, штатс-дамы в портретах, вельможи и генералы были в лентах и звёздах, и все вообще в мундирах». Понятно, что на этих заседаниях присутствовали не только литераторы, но и высокопоставленная публика, впускаемая по билетам. Подлинными идеологами и лидерами «Беседы любителей русского слова» стали А.С. Шишков и А.А. Шаховской, а сама «Беседа» превратилась в штаб литературных «архаистов», откуда регулярно совершались «вылазки» против Карамзина и особенно его молодых сторонников.

23 сентября 1815 года состоялась премьера новой комедии Шаховского «Липецкие воды или Урок кокеткам». В этот вечер среди зрителей в театральном зале находились Жуковский, А. Тургенев и другие почитатели Карамзина и новой поэзии. Каково же было их негодование, когда в одном из персонажей комедии Шаховского поэте – балладнике Фиалкине они узнали карикатуру на Жуковского! «Липецкие воды» были восприняты молодыми «новаторами» и их сторонниками как вызов, который требовал ответа. Этим ответом и стал «Арзамас», главное содержание деятельности которого составят пародирование и высмеивание «Беседы» и литературной деятельности её основных участников. Организационное заседание «Арзамаса» состоялось 14 октября 1815 года. Среди членов нового литературного общества, кроме уже названных Жуковского и А. Тургенева, С. Уваров, Д. Блудов, Д. Дашков, к которым затем присоединятся К. Батюшков, А. Воейков, П. Вяземский, Д. Давыдов, В. Пушкин, А. Пушкин, М. Орлов и другие. Уже в названии («Арзамасское общество безвестных людей») противопоставление «Беседе»: «Не вельможи с лентами и орденами, не государственные мужи, убелённые сединами и обременённые высокими должностями, а безвестные люди – в самом названии будущего общества полемика с «Беседой», с её торжественным ритуалом, с её безупречным чинопочитанием» (Гиллельсон М.И.. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л,, 1974. С. 43). Казённой и официальной атмосфере «Беседы» арзамасцы противопоставляли подчёркнуто приватный, частный, дружеский характер своего объединения. Тяжеловесной серьёзности заседаний в доме Державина – «галиматью», по выражению Жуковского, т.е. атмосферу шутки, розыгрыша, насмешки, молодого веселья. Вспоминая времена «Арзамаса», Жуковский писал: «Мы объединились, чтобы хохотать вовсё горло, как сумасшедшие…» Но эта «галиматья» имела свой смысл, своё глубокое содержание. Высмеивая и пародируя «Беседу» и её участников, «арзамасцы» демонстрировали ничтожность своих противников, которые оказывались недостойны даже серьёзного к себе отношения. Тем самым утверждалось заведомое превосходство «новаторов» над «архаистами». Этот смех был смехом торжествующих победителей.

Поэтому когда после смерти Державина, в 1816 году, заседания «Беседы» прекратились, «Арзамас» потерял не просто противника, но смысл своей деятельности. Попытки придать этому обществу более широкое общественно-литературное направление не удались, и в 1818 году «Арзамас» прекращает своё существование. Но общность литературных вкусов, личные симпатии будут связывать многих «арзамасцев» на протяжении всей их жизни. Именно бывшие «арзамасцы» составят основу пушкинского круга писателей в 30-е годы XIX века.

В 1818 – 1820 г.г. в Петербурге существовал литературно-театральный кружок под названием «Зелёная лампа». Память о нём сохранилась главным образом потому, что одним из активных его участников был А.С. Пушкин. Репутация «Зелёной лампы» в истории русской общественной жизни весьма противоречива. Одни исследователи видели в этом обществе всего лишь объединение петербургской «золотой» молодёжи, увлечённой кутежами, вином и женщинами, в том числе молодыми актрисами и учащимися театральной школы. В глазах других «Зелёная лампа» – едва ли не филиал Союза Благоденствия, одного из первых декабристских обществ, союз молодых вольнолюбцев. Истина, по-видимому, где-то посередине. Действительно, костяк кружка составляли офицеры гвардейских полков, принадлежавшие к знатным дворянским родам. Это Н. Всеволожский (учредитель «Зелёной лампы»), Я. Толстой (один из его председателей), П. Каверин, которого Пушкин упомянул в первой главе «Онегина», Н. Кривцов и другие. Литераторы составляли меньшинство: А. Пушкин, А. Дельвиг, Ф. Глинка. Но интерес к литературе и театру характерен для большинства участников «Зелёной лампы». Да, и кутежи, и женщины, и вино, и карточная игра занимали немалое место в ряду занятий участников объединения, однако этот ряд ими не исчерпывался. Здесь читались стихи, составлялись регулярные обзоры театральной жизни, читались очерки по русской истории. Можно согласиться с историком А. Веселовским: «… деятельность мысли, обмен мнений, состязание в поэтической работе и споры, споры без конца, не страдали от эпикурейской обстановки.» Более того, эпикурейская остановка, вольнолюбивые стихи, полная раскованность в высказывании любых мнений – всё это объединял общий дух вольности, внутренней и внешней свободы, составлявший суть «Зелёной лампы». Характерно, что её члены давали обязательство не разглашать содержание своих бесед, а приём новых членов мог происходить только с общего согласия.

В начале 20-х годов начнёт заявлять о себе первое послепушкинское литературное поколение. Некоторые его представители объединятся в Общество любомудров. Общество это возникнет, по-видимому, в 1823 году, и членами его будут всего пять человек: юный поэт Д. Веневитинов, молодой литератор В. Одоевский, начинающий критик и философ И. Кириевский, А. Кошелев и Н. Рожалин. Однако влияние любомудров будет значительно шире, и среди литераторов, близких к ним по духу и личным связям, надо назвать и А. Хомякова, и М. Погодина, и С. Шевырёва. Хотя большинство членов Общества любомудров были всего на 5-6 лет старше Пушкина, но они ощущали себя людьми нового поколения и стремились сказать своё слово в литературе, заявить о своей особой позиции в ней. Кружок любомудров был литературно-философским кружком. Для его членов был характерен интерес не только к словесности, но и к философии, в первую очередь немецкой. По мнению любомудров, Пушкин и его поколение довели до возможного совершенства поэтическую форму, но русская литература не обрела содержания. Они выдвинули требование мысли в поэзии. Они мечтали о некоем синтезе философской мысли и художественной формы. Деятельность Общества любомудров была прервана событиями декабря 1825 года. Но идеи, впервые сформулированные его участниками, получили существенное развитие в русской литературе второй половины 20-х – 30-х г.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.