Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Триалети






Триалети, группа археологических памятников в Грузии, к Ю. от Триалетского хребта, на Цалкинском плато, относящихся к периодам от позднего палеолита до раннего средневековья. Открыта в 1936—1940 и 1947 экспедицией Государственного музея Грузии под руководством Б. А. Куфтина. Особенно интересна так называемая триалетская культура эпохи средней бронзы (начало 2-го тыс. до н. э.), к которой относятся богатейшие погребения в больших курганах: ямные, безъямные, с " погребальными залами". Прах покойника помещался в центре кургана, иногда на колеснице. Вдоль стен ставили крупные глиняные сосуды — лощёные, с нарезным и расписным орнаментом. Множество высокохудожественных изделий из драгоценных металлов свидетельствует о высоком уровне местного ювелирного производства и о связях со странами Передней и Малой Азии. Особенно интересны серебряный кубок, украшенный двумя рельефными фризами (на нижнем изображена вереница оленей, на верхнем — сложная ритуальная сцена), и золотой кубок. Памятники триалетской культуры распространены почти по всей Восточной Грузии и на близлежащей территории Армении. Курганы принадлежат родовой знати и племенным вождям; находки в них свидетельствуют о далеко зашедшем процессе разложения первобытнообщинных отношений у племён Закавказья во 2-м тыс. до н. э.

Майкопская культура — археологическая культура Кубани эпохи бронзового века IV тыс. до н. э. Названа по Майкопскому кургану, исследованному в 1897 году археологом Н. И. Веселовским. Основа хозяйства — скотоводство, в котором на первом месте находилось овцеводство. Граничила на севере с нижнемихайловской, позднее с новотиторовской культурой.

Наряду с изделиями из бронзы, майкопцы продолжали пользоваться каменными топорами и стрелами с кремневыми наконечниками. Они также знали колесо. Керамика красная, сделанная при помощи гончарного круга. Специфической чертой погребального обряда «майкопцев» была курганная насыпь над захоронением (по мнению Марии Гимбутас, признак «курганизации» майкопцев.

Со временем майкопскую культуру стали вытеснять пришедшие с севера строители северокавказских дольменов.

Предполагается, что родиной носителей майкопской культуры была Месопотамия (точнее - север Сирии). Преемницей Майкопской культуры стала северокавказская культура.

Выявлено сходство артефактов Майкопской культуры с найденными недавно в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии, постройка которого датируется 4 тысячелетием до н.э.

Начаная с 80-х годов прошлого столетия, в связи с открытием Лейлатепинской культуры появились основания полагать, что часть носителей Майкопской культуры мигрировали на южные склоны Кавказа (ныне Азербайджан), где они и оставили памятники Лейлатепинской культуры.

Также существуют факты миграции майкопцев далеко на север к берегам реки Дон и в степи Калмыкии, где они растворились в среде степняков ямной культуры.

Северокавказские исследователи относят майкопцев к понтийской расе и считают предками таких автохтонов Западного Кавказа как абхазы и адыги. Гамкрелидзе и Иванов видят в майкопской культуре ступень развития протоиндоевропейского общества.

В процессе изучения майкопской культуры российский археолог А. Д. Резепкин обосновал самостоятельность другой археологической культуры — «новосвободненской культуры» (начало 4-го тысячелетия — конец 4 -го тыс. до н. э.), которая до Резепкина считалась всего лишь периодом майкопской культуры. Другие специалисты в связи с этим настаивают на широкой майкопско-новосвободненской общности с рядом локальных вариантов (галюгаевско-серегинским, долинским, псекупским)

ДОЛЬМЕНЫ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

Дольмены Западного Кавказа - мегалитические сооружения на Западном Кавказе (территориально Краснодарский край и Адыгея) эпохи ранней и средней Бронзы. По всей вероятности использовались в качестве погребальных и культовых сооружений. Сегодня на Кавказе насчитывается примерно 3 000 дольменов различной степени сохранности и изученности. Дольмены Кавказа делятся на: плиточные, составные, корытообразные, монолитные. Ареал распространения: Вдоль побережья Чёрного моря от Тамани до Абхазии с севера на юг (примерно 400км.) и от побережья до левого берега реки Лаба с запада на восток (примерно 70км.) Датировка: предположительно IV - II т.л. до н.э. Устройство: ТИпичный дольмен на Западном Кавказе состоит из 4-6 каменных плит, стоящих вертикально по периметру, а 5-я служит в качестве перекрытия, так же в качестве днища может служить и 6-я плита. В парадной стенке дольмена расположено круглое отверстие, закрываемое каменной пробкой. Составные дольмены выполнены не из плит, а из отдельных каменных блоков, монолитный дольмен высекался из цельной скалы, а корытообразный - так же из целого камня, только сверху перекрывался горизонтальной плитой. В ряде случаев над дольменами делалась земляная насыпь в виде кургана. Таким образом, дольмен изнутри представлял пустую камеру, куда помещалось тело усопшего. Наиболее ранние дольмены построены с учётом математических пропорций и на них можно встретить петроглифы. Основные вопросы в исследовании: Принадлежность к конкретной культуре Назначение и использование Сохранения и популяризация Причины появления и исчезновения культуры

Коба́ нская культура — археологическая культура на Кавказе в периоды бронзового (XIII/XII — IV вв. до н. э.) и железного веков (VII — III вв. до н. э.). Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана, область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта. Антропологические носители — автохтонные представители кавкасионского типа, вероятно, основные предки вайнахов (бацбийцев, ингушей, чеченцев) и важный компонент в этногенезе балкарцев, карачаевцев, осетин.

Альтернативная теория: ряд исследователей (Г. Вильке, М. Гёрнес, Б. В. Техов) относят носителей кобанской культуры не к автохтонным кавказским племенам, а считают их индоиранцами, проживавшими здесь с конца 2-го тысячелетия до нашей эры, этим, например, Б. В. Техов объясняет их естественное объединение, с переселившимися позднее в центральные районы Северного Кавказа, ираноязычными аланами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.