Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Легенды






Определение жанра. Термин «легенда» — книжного происхождения. В средневеко­вой письменности этот вид прооизведений был весьма популярным (лат. 1е§епйа — то, что должно быть прочитано). Впо­следствии термин стал применяться и к произведениям фольклора. Легенда — прозаический эпический рассказ о событиях, лицах, повествованйё прошлом. Она нередко начина­ется словами «Давно было...», «Когда-­то:..», «Дело было в старину». Легенды по своей структуре представляют собой вид небольших повестей с неустойнивым текстом и свободной формой. Неустоичивость текста обусловливает значительную импровизацию, которая, в свою очередь, ведет к неустойчивости текста: эти явления вза­имозависимы. С этим связана и возможность контаминации эпи­зодов и мотивов различных легенд. Свободная форма легенд характеризуется тем, что эпизоды, и мотивы, в отличие, например, от сказочного твердого порядка чередования, могут более свободно следовать друг за другом. Кроме того, легенды не имеют постоянных начальных и конечных формул, какими отличаются стазки,

Легенды — сюжетный жанр. Но их сюжеты обычно не развернуты в сложное повествование, а малоэпизодичны, часто одноэпизодны. В первом случае связь эпизодов образует развитие действия, во втором — в центре рассказа один эпизод. Сюжетность подчеркивается развязкой, в которой отмечается перелом в ходе событий: «Ан вышло не так...», неожиданность: «Мужик не знал, куды и собирать-то!». Как вывод нередко приводится нравоучение: «Грех великий обижать матушку Пятницу...» или результат событий.

.Событиям. о которых повествуется в легендах, приписывается достоверность Рассказчик_и слшпдтель обычноверили в действительность того, о чем рассказывалось. Однако события и действия персонажей легенд явно вымышлены. Более того в них немало ^фантастического. Важный элемент сюжетов в~лёгендах — чудесное или даже чудо», совершаемое лицами, обладающими способностью волшебства. Состав сюжетов и персонажей легенд своеобразен. Сюжет нередко взяты из Библии: сотворение мира, конец мира, Адам и Ева, чудесные явления как результгат действий Христа, апостолов и святых, эпизоды из житий святых. Персонажами часто выступают Христос или святые.

Все это давало основу для определения легенд как рассказов с христианским религиозным содержанием. В.Я.Пропп опредеяет их следующим образом: «...рассказы, содержание которых прямо или косвенно связано с христианской религией». А. Н. Афанасьев связывает легенды с «христианскими представ­лениями», но указывает, что «языческая старина служила обильным материалом для народной поэзии». Он даже отмечает, что в легендах содержатся явные следы дохристианских представлений: то, что заимствуется в легенде, например, из библейской истории, «подчиняется произволу народной фантазии, видоизмняется сообразно ее требованиям и даже связывается с теми преданиями и поверьями, которые уцелели от эпохи доисторической и которые, по-видимому, так противоположны началам христианского учения».

А. Н. Афанасьев высказал также мысль о том, что в русских легендах отразилось двоеверие, т.е. соединение языческих ихристианских элементов.

Определение легенд как жанра предполагает отграничение их от других близких жанров. К ним относятся и жанры письменности, и жанры устного творчества. С жанрами письменности, например с житиями святых и апокрифами, легенды связывают сходные мотивы; к фольклорным жанрам легенды близки по структуре, Значительной части_легенд, как и житиям святых. свойственны религиозно-христианский хярактер, образ святого, тема творимого им чуда. С апокрифами, в которых~отвёргается каноническое толкование библейских событий и персонажей и утверждается народное их понимание, легенды роднят тема борьбы бога и дьявола и тема сотворения человека, созданного, по апокрифическим сказаниям, и богом и дьяволом: дьявол сотворил его тело, а бог вдохнул в него душу. Особенно важно то, что и в апокрифах, и в легендах утверждается: власти земные не от бога, а от дьявола, гоэтому они и враждебны простому народу. Наконец, и в апок-шфах, и в легендах рисуется образ «доброго бога», милостивого: людям, к беднякам. Все это шло вразрез с каноническо-церковными догмами. Бог христианской религии суров и строг, он беспощадно и неумолимо наказывает грешников, не разбираясь причинах содеянного ими. Бог апокрифов и легенд понимает: жизненные причины, в силу которых люди допускают так назы-аемые «грехи». Таковы Христос, богородица, некоторые святые. Ряд легенд близок по сюжетам и идейной сущности известному апокрифу «Хождение богоматери по мукам». И в легендах по аду ходят святые, сочувствуют мучающимся грешникам, например в: легенде «Христов братец».

К житиям святых и апокрифам близки в легендах мотивы искушения человека бесом, образы благодарных животных, кото-[е помогают человеку.

Легенды имеют сходные моменты и с так называемыми духовными стихами, которые возникли в народном творчестве под влиянием религиозной литературы. Их распевали обычно нищие-слеп­цы— «калики перехожие». Бытовали духовные стихи главным об­разом среди старообрядцев и сектантов. А. Н. Афанасьев в свой сборник легенд вводит и духовный стих «Егорий храбрый» — о христианском святом Георгии-победоносце. В. Я. Пропп сопо­ставляет духовные стихи и легенды, в которых есть образ Смерти, например стих об Анике-воине, существующий и в стихотворной форме, и в прозаическом пересказе. Аника сражается со смертью, но побежден ею. Подобные сюжеты есть и в легендах, например в легенде «Солдат и смерть». Однако легенда отличается от духов­ного стиха тем, что в ней отражаются народные воззрения, в ней нет страха человека перед смертью, «смерть принимается как закон жизни». Кроме того, в легендах нередко осмеиваются религиозные догмы, пародируются мотивы религиозной литературы, названной легенде солдат за примерное поведение и вер­ную службу после смерти попадает в рай. Но райская жизнь не по нему: там не дают ни водки, ни табаку. Он просит отправить его в ад. Однако там черти готовят ему страшные муки. Пере­хитрив чертей, солдат бежит из ада. Здесь осмеиваются религиоз­ные представления об аде и рае, острота которых «увеличивается оттого, что народ для более яркого обличения пользуется образа­ми, созданными самой церковью» [3, 386].

Легенды отличаются не только от произведений, возникших в письменности или под ее влиянием, но. и от других жанров фольклора. От преданий они отличаются тем, что основой повест­вования в них служат фантастические явления, тогда как в преда­ниях обычно есть реальная основа.

Со сказкой легенда имеет как сходные черты, так и различия. Сходство состоит в ряде особенностей: в прозаической форме, некоторых сюжетах и мотивах, особенно фантастических. Легенда использует начальные формулы сказки тлавным образом волшеб­ной. Так, легенда «Пиво и хлеб» начинается словами; «В некотором царстве, в некотором государстве жил был богатый крестьянин». Подобное начало в легендах «Золотое стремя», «Марко-Богатый» и др. Часто встречается формула «жили-были», «жил-был», «жил да был», «было жило», например в леген­дах «Солдат и смерть», «Пустынник и дьявол», «Пус­тынник», «Кумова кровать», «Грех и покаяние», «Горький пьяница». Обычны также начала: «один старик», «один солдат». Чем же отличается легенда от сказки?

Отличия состоят в том, что сюжет сказки строится обычно на чудесах, а.легенды — на «чуде,», .которое совершает: святой или «дух» — домовой. Сказка — жанр твердой формы, имеющий определенные структурные 'особенности, а легенда — жанр свободной формы, он может заимствовать у сказки структурные элементы как устойчивые начала, но сам их не имеет. В сказке действуют обычно простые смертные — мужик, барин, поп, а в легенде к ним присоединяются и святые.

Классификация легенд и состав сюжетов. Русские народные легенды неоднородны по темам, сюжетам и персонажам. Естественно, что с тематикой связаны и особенности сюжетов, и особенности персонажей. Это дает возможность положить в основу классификации легенд их тематику.

Русские народные легенды можно разделить на следующие тематические группы.

Легенды о сотворении мира, о происхождении солнца, месяца, звезд, земли и неба. Они чаще всего связаны с библейскими мотивами, но толкуют их иначе. Кроме того, в такого типа легендах есть немало языческих элементов.

Легенды о животных, где рассказывается о животных, птицах и рыбах, объясняется происхождение их особенностей: почему у зайца передние ноги коротки? почему собака и кошка всегда ссорятся?

Легенды о боге, святых, их хождении по земле, по аду и раю,, об их помощи людям, прежде всего труженикам и бедным.

Легенды о наказании злых и прощении грешников. В них рас­сказывается о том, как злой человек отказал в помощи несчаст­ному или путешественнику и был за это наказан, а добрый, помогавший им, был вознагражден. Подобные сюжеты есть и в сказках, например о злой дочери мачехи и о доброй падчерице.

Легенды, в которых выражены ожидания и чаяния народные.
Их называют социально-утопическими легендами. К ним относятся рассказы о далекой счастливой стране, о царе, который избавит народ от страданий.

К этой группе легенд относится и популярная ранее в народе легенда об опустившемся в озеро Светлояр граде Китеже, когда над ним нависла опасность разорения его монголо-татарами. Эта история связана с тем, что в 1024 г. князь Ярослав разорил город Кидекшу, а в 1237 г. город был разорен ордынцами. К этой истории присоединились религиозные мотивы спасения горда божествен­ной силой.

Наконец, среди легенд есть группа произведений с семейными мотивами. В таких легендах повествование строится на отно­шениях жены и мужа, сына и матери, брата и сестры. Но эти отношения связываются с религиозными или суеверными поняти­ями. В легенде «Непрощенный сын» проклятие матерью сына приводит к гибели их обоих. В легенде «Муж и жена» супруги забывают в поле ребенка, а когда возвращаются за ним, видят, что его нянчит леший. В легенде «Детоубийство, наказанное змея­ми» девушку, убившую трех детей, мучают змеи, присосавшиеся к ее груди.

В легендах, как и в сказках, зло всегда наказывается.

Особо стоят легенды с сатирическими мотивами. Именно они более всего близки к социально-бытовым сказкам. Эти легенды имеют определенный социальный характер. В них обычно действу­ют бедные крестьяне, землепашцы, которым всегда помогают свя­тые и даже силы природы. В легенде «Чудо на мельнице» бедному крестьянину выпало счастье: он хорошо отнесся к нищему (это был Христос) и поэтому из небольшого количества зерна намолол много муки. Святым, который часто помогает мужику-земледель-ЧУ, в легендах является Николай-чудотворец. В народе существовал культ этого святого.

Идейно-художественные особенности легенд. Идейно-художе­ственная сущность легенд состоит в том, что в них выражено народное понимание действительности, народное толкование изо­бражаемых событий и персонажей. Вместе с тем в легендах имеет место глубокое осознание социальной психологии других общест­венных групп. Так, в известной легенде о бедняке, ставшем бо­гачом, подчеркнуто резкое изменение его психологии, его от­ношения к людям, особенно к беднякам: он становится жадным-и безжалостным.

В легендах содержатся религиозные поучения, однако они имеют явно социальный характер: святые и силы природы помога­ют не барину, попу или купцу, а мужику, который трудолюбив, честен, человеколюбив. В этом и состоит суть поучений. В таких легендах всегда присутствует социальная антитеза: противопо­ставление мужика его обирателям и угнетателям.

Идейная сторона легенд проявляется в том, что в них оценка событий и лиц дается с крестьянской точки зрения. Конечно, в легендах отражается и отсталая психология, влияние церковной морали, например в легенде «Бедная вдова»: последняя идеализи­руется за то, что все терпит, что ей всегда хорошо, даже в самые трудные случаи жизни; в легенде «Видение» сыновья и снохи в семье живут плохо: не молятся богу, хотят друг у друга отнять то, что ими нажито, постоянно ссорятся. В этой дидактике лишь первые два момента возникли явно под церковным воздействием, но осуждение вражды — разумно и целесообразно.

Важной особенностью идейной стороны легенд служит сатира, которая носит социальный, в том числе антицерковный, характер.

Антицерковный характер легенд явно виден в сюжете прощен­ного грешника. Это сюжет важного социального смысла. В легенде «Грех и покаяние», а также в легендах со сходными сюжетами человек, совершивший тяжкий грех, искупает его длительным трудом, но никак не может искупить. Но когда он убивает барина, попа купца или разбойника, грехи ему тотчас же прощаются. Особенно показательна легенда «Рах разбойник». Разбойник под влиянием пустынника решает спасти свою душу. Это ему долго не удается. Но «вот раз видит он, что едет большой дорогой кулак-купец, и думает себе разбойник: —«А что, сколько этот купец из мужиков денег выжал? Все на него жалуются... Рады бы все деревни были, кабы его не было... Хорошо его убить!» Как подумал, так и сделал: купца зарезал, а деньги, которые с ним были, по всем окрестным деревням роздал. И испугался разбойник, что опять старый грех совершил: человека убил... И подошел к нему старичок и сказал: «Ты не человека убил, а свой грех». Легенду подобного типа обработал Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (легенда о Кудеяре).

Легенда является произведением искусства устного слова. Как и сказки, легенды нередко рассказываются подлинными масте­рами слова. В легендах искусно построен сюжет или эпизод, которые раскрывают и основную мысль произведения, и сущность характеров персонажей. Художественное совершенство проявля­ется и в том, что фантастика и юмор становятся в ней средствами острого обличения. Легенды жили в фольклоре, пока в народе держались религиозные или суеверные представления.

В русских легендах, как указал еще А. Н. Афанасьев, есть так называемые «бродячие сюжеты». Они зашли в русский фольк­лор из широко распространенных сборников легендарных расска­зов, например из переводного сборника «Великое зерцало» из житий святых, библейских легенд, западноевропейских фабльо и фацеций. В примечаниях к «Народным русским легендам» Афанасьев привел несколько сопоставлений с сербскими и немецкими легендами. Такие параллели он указал для легенд «Чудесная молотьба», «Пустынник и дьявол». Отдельные эпизоды находят себе параллели в венгерских и румынских легендах. Однако боль­шая. часть русских народных легенд самобытна; в них отразились представления русских людей, черты их быта, традиции рус­ского устного поэтического творчества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.