Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация взаимодействия психолога с педагогами и родителями при работе с детьми с ЗПР






В условиях специализированного образовательно учреждения для детей с ЗПР (как и иного коррекционного ДОУ) перед педагогическим коллективом встают особые задачи по взаимодействию с семьями детей, т.к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, на сколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким какой он есть и стремятся помочь. С целью реализации задач социально-педагогического блока предлагаются следующие формы организации психолого-педагогической помощи семье.

1. Коллективные формы взаимодействия. 1.1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ три раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года. Задачи: информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы; решение организационных вопросов; информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами. 1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже трех раз в год и по мере необходимости. Задачи: обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы; сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье; решение текущих организационных вопросов; 1.3. " День открытых дверей". Проводится администрацией ДОУ в апреле для родителей детей, поступающих в ДОУ в следующем учебном году. Задача: знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы. 1.4. Тематические занятия " Семейного клуба". Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся специалистами ДОУ один раз в два месяца. Формы проведения: Тематические доклады; Плановые консультации; Семинары; Тренинги; " Круглые столы" и др. формы. Задачи: знакомство и обучение родителей приемам и некоторым методам оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии; ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе. 1.5. Проведение детских праздников и " Досугов". Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей. Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и трансляция его в семью.

2. Индивидуальные формы работы. 2.1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости. Задачи: сбор необходимой информации о ребенке и его семье; определение запросов родителей о дополнительном образовании детей; определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей; выявление мнения родителей о работе ДОУ. 2.2. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями. Задачи: оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания; оказание индивидуальной методической помощи в форме " домашних заданий" и пояснений к ним. 2.3. " Служба доверия". Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей. Задача: оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения. 2.4. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп один раз в неделю во второй половине дня с 17 до 18 часов. Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение " домашних заданий". 2.5. Прием врача (психоневролога, невропатолога). Проводится врачом ДОУ по запросам родителей. Задача: контроль здоровья детей.

3. Формы наглядного информационного обеспечения. 3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (по темам: " Готовимся к школе", " Развиваем руку, а значит и речь", " Игра в развитии ребенка", " Как выбрать игрушку? ", " Какие книги прочитать ребенку? ", " Как помочь ребенку в домашних условиях? " и др.). Задачи: информирование родителей об организации коррекционно - образовательной работы в ДОУ; пропаганда психолого-педагогических знаний; информация о графиках работы администрации и специалистов. 3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы. Задачи: ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей; привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

3.3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учетом доступности информации для родителей. Проводятся два - три раза в год. Задачи: создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей; обучение родителей элементам коррекционно-развивающей работы с детьми в домашних условиях.

34. Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями слуха

Дефицитарное развитие - это особый вид дизонтогенеза, связанный с тяжелыми нарушениями развития. Этот термин предложен В.В. Ковалевым (1976) в отношении патологического формирования личности детей с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также хроническими соматическими заболеваниями, при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматической сферах обусловливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.

Дефицитарное развитие - психическое развитие детей, страдающих нарушениями в работе какого-либо анализатора (слепых, глухих), ведущими к дефициту соответствующей сенсорной информации. (Дубровина И.В.).

Дефицитарное развитие - тип дисонтогенеза связанный с первичной недостаточностью отдельных систем - зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (Дианова О.В.).

Этот тип дизонтогенеза, как указывалось, связан с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной — при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.).

Наиболее показательной моделью аномалий развития по дефицитарному типу является психический дизонтогенез, возникший на почве поражения сенсорной либо моторной сферы.

Нарушения слуха той или иной степени встречаются достаточно часто и у взрослых, и у детей. Большинство из них носит временный характер, например, при воспалении среднего уха (отит), простудах, образовании серных пробок. Как правило, в результате лечения, иногда длительного, слух восстанавливается.

Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением внутреннего уха, - сенсоневральная (нейросенсорная) тугоухость и глухота. При этих нарушениях современная медицина восстановить слух не в силах. Речь может идти лишь о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании (подбор индивидуальных слуховых аппаратов) и длительной систематической педагогической коррекции.

Нарушения слуха, относящиеся к этой группе, могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек, атрофии или и недоразвития слухового нерва, химических отравлений (например, хинином), родовых травм. Так же к нарушению слуха могут привести механические травмы – ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей. Большое значение в возникновении имеют наследственные факторы. Вероятность рождения детей с нарушением слуха повышается в семьях, где один или оба родителя имеют нарушения слуха. Причинами нарушения слуха могут быть и такие заболевания родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков, водолазов).

Сила звука измеряется в децибелах (дБ). Разные звуки имеют разную силу звучания.

Диапазон частот разговорной речи находится в пределах от 500 до 3500 Гц (колебаний в секунду). Если нарушение слуха не позволяет воспринимать эти диапазоны, то это означает, что восприятие разговорной речи невозможно. Понижение слуха, при котором не воспринимается звук силой 80 дБ и более, означает глухоту. При тугоухости не воспринимаются звуки в пределах от 15 до 80 дБ.

Основой классификации являются следующие критерии:

- Степень потери слуха

- Время потери слуха

- Уровень развития речи.

В соответствии с этими критериями выделяются следующие группы людей:

Глухие (неслышащие). К ним относятся дети, которые лишены возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Среди них выделяют:

1. Ранооглохших. Это дети, родившиеся с нарушением слуха или потерявшие его до начала речевого развития.

2. Позднооглохших. Это дети сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возраст, когда она была уже сформирована.

Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.