Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Между теорией и практикой.

В научной работе и в практической деятельности действуют разные правила. Нам важно это хорошо понимать, когда, приступая к конкретной деятельности в сфере «резильенсности», мы пытаемся обобщить всевозможные факты и наблюдения. Представляем вашему вниманию эти правила в несколько утрированном виде. В действительности же, научная работа и практическая деятельность расположены где-то посередине.

 

теория практика
1.Ненаучные подходы могут играть большую роль 1.необходим научный подход
2.Меньшая специализация 2.большая специализация
3.знание как таковое не имеет никакой ценности 3.знание ценно само по себе
4.не обязательно знать все 4.слишком много знаний не бывает
5.решения должны приниматься даже при отсутствии достаточных знаний 5.недостаток знаний требует дополнительных исследований
6.превалирует прикладной аспект 6.превалирует интеллектуальный аспект
7.поиск переменных велечин которые могут испытывать определенное влияние(политические переменные величины) 7. поиск переменных велечин которые могут что-то объяснить (научные переменные величины)
8.доминирует стратегия мысль 8.доминирует объяснение

 

2.2. Первый аспект: социальное окружение и бе­зоговорочное признание ребенка

Некоторые ученые и практические работники считают, что безоговорочное признание ребенка как личности является ос­новным условием воспитания его " резильентности". Однако не следует думать, что, если ребенка безоговорочно принимают как личность, то все будет хорошо. У ребенка есть много других потребностей. Но это - основа основ. При этом нас по-прежне­му волнует вопрос, на который пока нет ответа: что делать в ис­ключительных случаях, когда ребенок потерял всякую способ­ность ощущать привязанность к другому человеку?

 

Если ребенка безоговорочно принимают как личность, это совершенно не означает, что его поведение также одобряется. Напротив, если поведение ребенка безоговорочно одобряется, это часто свидетельствует о полном к нему равнодушии.

 

Что означает безоговорочно принимать ребенка таким, ка­кой он есть? Проявлять к нему подлинный интерес, испытывать привязанность, быть человеком, к которому ребенок всегда мо­жет обратиться в случае необходимости... В конечном итоге, речь идет о настоящей любви к ребенку, в самом глубоком смысле этого слова. К сожалению, слово " любовь" часто упо­требляется только значении " чувства" или " сексуальные отно­шения". Однако, настоящая любовь - это тяжелая и в то же время увлекательная работа, которая состоит в овладении ис­кусством безоговорочно принимать другого человека таким, ка­кой он есть, делить с ним свою жизнь, постоянно открывать в нем что-то новое... Эти отношения не имеют ничего общего с теми условными и прагматичными связями, которые навязыва­ет нам современное общество. Очень важно понимать, что от­ношения такого рода могут испортиться, но об этом мы погово­рим в следующих главах.

Один бывший беспризорник писал, ссылаясь на собствен­ный опыт: " Если мне удалось выкарабкаться, то это толь­ко благодаря тому, что однажды я встретил человека, который в меня поверил. Это был педагог".

 

Бывают исключительные ситуации, когда роль " референт­ного" взрослого играет другой ребенок. Например, Анна Франк, о которой мы говорили выше, жила со своими родителями и лю­била их, особенно отца; впоследствии ее связывало очень глу­бокое чувство с одним молодым человеком. Но ее дневник был адресован вымышленной подруге, Кити, что является, по мень­шей мере, непривычным способом чувствовать, что тебя прини­мают такой, какая ты есть! В начале дневника Анна Франк пи­шет вымышленной подруге о своей потребности чувствовать, что тебя принимают безоговорочно:

 

" Надеюсь, что я все смогу доверять тебе, как никому до сих пор не доверяла, надеюсь, что ты будешь для меня огромной поддержкой".

 

Обычно человеку легче почувствовать безоговорочное при­знание не в профессиональной среде, а в семье и среди друзей. Именно поэтому, в частности, неформальное социальное окру­жение имеет такое большое значение. Помимо этого, близкие и не очень близкие люди из неформального окружения ребенка часто первыми приходят ему на помощь, когда он сталкивается с различными проблемами. Это говорит о том, что в ходе профессионального вмешательства следует уделять большое внимание неформальным отношениям. Прежде чем задуматься над формами своего непосредственного воздей­ствия на ситуацию, социальный работник должен попытаться выяснить, чем естественное окружение ребенка, его семья, его друзья, его община могут ему помочь.

 

Друзья, дальние и близкие родственники, а иногда препода­ватели или представители местной общины могут быть теми взрослыми, которые безоговорочно принимают ребенка таким, какой он есть. В силу многих причин, общество прямо заинтере­совано в том, чтобы неформальные социальные институты функционировали нормально.

Если в семье все в порядке, она будет безоговорочно прини­мать своих членов такими, какие они есть. Отсюда огромное значение семьи, но также и резкие нападки в ее адрес со сторо­ны многих лиц, имеющих негативный опыт семейной жизни.

 

По разным причинам многие семьи отказываются прини­мать своих членов такими, какие они есть. Вполне вероятно, что многие взрослые никогда не чувствовали, что их близкие прини­мали их такими, какие они есть, но это не помешало им постро­ить нормальную жизнь. Исследования по " резильентности" свидетельствуют лишь о том, что дети, которые чувствуют, что их принимают такими, какие они есть, оказываются гораздо бо­лее стойкими, когда с ними случается беда. Это позволяет нам все-таки утверждать, что очень многие люди легче бы справля­лись со своими проблемами, если бы они могли почувствовать, что, по меньшей мере, близкий друг принимает их такими, какие они есть (если этого нельзя сказать о членах его семьи).

 

Именно поэтому программы, направленные на укрепление института семьи и дружеских неформальных отношений, могут иметь очень большое значение.

2.3. Второй аспект: способность находить внут­реннюю закономерность, цель и смысл жизни

" Не хлебом единым жив человек". Очень мудрое изрече­ние! Нам необходимо найти внутреннюю закономерность и смысл своей жизни, и эту потребность испытывают не только взрослые или интеллектуалы. Трудно определить, в чем состоит " смысл жизни". Возможно, мы можем сказать, что найти смысл своей жизни означает понять в глубине души, что любая жизнь содержит в себе положительное начало, несмотря на печальный личный опыт. Эта мысль может служить нам определенной точ­кой опоры. Искать и находить смысл жизни можно по-разному. Например, можно ставить перед собой скромные, достижимые цели и добиваться их осуществления, открывать для себя окру­жающий мир с его красотой и гармонией, посвятить себя слу­жению людям или Богу...

 

Поиски смысла своего существования - очень важный ас­пект нашей жизни, но он не поддается чисто научному анализу. Поиски смысла жизни могут завести нас очень далеко, если мы дадим волю своему воображению, или, если мы станем жертва­ми искусного манипулирования. Чтобы этого не случилось, все поиски смысла должны основываться на реальности. Если они -лишь результат нашего воображения, столкновение с реальной действительностью окажется для них губительным.

 

Уверенность, что любая жизнь имеет смысл, может сыграть свою роль и в экстремальных ситуациях. Например, мы не мо­жем объяснить с чисто утилитарной точки зрения интерес, ко­торый Мать Тереза проявляла к умирающим аборигенам. Одна­ко если верить в то, что в каждой жизни есть нечто ценное, и значит эту жизнь нужно беречь и защищать, такой интерес ста­новится понятным. Австрийский психотерапевт Виктор Франкл, переживший ужасы концентрационных лагерей, по­нял, насколько важно обрести смысл жизни. Впоследствии он построил свою психотерапию, называемую " логотерапия", именно на поисках смысла жизни.

 

Ученые открыли позитивную связь " резильентности" с ве­рой в Бога, которая является своеобразной формой обретения смысла жизни. Этот пункт требует уточнения. К примеру, фун­даменталистские религиозные течения могут построить некое подобие " резильентности", которое может рухнуть в тот мо­мент, когда в жизни произойдут серьезные события. К тому же, если фундаменталистские религии могут защитить человека, сам фундаменталист может оказаться деструктивным элемен­том для тех, кто не разделяет его идеи. Например, многие секты прибегают к остракизму и насилию и смешивают нашу потреб­ность в ориентирах с отсутствием сознательного выбора. По-моему, это противоречит настоящей религии.

 

Позвольте мне высказать здесь сугубо личное мнение: на­стоящая религия, в любой своей форме, должна быть глубоко реалистична. Настоящая религия не подразумевает ни отказ от своего " я", ни бегство от действительности. Напротив, религия должна помочь нам, в данной культурной среде, глубже проник­нуть в суть явлений и даже, в какой-то степени, в суть явлений, недоступных для нашего понимания и не вписывающихся в наш сиюминутный житейский опыт. Мы можем найти источник " ре­зильентности" в иудейско-христианской традиции. Например, в начальных главах Библии выражается основополагающая мысль о том, что созидание - это благо, даже, если впоследст­вии люди основательно исказили это понятие. В общем, если в созидании изначально содержится доброта и если религия по­могает нам обнаруживать эту доброту на все более глубоких уровнях, то религия даст нам, возможно, больше сил и доверия, она сделает нас более деятельными и " резильентными".

 

Может быть, дневник Анны Франк отражает именно такую открытую и живую форму религии, не имеющую ничего общего с фундаментализмом, религии, которая помогла ей лучше понять реальность, и которая была ей, похоже, большой поддержкой.

 

Иногда, религия может оказывать непосредственное поло­жительное воздействие на " резильентность" детей. Один мой знакомый из Азии, у которого было очень тяжелое детство, рас­сказывал мне, как сильно его личная связь с Богом помогла ему в то время. Сейчас он производит впечатление счастливого и состоявшегося человека. Его судьба достаточно типична. Тем не менее, она не может убедить настоящего скептика, который возразит, что мы не знаем, как бы развивался этот человек, ес­ли бы он не верил в Бога.

Мы можем способствовать обретению смысла жизни раз­личными способами, учитывая местную специфику и уровень развития ребенка. Во время игры ребенок может узнать, что в окружающем его мире царит не хаос, а определенный порядок. Очень полезным может оказаться приобщение к природе и к искусству. Можно попытаться стимулировать творческие спо­собности ребенка в любой форме, не требуя от него создания шедевров. Иногда, занятия командными видами спорта, напри­мер, футболом позволяют ребенку ощутить себя членом едино­го коллектива, и это может дать очень хорошие результаты. Ре­бенок может найти смысл жизни в заботе о растениях, о живот­ных или о других людях. Философия для детей (см. текст в рам­ке на стр.20) - это увлекательный метод, в основе которого ле­жит стремление повысить познавательные способности детей и привить им различные ценности. Очень интересный сам по се­бе, данный метод также может помочь найти смысл жизни и различными способами способствовать развитию " резильент­ности" детей. Наконец, некоторые дети откроют для себя всю ценность веры в Бога, основанную одновременно на своем соб­ственном опыте и на Слове и примере взрослых верующих.

2.4. Третий аспект: приобретение различных на­выков и умений

Этот аспект включает в себя овладение всевозможными со­циальными навыками и умениями, в том числе и умением ре­шать проблемы, а также некоторыми полезными практически­ми навыками. Перечень этих навыков бесконечен. Например, как налаживать контакты с другими людьми? Как управлять своими эмоциями? Как следует обращаться за помощью или просить объяснений? Как подступиться к решению проблемы и реализовать на практике старый постулат: " подумай прежде, чем действовать"? Как не терять самообладание, когда чувству­ешь себя оскорбленным?... и так далее вплоть до приобретения профессиональных навыков...


Философия для детей

 

Философия для детей имеет солидную теоретическую и практическую базу, но при этом она совершенно не носит элитарный характер. Наоборот, приверженцы этого метода много занимаются с обездоленными детьми. Философия для детей вызвала большой интерес в Соединенных Штатах и в других странах, таких как Австралия, Бельгия, Бразилия, Болгария, Канада, Мексика, Филиппины, Испания, Тайвань и Зимбабве.

 

На занятиях в рамках Философии для детей формируется " исследовательское сообщество". Дети вместе читают, или слушают какую-нибудь историю, затем задают вопросы, которые у них вызвала эта история, обсуждают некоторые из них под руководством взрослого, прошедшего обучение в духе Философии для детей. Для занятий используются специально написанные истории, а весь процесс тщательно контролируется, что позволяет развивать мышление ребенка в таких областях, как логика, этика и филология. Занятия в рамках Философии для детей воспитывают в детях уважительное отношение и толерантность по отношению к другим людям. Таким образом, речь идет не об изучении философских систем, а о непосредственном воплощении в жизнь основ философии.

 

Положительное влияние этого метода на детей, в том числе и на обездоленных детей, не вызывает сомнений: дети, посещавшие занятия по " философии для детей", реже пропускают школьные занятия, отстающие ученики быстрее догоняют своих одноклассников, детям становится легче отвечать отказом на предложение попробовать наркотики.

Одним словом, Философия для детей повышает познавательные способности ребенка, помогая ему тем самым строить свою жизнь даже в трудных условиях.


Адрес:

В США: Institute for the Advancement of Philosophy for Children (IAPC)Montclair State College, Upper Montclair, New Jersey 07043, USA,

Telephone: (201) 655 4277

В России: Институт психологии Ака­демии образовании РФ, Центр " Философия для детей " Рос­сийская Федерация, Москва, Шелепихинская наб., д. 2а Тел.: (+7-095)253-91-94


Овладение различными навыками имеет очень большое значение с практической точки 21 зрения. Но предлагая молодому человеку какое-либо обучение, нужно учитывать местные условия и культурные особенности. Например, если молодой человек осваивает определенную профессию, есть ли у него шансы найти работу? Этот вопрос следует рассматривать исходя из местных географических условий. Чем больше способность человека к передвижению, тем выше его шансы найти работу. Возможно, в городе, в котором он живет, столяры в ближайшее время не потребуются, но, может быть, в другом городе ситуация иная? Или возьмем другой пример. Принято ли в стране и в той культурной среде, в которой он живет, откровенно выражать свои мысли? Или, наоборот, в этой стране и в этой культурной среде такой способ выражения своих мыслей считается оскорблением? Должен ли молодой человек уметь по-разному выражать свои мысли? Каково понятие времени в той культурной среде, в которую он должен интегрироваться? Считаются ли здесь организованность и пунктуальность знаком уважения к другим? Или же знаком уважения к другим считается готовность принять неожиданного посетителя без предварительной договоренности?

 

Но одних умений и навыков недостаточно. Нужно еще, чтобы ребенок мог и хотел ими воспользоваться. Ребенок или подросток должен знать, что от его поведения зависит многое. Он должен понимать, что " контролирующий центр" находится в нем самом. Возьмем такой пример: беспризорный ребенок впервые был принят на работу. По ошибке администрации он не получил заработную плату одновременно с другими. Его первая спонтанная реакция была очень резкой, но, к счастью, молодой человек сумел справиться с собой: этому он научился в рамках проекта, в котором участвовал. Юноша смог решить проблему с администрацией и получить зарплату. Если бы он поддался своим эмоциям, он мог бы быть уволен.

На занятиях по Философии для детей (см. текст в рамке на стр. 20) ребенок учится формулировать свои мысли, браться за решение различных проблем, думать прежде, чем говорить, рассматривать проблему в целом. Иными словами, он приобретает массу новых навыков.

 

Следует отметить, что некоторые навыки можно получить в повседневной жизни или во время обучения. Очень важно, чтобы дети имели возможность приобретать эти навыки дома, в школе или с друзьями. Это подразумевает, в частности, что:

 

мы должны предъявлять детям такие требования, которые они в состоянии выполнять; для этого им необходимо создавать соответствующие условия и оказывать всяческую поддержку;

 

дети должны иметь возможность участвовать во многих мероприятиях и брать на себя ту долю ответственности, которую они могут нести.

 

Очень заманчивой представляется мысль о том, что приобретение различных умений и навыков - это ключ к решению многих проблем. Если следовать этой логике, получается, что достаточно человека соответствующим образом обучить, и многие проблемы будут решены. Но человек не компьютер, который можно запрограммировать и перепрограммировать. Один уличный социальный работник очень хорошо написал об этом: обучение может оказаться совершенно бесполезным, если ребенок не принимается таким, какой он есть, и если он не видит никакого смысла в жизни: это те два аспекта, о которых мы говорили выше. Именно эти аспекты должны стать солидным фундаментом, на котором можно строить все остальное, в том числе и обучение каким-либо навыкам. Не следует рассматривать этот процесс только под аналитическим углом зрения. Иногда, особенно в сфере образования, мы можем переходить от одного этапа к другому постепенно, шаг за шагом, но в жизни, где все взаимосвязано, многое можно делать одновременно.

Например, заботливый и внимательный преподаватель может в процессе обучения построить отношения с ребенком таким об­разом, чтобы тот почувствовал, что есть человек, которому он ну­жен, и что, следовательно, его жизнь имеет определенный смысл.

 

Возможно, именно в области образования мы найдем наи­большее количество необходимого педагогического и учебного материала. Но поскольку чудодейственного обучения вероятно не существует, мы должны всякий раз искать то, что будет эф­фективно в данной ситуации в отношении конкретного ребенка.

2.5. Четвертый аспект: чувство собственного до­стоинства

Говоря о " резильентности", ученые и практики часто упоми­нают чувство собственного достоинства, тесно связанное с уже рассмотренными аспектами. Если безоговорочно принимать че­ловека таким, какой он есть (что не означает одобрять его пове­дение), ему легче будет обрести чувство собственного достоин­ства. То же самое относится и к обретению смысла жизни: " если моя жизнь имеет смысл, значит не так уж она и плоха". Приоб­ретение умений и навыков также способствует повышению са­мооценки, но при условии, что планка устанавливается не слиш­ком высоко и не слишком низко. Тем не менее, следует выделить этот аспект для отдельного рассмотрения, так как чувство собст­венного достоинства (самоуважение) само по себе может быть исключительно важным элементом, и повседневная жизнь мо­жет очень легко его повысить или уничтожить. Например: суро­вая дисциплина, постоянные критические высказывания, поста­новка недостижимых целей, едкая ирония могут нанести силь­ный удар по чувству собственного достоинства. Напротив, заслу­женная похвала, конструктивная критика, четко поставленные и достижимые цели могут, в конечном итоге, его повысить.

Приведем три примера.

 

Первый пример: специалист, работающий с детьми, подвергшимися сексуальной эксплуатации, попытался вы­яснить, почему некоторые дети, испытывающие риск такой эксплуатации, не становятся его жертвами. Оказалось, что эти дети просто испытывают глубокое отвращение к сексу­альной эксплуатации и к тому, что за ней кроется; это свиде­тельствует о том, что они, в какой-то степени, обладают чув­ством собственного достоинства. Основываясь на этом, мы можем в ходе профилактической работы попытаться найти способы повышения самооценки. Но повторим еще раз: то, что подходит в данном случае, может быть неприемлемым в другой ситуации.

 

Второй пример: Профессор Мэтью Липман из Мон-теклера (штат Нью-Джерси), основатель " Философии для детей" - многообещающего педагогического метода (см. текст в рамке на стр. 20), объясняет в фильме, снятом для ВВС, что обучение очень бедных детей умению мыслить, мо­жет повысить их самооценку. Часто, очень бедный ребенок не имеет ничего. У него могут отнять даже его кроватку или игрушку. Но когда у этого ребенка появляются свои мысли, он приобретает нечто, чем он может гордиться и что никто не может у него отнять.

 

Третий пример: уличный социальный работник объяс­нил нам, что он делает, когда ребята воруют. Он не ограничи­вается тем, что отчитывает их. Сначала он просит ребенка объяснить, как он это сделал. Ребенок проявляет, подчас, чу­деса изобретательности! Только после этого педагог пытается постепенно направить изобретательность ребенка на дости­жение более конструктивных целей. Таким образом, он стара­ется одновременно сохранить и чувство собственного достоин­ства ребенка и его изобретательность, делая их социально приемлемыми. Из этого можно сделать вывод о том, что:

мы не обязаны одобрять поведение ребенка, но мы должны уважать его как личность;

мы должны разглядеть в ребенке те качества, которые скрываются за его " ужасным" поведением;

мы должны уважать и повышать чувство собствен­ного достоинства ребенка в течение всего процесса работы.

 

Последний пример подтверждает также, что самоуважение тесно связано с другими аспектами, затронутыми выше.

2.6. Пятый аспект: чувство юмора

В исследованиях, посвященных " резильентности", редко го­ворится о юморе. Тем не менее, практические работники, пред­ставляющие разные культуры, отмечают его большое значение.

 

Юмор - нечто гораздо более важное, чем просто умение шу­тить. Один мой друг, всегда веселый и счастливый, но много по­видавший на своем веку, заметил мне как-то, что юмор может скрывать страдание. Относиться к жизни с юмором означает осознавать все несовершенство мира и неизбежность страданий, но с улыбкой принимать это, как данность. Если нельзя избе­жать страданий, то, по крайней мере, можно не дать им се­бя сломить. Юмор - это не просто способ убежать от суровой действительности: юмор помогает нам находить положительные моменты в этой действительности, что дает возможность легче переносить все невзгоды. Это свойство юмора может быть ис­точником огромной силы и, следовательно, иметь прямую связь с " резильентностью". Чувство юмора может проявляться по-разному: от громкого смеха до улыбки, которую мы сохраняем в несчастье. Человек, умеющий посмеяться над самим собой, об­ретает свободу и большую внутреннюю силу.

 

Юмор тесно связан с той культурой, в которой он существу­ет. Французский юмор очень отличается от английского, но и тот и другой могут вызвать улыбку и смех, если хорошо знать культурную среду, в которой этот юмор существует. Я никогда не слышал о культуре, лишенной юмора в той или иной форме, и дети, похоже, обладают чувством юмора с самого раннего воз­раста, что выражается просто улыбкой и смехом. Затем, с воз­растом и с опытом, чувство юмора может иногда приобретать очень изощренные формы.

 

Мы можем выделить несколько составляющих юмора: это и сознательное согласие с несовершенством мира и с неизбежно­стью неудач, и понимание того, что все в этой жизни относи­тельно, и парадоксальное мышление, и уверенность, что все бу­дет хорошо, даже когда все плохо, и игра, и дух творчества, и во­ображение... - вот далеко не полный перечень слагаемых юмо­ра. История лысого бородача, который утверждал, что ему про­сто удалось заставить волосы расти в обратном направлении, лучшее тому подтверждение.

 

Мы не можем " обучить" людей юмору, но, возможно, мы можем создать, в рамках какого-либо проекта, в какой-нибудь семье или даже школе, атмосферу, в которой юмор мог бы воз­никнуть и развиться. Мы должны искать такие игры и занятия, которые стимулируют развитие чувства юмора.

 

Чувство юмора тесно связано и с другими рассмотренными выше аспектами. Например, Фрод Собстад, специалист по раз­витию чувства юмора у детей (Колледж им. Королевы Мод Трондхейм, Норвегия), объяснил мне, какое большое значение для естественного развития чувства юмора имеет доверитель­ная атмосфера (см. первый аспект, рассмотренный выше). Мо­жет быть, чувство юмора разовьется и при отсутствии такой ат­мосферы, но оно может стать очень агрессивным. В своем отче­те о детских садах, представленном в Министерство

ФАКТОРЫ " РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ": СИНТЕЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИС­СЛЕДОВАНИЙ

 

Изучив результаты многочисленных научных исследований (см. раздел " Советуем прочитать"), профессор Лозель из Уни­верситета Нюрнберга-Эрлангена, Германия, выявил десять лич­ных и социальных факторов, стимулирующих " резильентность". Перечень этих факторов немного отличается от списка, приве­денного выше, потому что он основывается на других критериях. Но оба списка ни в коей мере не противоречат друг другу.

1. Тесная и прочная эмоциональная близость, по мень­шей мере, с одним из родителей или родственников.

2. Социальная поддержка в семье и вне семьи.

3. Открытая воспитательная среда, позитивная в эмоци­ональном плане, которая направляет ребенка на соблю­дение определенных норм.

4. Социальные модели, способствующие выработке спо­собности преодолевать трудности.

5. Разумный баланс между социальной ответственностью и требованиями нашего общества с его культом успеха.

6. Познавательные способности.

7. Черты характера, позволяющие эффективно преодо­левать трудности.

8. Имеющийся личный опыт эффективного решения проблем, вселяющий уверенность в собственных силах и повышающий самооценку.

9. Попытка активно противостоять факторам стресса.

10. Поиски логики, порядка и смысла в собственном развитии.

семьи и детства, господин Собстад привлек внимание нор­вежских властей к необходимости воспитания чувства юмора у детей, начиная с детского сада.

 

Следующий пример показывает нам, как можно использо­вать юмор. Одна монахиня, которая занимается детьми, работа­ющими слугами в Индии, объяснила мне, каким образом чувст­во юмора помогало этим детям сохранить минимум самоуваже­ния. На слуг оказывалось огромное давление для того, чтобы они забытли о своем происхождении и отказались от своих цен­ностей в пользу мелкобуржуазных ценностей: дети защищались от этого, высмеивая те самые ценности, которые им навязыва­лись. Это уже крайняя форма юмора, граничащая с его опасным извращением: ирония, насмешка, цинизм могут " убить"! Сар­казм и насмешка могут быть очень опасными не только для объ­екта часмешек, но, в конечном итоге, и для человека, который к ним прибегает: пытаясь защититься от реальности с помощью насмешек, он оказывается в изоляции, потому что люди начина­ют его сторониться. Чувство юмора также связано с другими рассмотренными нами аспектами.

 

Недаром угнетенные народы развивают в себе необыкно­венное чувство юмора, ведь оно позволяет им смеяться над уг­нетателями. Так было при различных диктаторских режимах, как левого, так и правого толка, например, в Латинской Амери­ке или в Восточной Европе. Это не оправдывает угнетателя, но показывает, каким образом юмор может помочь примириться с суровой реальностью, не позволяя себе при этом падать духом.

 

Христиане вспомнят, наверное, слова Христа, сказанные им в Нагорной проповеди в Евангелии от Луки: " Блаженны пла­чущие ныне, ибо воссмеетесь! " (Лука 6, 21), что прекрасно выражает суть настоящего юмора. К сожалению, создается впечатление, что многие христиане помнят только версию, ко­торую дает Евангелие от Матфея: " Ибо они утешатся".

Христиане могут увидеть в юморе прямую связь с распятием и воскресением Христа. Помимо своей исторической реальнос­ти это событие свидетельствует о том, что жизнь каждого чело­века находится в руках Господа: зло (раны распятого Христа) оборачивается добром и знаменует собой начало новой и нео­жиданной жизни. Мы до сих пор не знаем, почему смех и юмор вызывали такое недоверие в христианской традиции, особенно в уставе Святого Бенедикта. К счастью, сам юмор отличается, ес­ли можно так сказать, " резильентностью", и многие монахи - это веселые люди, умеющие смеяться от души и не думающие не­укоснительно следовать указаниям своего " шефа" на этот счет.

 

Мы можем понять, что кто-то боится, что поверхностное понимание юмора может привести к пустому веселью, не поз­воляющему проникнуть в суть вешей. Это вызывает в памяти знаменитую фразу Нейла Постмана: " Мы умираем от смеха". Но это не должно нас заставить не замечать добродетелей юмо­ра, подобных Богу, улыбающемуся нам сквозь слезы. В конеч­ном итоге, юмор - это слишком серьезная тема, чтобы можно было им пренебрегать в жизни детей!


" РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ" В ВОПРОСАХ

 

NB: Во многих вопросах слово " ребенок" может быть заменено словами " семья" или " местное сообщество, община".

• Имеет ли ребенок особенно тесные взаимоотношения с друзьями, с членами своей семьи или с другими людьми? Если да, то чем каждый из них может ему помочь? Если нет, то кто из окружения ребенка, мог бы дать ему ощущение стабильности и тепла и принимать его таким, какой он есть?

• В чем ребенок видит смысл своей жизни? Чем он любит заниматься в свободное время? Есть ли у него планы на ближайшее или отдаленное будущее? Воспринимает ли ребенок музыку или другой вид искусства как развлечение или как занятие? Если да, то, что это ему дает? Верит ли ребенок в бога? Если да, является ли для него вера поддержкой или нет? Почему? Любит ли ребенок помогать другим?

• К чему ребенок проявляет особые способности? Можно ли их развивать? Что нужно делать для этого? Должен ли ребенок приобрести определенные навыки и умения?

• Какие положительные качества мы можем обнаружить у этого ребенка? Осознает ли ребенок, что он обладает этими качествами? Как их развивать? Как они могут помочь ребенку или другим людям? Владеет ли ребенок навыками, которыми он редко пользуется и которые выражаются в плохом поведении? Могут ли эти


навыки быть использованы в более конструктивном направлении?

• Вызывает ли что-либо особое веселье ребенка? Что ребенок ценит больше всего? Что вызывает у него смех? Свойственна ли ему ирония или у него менее язвительное чувство юмора? В какие игры мы можем играть с ребенком, чтобы привить ему умение рассматривать ситуацию с разных точек зрения? (например, очень простая игра в прятки с совсем маленькими детьми*).

• Что является проблемой для ребенка? Является ли это проблемой и для взрослых? Как ребенок решает свою проблему? Можем ли мы извлечь из этого какую-либо пользу? Может ли какое-либо вмешательство помешать проявлению его способности решать свои проблемы?

• Есть ли вокружении ребенка дети, испытывающие аналогичные трудности, но преодолевающие их гораздо легче? Можем ли мы использовать что-то из их опыта, что было бы применимо к детям, которые не справляются с трудностями также легко?

• Является ли для меня ребенок случаем, который нужно рассмотреть? Или он остается для меня личностью? Действительно ли я хорошо знаю этого ребенка? Действительно ли я знаю, каков его потенциал?

* Во время игры лицо матери то исчезает, вызывая у ребенка чувство тревоги, а потом появляется вновь, и ребенок успокаивается - прим. переводчика после консультации с автором.

• Если бы я был экспертом, на чем бы я основывал свою " экспертизу? " Применимо ли это к ситуации, которую я сейчас разбираю? Каким образом? Чему могут меня научить дети и взрослые, с которыми я сейчас работаю?


 

" РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ" В БОЛЕЕ ШИРОКОМ АСПЕКТЕ

 

 

3.1. Несколько уточнений по поводу " резиль­ентности"

Мы говорили о различных аспектах, в которых мы можем найти " кирпичики" для построения " резильентности". А теперь необходимо сделать некоторые уточнения и предостережения по поводу использования " резильентности".

 

В христианской мифологии дьявол - это падший ангел. Этот образ отражает не только физическую реальность, но и глубокую правду жизни. То же самое относится и к " резиль­ентности". Все аспекты, связанные с " резильентностью" и представленные выше, имеют обратную сторону. Вот несколь­ко примеров:

 

Часто случается, что дети подвергаются жестокому об­ращению именно со стороны близких взрослых;

Религия, не уважающая человеческое сознание, мо­жет перерасти в сектантство и даже насилие;

Социальные навыки могут быть использованы со злым умыслом для манипулирования другими людьми;

Чувство собственного достоинства может обернуться


надменностью (высокомерием);

Юмор может перерасти в иронию и сарказм.

 

Нам следует всегда помнить о существовании такой опаснос­ти и быть очень осторожными, но это не должно помешать нам использовать " строительные элементы" " резильентности" в раз­личных областях. Вполне возможно, что Вы откроете другие эле­менты и " кирпичики" резильентности, помимо тех, что представ­лены в настоящей работе. Например, некоторые считают, что ре­бенок должен иметь в своей жизни образцы для подражания, т.е. людей, которые могут многому его научить вне и помимо школы. Некоторые уличные социальные работники, живущие в больших городах, утверждают, что беспризорным детям очень важно иметь возможность приобщаться к природе, больше узнавать о ней. Вероятно, существуют еще много разных возможностей.

 

Во всех приведенных аспектах " резильентность" развивает­ся, благодаря взаимодействию человека со своим окружением. " Резильентность" не является только продуктом окружающей среды или только врожденным качеством. Наличие врожденных качеств и влияние окружения можно разделить лишь условно, потому что оба эти аспекта необходимы друг другу для собст­венного развития.

 

Если принять во внимание постоянную связь человека со своей средой, становится очевидным, что " резильентность" не может быть ни абсолютной, ни постоянной. Дети никогда не бу­дут абсолютно " резильентными" и неуязвимыми. Самый силь­ный ребенок будет переживать подъемы и спады и может " сло­маться" перед лицом очень серьезной опасности. Да, мы долж­ны воспитывать и стимулировать " резильентность", но только в данном культурном контексте. " Резильентность" может стиму­лировать выработку новых методов работы в области воспита­ния, социальной политики и социальной защиты. Подход, осно­ванный на " резильентности", может влиять на определение со­циальной политики, но никогда не сможет ее заменить.

Следует отметить, что уязвимость имеет также и положи­тельные стороны: самые близкие отношения между двумя су­ществами часто основываются, помимо любви, на взаимном признании уязвимости каждого, на взаимном уважении этой уязвимости и на взаимном осознании этого уважения. Как ребе­нок мог бы почувствовать, что его принимают таким, какой он есть, если бы он был совершенно неуязвимым?

 

Наконец, " резильентность" всегда развивается в конкрет­ной культурной среде. Об этом следует всегда помнить, иначе ситуация может даже ухудшиться. Но это очень трудная, если не сказать невыполнимая задача, потому что, вопреки нашим луч­шим намерениям, нам очень трудно воспринимать другую куль­туру и новую ситуацию, абстрагируясь от традиций и понятий собственной культуры, усвоенных благодаря нашему воспита­нию и нашему опыту. Иногда случается - и даже чаще, чем мы можем себе это представить - что человек, полностью осознаю­щий существование " межкультурных различий ", потому что он их изучал, не может выявить их на практике. Мы можем только попытаться сделать все от нас зависящее, чтобы осознать суще­ствование своих культурных корней, которые делают нас людь­ми и которые влияют на наше восприятие вещей, где бы мы ни были: в другой стране, на другом континенте или в малознако­мом квартале.

3.2. " Резильентность" и социальная политика

Некоторые специалисты высказывает опасение что, если уделять слишком большое внимание воспитанию " резильентно­сти", можно нанести ущерб политике защиты детства. Это опа­сение не имеет под собой никаких оснований, потому что сама " резильентность" требует укрепления, и нам всегда будут необ­ходимы службы, специализирующиеся на защите детей, находя­щихся в опасности. Подход, основанный на " резильентности", может только способствовать смещению акцентов в работе тех, кто занят в сфере воспитания детей, или подсказать иные спо­собы работы с ними.

Но для того, чтобы лучше понять место " резильентности" ребенка в политике защиты детства, нам нужно рассматривать общество в более широком смысле. Несколько лет назад, один социальный работник из Бруклина сказал мне во время частно­го разговора, что Запад все чаще прибегает к услугам специа­лизированных служб и постоянно увеличивает их число, нару­шая тем самым нормальное функционирование общества. Де­лается это не только потому, что семья, школа и община стал­киваются с большими трудностями; в конечном итоге трудности были и будут всегда. Но неформальное социальное окружение ребенка испытывает все большие затруднения, когда возникает необходимость решать свои проблемы или необходимость жить с неразрешимыми проблемами. Мы все чаще перекладываем решение своих проблем на специализированные службы. Это связано не только с тем, что мы пытаемся улучшить качество своей жизни, но и с тем, что неформальные социальные инсти­туты разрушаются, и им больше не удается решать повседнев­ные проблемы. Можем ли мы попытаться усовершенствовать функционирование естественных социальных институтов в на­ших обществах?

 

Это необходимо сделать как можно скорее, потому что мы экспортируем свои модели общества в развивающиеся страны. Я помню, как - за много лет до появления СПИДа - социальные работники из Замбии говорили о том, что они были вынуждены создавать службу усыновления, неведомую ранее в их общест­ве, потому что разрушение сферы неформальных отношений с ее духом солидарности, явилось отдаленным последствием так называемого развития.

 

Даже если кто-то не разделяет эти идеи, вопрос остается от­крытым: что мы можем сделать для лучшего функционирования школы, семьи, местных общин, составляющих естественную со­циальную среду? Что мы можем сделать для того, чтобы эти соци­альные институты лучше справлялись со своими проблемам, или, в случае необходимости, учились бы жить со своими проблемами?

Можно действовать двумя способами:

 

Первое: совершенствовать изнутри функционирова­ние социальной среды, включающей в себя школу, семью и местное сообщество; в данном случае, установка на " рези­льентность" ребенка может принести пользу.

 

Второе: создать для общества некую структуру, кото­рая облегчит функционирование данной социальной среды. Для этого должны быть приняты соответствующие меры в различных областях: законодательство, жилищная и эконо­мическая политика...

 

Оба этих подхода ни в коей мере не исключают друг друга, даже, если некоторые политические идеологии, как правого, так и левого толка, считают, что они несовместимы. Я надеюсь, что придет день, когда эти идеологии останутся в прошлом.

 

Оба подхода - необходимы. Если мне ближе первый подход, то это потому, что объектом данной брошюры является " рези­льентность", особенно " резильентность" ребенка. Это ограни­чение в моей работе никак не говорит о каком-то политическом приоритете, а объясняется лишь сутью изучаемой темы и моим собственным опытом.

3.3. " Резильентность" и воскресение: взгляд христианина

Эта глава отражает взгляд христианина на " резильент­ность". Существуют и другие религиозные, трансценденталь­ные и даже христианские мнения, но я ограничусь здесь именно этим, потому что оно одновременно очень близко " резильентно­сти" и христианской вере и потому что мы в БИСЕ подходим к нашей работе с христианской точки зрения.

 

Поиски рая или идеального мира всегда были свойственны человечеству, особенно западному обществу, даже, если оно это не сознавало. Эти поиски оказывают влияние на многие сферы жизни - от рекламного бизнеса и политики до индустрии развле­чений, системы социальной защиты и даже частной жизнь. Да­же те, кто читают Библию, не согласны с мыслью о потерянном рае, недостижимом на земле, высказанной в Библии, в книге Бытия. Тем не менее, я думаю, что в первых главах Бытия пред­ставлены, правда, в особых литературных формах, некоторые основы жизни и человеческого опыта. Поколения, сменяющие друг друга, прекрасно понимают, что рай на земле остается не­достижимым идеалом.

 

В лучшем случае, рай на земле - это иллюзия, которая при­носит кратковременное утешение, а в худшем - цель, которая только кажется достижимой, а на самом деле таит в себе ковар­ную ловушку. Те, кто попадаются в эту ловушку, встают на бо­лее короткий и иллюзорный путь достижения " рая на земле" при помощи наркотиков или даже силы. Бесчисленные злодея­ния были совершены диктаторами, как левого, так и правого толка, обещавшими добиться рая на земле или радикально ре­шить все наши проблемы.

 

Все коварство этой ловушки состоит в том, что в свете это­го райского идеала все перенесенные нами страдания и лише­ния кажутся напрасными, и их тщетность только увеличивается с течением времени.

 

Иисус пришел на землю не для того, чтобы помочь нам най­ти рай на земле. Тем не менее, его роль часто сводится именно к этому. Послание Христа совсем иное. Он показал нам, что не нужно стремиться вернуться к той жизни, какой она была до то­го, как нас постигло несчастье. Иисус освободил нас из этой ко­варной ловушки, указывая другой путь: наша разрушенная жизнь и перенесенные страдания могут трансформироваться в жизнь новую и неожиданную. Это перерождение может про­изойти здесь и сейчас. Иисус показал, - именно в это верят хри­стиане - что этот процесс продолжится вне времени и простран­ства, за гранью смерти, за гранью наших естественных возмож­ностей. Иисус показал нам, что в конечном итоге и вопреки все­му, жизнь - сильнее смерти, что наши страдания (раны) могут переродиться в новую жизнь, что надежда действительно неот­делима от нашей жизни. Эта мысль не оправдывает и не превоз­носит страдания, но она может уменьшить отчаяние от сознания того, что все раны, полученные нами, кажутся напрасными.

 

Образ Фомы, встретившего Христа после воскресения, яв­ляется наилучшей тому иллюстрацией: раны, нанесенные Иису­су, никуда не исчезли, но они светятся новой и неожиданной жизнью.

 

Отсвет этого потрясающего свершения Христа озаряет про­житый нами жизненный путь, как если бы наша жизнь хранила отпечатки того, что Иисус раскрыл во всей полноте. Но я впол­не допускаю, что отпечатки не являются неопровержимыми до­казательствами.

 

" Резильентность" несомненно, является одним из таких от­печатков. " Резильентность" - часть жизненного опыта многих людей, который свидетельствует об их жизненной стойкости и положительном развитии в условиях, когда они переживали большие лишения. В этом смысле, " резильентность" является, может быть, самым сильным естественным предчувствием по­слания Христа, предчувствием распятия и воскресения. Иисус вывел этот опыт за грань наших естественных возможностей, за грань смерти.

 

Я думаю, что христианское видение мира не устанавливает четкой границы между жизнью до и после смерти. Обе жизни являются частью постоянного процесса творчества и постепен­ного перерождения зла в добро, процесса, который приобрета­ет иной аспект после смерти. Христианский долг - это долг пе­ред жизнью во всей ее полноте, до и после смерти, без противо­поставления земной и потусторонней жизни.

Как показывает история христианской духовности, достичь такого равновесия очень трудно. Всегда существует соблазн от­дать приоритет одной или другой жизни: жизнь до смерти счита­ется более или менее важной, чем жизнь после смерти. Но хри­стианин призывается быть выше этого противопоставления. В христианском видении жизни нет противоречия между абсо­лютным долгом перед жизнью здесь и сейчас и большой надеж­дой на будущее. Это две стороны одной медали жизни.

 

3.4. Каким образом подход, основанный на " рези­льентности", может быть источником вдохновения?

 

Подход, основанный на " резильентности", может вдохно­вить нас на выработку новых подходов к нашей работе, но мы должны сами определить, каким образом мы хотим и можем его использовать. " Резильентность" не является ни волшебной па­лочкой, ни книгой кулинарных рецептов, ни технологией. Она оченьдалека от " социальной инженерии". " Резильентность" яв­ляется, скорее, источником вдохновения в работе и в жизни, ориентиром, который позволит нам пересмотреть наш прошлый опыт и вынести из него какие-то уроки. Ниже мы рассмотрим, каким образом " резильентность" может вдохновить нас на сме­ну ориентиров в работе.

 

Подход, основанный на " резильентности", может дать нам ре­алистичную надежду, потому что, не отрицая наличия проблем, он концентрирует наше внимание на тех силах, которые мы можем " эксплуатировать". Настоящая надежда - это не бегство от реально­сти: она открывает нам глаза на конструктивный, но еще дремлю­щий потенциал. Это относится как к отдельному человеку, так и к се­мье, местным общинам и к целым народам.

 

" Резильентность" помогает нам избавиться:

от отчаяния, являющегося ничем иным, как реа­лизмом без надежды3

от цинизма, который не позволяет нам замечать положительные аспекты реальности

от нереалистичных иллюзий.

 

Отчаяние и цинизм особенно часто выдаются за " реализм". На самом деле, оба эти понятия оторваны от реальности и ли­шены здравого смысла, потому что они дают только неполную и усеченную картину реального мира.

 

Подход, основанный на " резильентности", рассматривает жизнь не как нечто предопределенное, а как эволюционный процесс, предполагающий различные пути решения проблем, что способствует появлению " реалистичной надежды". Напри­мер, не вызывает никаких сомнений тот факт, что первые годы жизни ребенка имеют большое значение для его развития; при этом, исследования и эксперименты, проводимые в рамках изу­чения " резильентности", показывают, что большое количество детей, социальные потребности которых не были удовлетворе­ны в раннем возрасте, могут тем не менее прекрасно преодоле­вать трудности и нормально развиваться, особенно в конце под­росткового возраста или при вступлении во взрослую жизнь, при условии, естественно, что им будет дан такой шанс.

 

Для того, чтобы планировать, осуществлять и оцени­вать свою работу можно рассматривать те аспекты, в кото­рых мы сможем развивать " резильентность". Пять аспек­тов, представленных в этой брошюре, могут помочь Вам приступить к такой работе, но они ни в коем случае не явля­ются скрижалями закона. В каких аспектах мы можем разви­вать " резильентность"? Принимаем ли мы их во внимание? Этот вопрос подробно изучался в начале брошюры, и каж­дый из нас должен себе его задавать в различных ситуациях.

 

" Во французском языке слово desespoir (в переводе - отчаяние) буквально означает " без надежды" - прим. переводчика

" Резильентность" напоминает нам о важности любви в самом глубоком смысле этого слова. Детям, как и взрослым, необходимо быть любимыми. Это - старая истина. Слово любить означает здесь: безоговорочно принимать человека таким, какой он есть, несмотря на его поведение и те черты характера, которые мы, может быть, не одобряем; это го­раздо больше, чем просто восхищение. Иными словами, лю­бить - это позволить кому-то другому надолго и глубоко вой­ти в свою жизнь. Это гораздо более широкое понятие, чем просто чувства и сексуальные отношения, к которым часто сводится любовь в западных обществах. Это более широкое понятие включает в себя также ум и волю, терпение и вы­носливость, эмпатию и живой интерес к другим, способ­ность прощать и быть прощенным, чувство дистанции и бли­зости, способность жить с сознанием неизбежности неудач и несовершенства мира. Такая любовь требует, может быть, некоторых усилий, но она не элитарна и, конечно, гораздо более реалистична и достижима, чем страстная влюблен­ность с ее идеализацией партнера. " Резильентность" посто­янно напоминает нам о значении этой глубокой любви.

 

Подход, основанный на" резильентности", предполага­ет тщательное изучение потенциала семьи, друзей, местной общины, составляющих сферу неформальных отношений. Существуют ли такие отношения в той или иной форме? Могут ли они принести пользу? Какие решения предлагают члены семьи или представители местной общины, или дру­зья? Даже если их решения отличаются от наших, могут ли они оказаться эффективными? Как установить неформаль­ные связи, если они отсутствуют? Как добиться того, чтобы профессионалы не " забрали все в свои руки", а работали в сотрудничестве с волонтерами из неформального окруже­ния? Каким образом профессиональное вмешательство мо­жет способствовать восстановлению и/или стимулирова­нию нормального функционирования неформальных соци­альных институтов в обыденной жизни?

Подход, основанный на " резильентности", предлагает не только изучать сложные случаи, но и учиться у тех, кто не испытывает явных проблем, находясь в аналогичной ситуа­ции. Предположим, я работаю с " трудным" ребенком, живу­щим в семье алкоголика. Я должен себя спросить, знаю ли я другого ребенка, который добился успеха, несмотря на то, что его отец тоже алкоголик? Чему этот ребенок может ме­ня научить?

 

Подход, основанный на " резильентности", говорит о том, что мы не должны видеть в человеке только его про­блему и рассматривать его только как " случай". Как вы­явить и повысить потенциал ребенка? Могут ли внутренние ресурсы ребенка помочь мне найти решение? Определить скрытые возможности ребенка бывает иногда очень трудно, хотя бы потому, что мы имеем дело с " дремлющим" потенци­алом. Это сложно еще и потому что нам стоит большого труда освободиться из-под власти привычных для нас пред­ставлений, характерных для нашей культуры.

 

Подход, основанный на " резильентности", показывает нам, что иногда, еще до начала профессионального вмеша­тельства, имеет смысл узнать, каким образом люди сами пытаются решать свои проблемы. Может быть, эти реше­ния не всегда соответствуют общепринятым нормам, но они часто определяются конкретными обстоятельствами. Преж­де чем пытаться изменить ситуацию, мы должны вниматель­но изучить эти решения, чтобы понять, каким образом мы можем их использовать. Например, перед тем как присту­пить к работе, один социальный работник из Индии попы­тался выяснить, с какими проблемами сталкиваются бес­призорные дети из его общины, а также то, каким образом они их решают.

 

В основе всех рассмотренных аспектов лежит мысль об ответственности, и в этом отличие данного подхода от некоторых традиционных политических идеологий. " Резиль­ентность", похоже, свидетельствует о том, что многие люди и группы общества вполне осознают меру своей ответствен­ности. Мы не можем считать, что только общество или только человек несет ответственность за все происходящее в жизни. Наша жизнь - это эволюционный процесс, в кото­ром мы можем играть определенную роль даже, если, ино­гда, эта роль имеет ограниченный характер. Даже дети не являются простыми объектами воспитания или вмешатель­ства. С самого раннего возраста они несут свою долю ответ­ственности в зависимости от стадии своего развития. По­скольку " резильентность" развивается во взаимодействии человека со своей средой, мы несем ответственность и за се­бя и за других. Обычно, речь идет о разделенной ответствен­ности. Никто не должен нести на себе бремя мира, но все мы призваны нести хотя бы его часть вместе с другими.

 

Подход, основанный на " резильентности", напоминает нам о том, что жесткие ограничения и правила являются не­отъемлемой частью жизни. Ум и умение жить проявляются именно в том, каким образом нам удается извлечь из этого на­ибольшую пользу. Рискну даже высказать парадоксальную мысль: мы будем жить полной жизнью лишь тогда, когда мы сможем спокойно мириться с неизбежными ограничениями, которые выдвигает жизнь, и когда мы будем в состоянии де­лать свой выбор. В этом смысле, очень распространенная : мысль о том, что в идеале нужно развивать все потенциаль­ные способности ребенка, противоречива сама по себе.

 

То, как ребенок учится говорить, очень хорошо подтвержда­ет противоречивость этой мысли. Сначала ребенок может изда­вать любые звуки: это его лингвистический потенциал, необхо­димый для усвоения всех языков человечества. Только выбирая и исключая б? льшую часть этих звуков, ребенок может выучить родной язык и, может быть, другие языки. Если бы ребенок стремился сохранить весь свой лингвистический потенциал, он никогда бы не выучил ни один язык и продолжал бы издавать нечленораздельные звуки.

 

Этот аспект " резильентности" противоречит некоторым со­временным тенденциям, таким, как тайное стремление к совер­шенству и к " райской жизни".

 

Стремлением к совершенству проникнута всепроникающая реклама, а также многие политические идеалы. В лучшем слу­чае, стремление к совершенству ведет к разочарованию, а в худ­шем, к " бегству от жизни" и к употреблению наркотиков. При­знавая существование определенных ограничений, " резильент­ность" позволяет, парадоксальным образом, добиться реально­го улучшения ситуации.

 

" Резильентность" предлагает нам по-новому взглянуть на свое здоровье. В соответствии со всем вышеизложен­ным, подход, основанный на " резильентности", предполага­ет, что здоровье - не есть идеальное состояние и отсутствие каких-либо проблем или нарушений. " Резильентность" предлагает рассматривать здоровье, как способность либо решать свои проблемы, либо находить конструктив­ные способы жить с неразрешимыми проблемами. Как и " резильентность", эта способность развивается благодаря взаимодействию человека со своей средой. В этом смысле, понятие здоровья, также, как и понятие инвалидности, ме­няется по мере возрастания или уменьшения трудностей. Например, парализованному ребенку легче будет передви­гаться в инвалидном кресле, чем без него, и он будет еще более мобилен, если здания будут оборудованы специаль­ными пандусами.

 

Вот такими различными способами подход, основанный на " резильентности", может вдохновить нас даже на нечто боль­шее, чем просто развитие " резильентности". Может быть, на этом пути Вы откроете для себя и иные источники вдохновения.


" Резильентность" в БИСЕ

 

Понятие " резильентности" было представлено БИСЕ От­делом Научных Исследований и Развития. Задачей этого от­дела является поиск перспективных научных и практических идей и их внедрение в жизнь. Таким образом, основная рабо­та отдела начинается после завершения научных исследова­ний. Разработка темы " резильентность" в БИСЕ началась со знакомства со статьей Эмми Вернера (Emmy Werner) о " рези­льентности", напечатанной в апрельском номере журнала Scientific American за 1989 год (см. раздел " Советуем прочи­тать"). С тех пор, изучение этой темы в БИСЕ постоянно рас­ширяется и углубляется благодаря регулярным консультаци­ям с экспертами и практическими работниками, а также бла­годаря чтению научных трудов. Было дано свое определение " резильентности", основанное на результатах научной и прак­тической деятельности. Постепенно подход, основанный на " резильентности", был опробован на практике, например, при реализации программы помощи БИСЕ беженцам. Пред­ставителям других организаций давалась возможность также познакомиться сданным подходом.

 

Профессор Лозель (Университет Нюрнберга-Эрлангена, Германия) был приглашен для выступления со своим докла­дом о " резильентности" перед Генеральной Ассамблеей БИ­СЕ, состоявшейся 26 ноября 1992 года. После обсуждения этой темы, Генеральная Ассамблея БИСЕ одобрила ее в ка­честве рабочей.

 

Осенью 1993 года секретариат БИСЕ, расположенный в Нью-Йорке, организовал в этом городе коллоквиум на тему: " Резильентность" ребенка и семьи". В тот момент, когда я ре­


дактировал эту брошюру и в соответствии с решениями этого коллоквиума, Нью-Йоркский секретариат изучал возмож­ность реализации в Соединенных Штатах пилотных проектов по " резильентности" ребенка. Один из номеров журнала " Дети мира" (Enfance dans le Monde), фигурирующий в раз­деле " Советуем прочитать", приводит наиболее важные вы­ступления, сделанные на этом семинаре.

 

Представители БИСЕ неоднократно выступали с докла­дами о " резильентности" на семинарах и конференциях, орга­низованных как БИСЕ, так и другими организациями в Евро­пе и в других странах. Эти выступления часто выливались в оживленные дискуссии с практическими работниками, что способствовало более глубокому пониманию " резильентнос­ти" сотрудниками БИСЕ.

 

Подход, основанный на " резильентности", придает внут­реннюю логику разнообразным программам БИСЕ в соот­ветствии со смыслом существования этой организации. Ра­бота, которую нам необходимо сделать, рассчитана на долгие годы. Речь идет о долгосрочной работе, целью которой часто является профилактика. Эта работа дополняет более замет­ную деятельность других организаций, оказывающих неот­ложную помощь в чрезвычайных ситуациях. Такая долгосроч­ная работа необходима. Иначе, каким образом мы сможем предотвращать другие чрезвычайные ситуации?


 

" КАЗИТА": " РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ" НА ПРАКТИКЕ

 

 

4.1. Практическое применение " резильентности"

Вот мы и подошли к концу пути, который должен был по­мочь нам лучше понять, что такое " резильентность": мы позна­комились как с научными исследованиями, так и с результатами практической работы. Нужно только помнить о том, что, если мы лучше поняли этот феномен, это не означает, что мы теперь автоматически сможем лучше применять и воспитывать " ре­зильентность". Хотя понятия " понимание" и " применение" вза­имосвязаны, они частично следуют разным стратегиям. Напри­мер, некоторые учебники по пилотажу объясняют, как устроен самолет, но они не объясняют, как привести в действие меха­низмы самолета. Это отличие, на которое мы иногда не обраща­ем внимания, имеет принципиальное значение для применения полученных знаний. Точно также люди в течение долгого време­ни успешно использовали аспирин, не понимая точно, каким образом он воздействует на организм. В обыденной жизни мы часто должны принимать решения и что-то создавать, имея ог­раниченные знания о самих явлениях.


Так и с " резильентностью". Практические работники часто ее использовали, не зная, как назвать этот феномен, и не имея также систематичных знаний о нем. Авторы большинства науч­ных исследований стремятся только проникнуть в суть " резиль­ентности", как будто речь идет о механизме, который нужно привести в действие и возрастающее число переменных вели­чин которого, предполагает наличие все более сложных связей.

 

Чтобы объединить теорию с практикой, мы предлагаем изо­бразить научные и иные знания о " резильентности" в виде сво­еобразного " конструктора", похожего на детскую игру. Эта игра дает нам серию элементов, позволяющих создавать почти бес­конечное число конструкций.

 

В реальной действительности " резильентность" может со­здаваться и разрушаться различными способами. Мы можем пытаться создавать и сохранять " резильентность", используя различные методы. Здесь не существует единственного реше­ния или единственного способа, как не существует единственно возможного жизненного пути.

 

Обратимся вновь к предыдущим главам этой брошюры и попытаемся ответить на вопрос, каким образом мы можем по­мочь воспитать, возродить или сохранить " резильентность" де­тей? Из каких элеменов состоит наш " конструктор", представ­ляющий собой некий синтез, одобренный многими исследовате­лями и опробованный на практике? Этот синтез имеет доста­точно общий характер и требует известного творческого подхо­да со стороны людей, использующих его. Рекомендуем Вам в этой связи книгу Эдит Гротберг " Пособие по развитию резиль­ентности у детей", опубликованную в 1995 году фондом Бернар­да ван Леера в Гааге, Нидерланды4.

 

^ Edith Grotberg " A Guide to Promotion Resilience in Children ", 1995, Fondation Bernard van Leer, La Haye

4.2. " Казита" (" Домик")

" Казита" по-испански означает " домик". Идея представить строительные элементы " резильентности" в виде домика, кото­рый нужно построить, пришла к нам в Чили, в ходе работы с пе­дагогами. Это слово легко произносится на всех языках, что яв­ляется немаловажным преимуществом, учитывая международ­ный характер работы.

 

В " казите", каждая комната представляет собой аспект возможной работы, направленной на воспитание и сохранение " резильентности". На рисунке (см. стр. 37) мы найдем все ас­пекты, о которых шла речь во второй главе этой брошюры. То­му, кто хочет развивать " резильентность" ребенка, эти комна­ты укажут на возможные аспекты работы. Но он сам должен определить именно тот аспект, с которым ему предстоит рабо­тать в данной ситуации, и тот аспект, в который ему пока не нужно вторгаться.

 

Возьмем следующий пример: африканские тюрьмы, где со­держатся брошенные дети. Глядя на фундамент " казиты" (см. ри­сунок на стр.37), волонтеры, навещавшие этих детей, решили ор­ганизовать свои визиты таким образом, чтобы между ними и де­тьми сложились устойчивые доверите

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Часть 2. Развитие спортивного туризма в регионе | Обладаю глубоким аналитическим мышлением, умею работать с большими объемами информации, анализировать, делать выводы, принимать решения.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.