Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О натюрмортах Ван Бейерена и Джорджо Моранди






Вернемся к произведениям Ван Бейерена и Джорджо Моранди, чтобы продолжить разговор о знаковой сущности картин (см. стр.26).

Вот натюрморт Ван Бейерена: у пустой коричневатой стены на квадратном столике сервирована нехитрая закуска – селедка на оловянной тарелке, на смятой салфетке – круглая булочка, узкий высокий стакан, видимо, с пивом. Еще здесь пузатый глиняный кувшин, поваленный бокал, трубка и круглая металлическая коробочка – табакерка. Всех вещей – менее десятка, но они так представлены художником, что мы чувствуем за этими предметами уютный, теплый, гостеприимный дом.

У Джорджо Моранди также небольшая группа простых вещей, расставленных на столе, – фаянсовые кувшины, красный и белый, красная ваза, банки, то ли бокал, то ли цилиндр на ножке. Предметы, вроде бы, взяты из быта, но они не вызывают ассоциаций, связанных с обыденной, повседневной жизнью, они уводят нас в какой-то мистический мир, заставляя почувствовать грусть и одиночество художника, предметы существуют отдельно друг от друга, они не связаны округлыми линиями.

Если в картине Ван Бейерена мы видим движение, присутствие человека, то натюрморт Д.Моранди статичен, холоден.

Постараемся понять, как через знаки конструкции и композиции выражают идею художники. Но для этого еще нужно выяснить вопрос о форматах, об осях композиции, о ритмах, о перспективе, о золотом сечении, о планах в картине и т.д.

В этом учебном пособии мы будем говорить о «поведении» линий (реальных или метафизических) в картинах тех или иных художников и поэтов, а вот роль колорита, его взаимодействие с линиями, его семиотику затронем в следующем пособии.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Какие бывают типы композиции?

2. Что такое золотое сечение? Каков знаковый смысл золотого сечения?

3. Рассмотрите внимательно «перевернутое» изображение «Сикстинской мадонны» Рафаэля и поразмышляйте о том, сохранилась ли симметричная композиция? Где проходят линии симметрии на измененной композиции? Сохраняется ли «ромб» на «перевернутом» изображении? Если нет, то почему?

4. Почему картина Джованни Беллини приведена как пример статической композиции? Опишите образ кондотьера (наемного военачальника эпохи Возрождения) и докажите, что композиция картины передает мощный характер этого человека и модель мира Ренессанса.

5. Каков глубинный смысл картины Н.Пуссена? Как композиция этого произведения соотносится с классицизмом, основными положениями которого руководствовался художник? Каково представление о модели мира Н.Пуссена в этой картине?

6. Расскажите о композиции картины Ван Гога «Ирисы»:

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.