Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По законодательству Российской Федерации






 

 

Защищаемая информация — это сведения с ограниченным доступом о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, зафиксированные на материальном носителе с реквизитами, позволяющими их идентифицировать.

Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

Режим защиты информации устанавливается:

а) в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, — уполномоченными органами на основании Закона о государственной тайне;

б) в отношении конфиденциальной документированной информации — собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Закона об информации и Указа Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;

в) в отношении персональных данных — ТК, Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Законом о персональных данных, Указом Президента РФ от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела», постановлениями Правительства РФ от 17.11.2007 № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации».

Конфиденциальность — это признак (условие) ограничения доступа к информации, а тайна — конкретный режим ограничения доступа.

Защита информации в режиме тайны предполагает законодательно установленное право субъекта на введение режима ограниченного доступа, объем прав на охраняемую информацию, обязанности по ее охране и ответственность за нарушение прав и неисполнение обязанностей субъектов правоотношений.

Право какого-либо субъекта на тайну (т. е. на ограничение доступа к информации) одновременно ограничивает права других субъектов на получение этой информации. Такие ограничения согласно положениям ч. 3 ст. 55 Конституции должны устанавливаться федеральным законом.

Можно выделить несколько условий, необходимых и достаточных для установления режимов конфиденциальности:

- заинтересованность субъекта в ограничении доступа к информации, свидетельствующая о том, что конкретная информация представляет для него ценность (в моральном, материальном или ином аспекте);

- наличие интереса (права) других субъектов на получение
и (или) использование этой информации, т. е. обладатель, реализуя свой интерес, не должен нарушать законные права других субъектов на получение информации;

- право ограничивать доступ к информации может распространяться только на информацию, полученную законным путем, в том числе самостоятельно, по договору, в дар и т. д.;

- информация, доступ к которой ограничивается, не должна быть общеизвестной;

- обладатель информации, к которой он хочет ограничить доступ, должен обеспечить необходимые меры защиты этой информации — установить режим тайны.

Первое условие — интерес — определяется характером субъекта, обладающего информацией. Опираясь на привычную триаду, можно выделить три вида субъектов (личность, социальная общность, государство) и связать их интересы с конкретными видами тайн:

- личность (физическое лицо) безотносительно к ее служебному положению — личная тайна;

- социальная общность (семья, общественное объединение, хозяйствующий субъект) — семейная, коммерческая, профессиональные тайны;

- государство (в лице органов государственной власти) — государственная и служебная тайны.

Среди видов тайн можно выделить «первичные» (естественные) тайны, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью субъекта: личная — физическое лицо, коммерческая — юридическое лицо (субъект предпринимательской деятельности), государственная и служебная (в части внутрисистемной информации) — орган государственной власти.

Остальные тайны — «производные». Это прежде всего профессиональные тайны. Такие тайны составляет информация, передаваемая субъекту профессиональной деятельности в режиме личной тайны (врачебная тайна, тайна исповеди, тайна банковских вкладов и др.) либо в режиме коммерческой тайны (налоговая, банковская, нотариальная и др.). Служебная тайна, если ее понимать как тайну, охраняемую государственным служащим, имеет особенности, позволяющие ее только условно отнести к профессиональной тайне. Информация, составляющая служебную тайну, включает в себя как конфиденциальную информацию, представляемую в орган государственной власти, так и информацию, создаваемую (генерируемую) в этом органе, доступ к которой временно ограничен
в интересах государственного управления по решению руководителя.

Принципиальное различие между этими двумя категориями тайн состоит в следующем. Если в отношении первичных тайн
у обладателя информации есть права на установление режима ограничения доступа, то в отношении производных тайн возникает обязанность устанавливать соответствующий режим лицом, которому доверена такая информация.

Исходя из интересов указанных субъектов и выделенных категорий тайн можно определиться относительно роли государства
в регулировании правовых режимов тайн. Очевидно, что максимальный объем регулирования со стороны государства приходится на государственную и служебную тайны. В отношении других видов первичных тайн государство должно уступить право основного регулятора тем субъектам, которые образуют (устанавливают) эти режимы. Задача государства — обеспечить защиту их прав и интересов с учетом интересов других субъектов. Поэтому государство законодательно устанавливает для этих видов тайн:

- ограничения на введение режима тайны для информации,
к которой есть общественный интерес;

- обязанность предоставления конфиденциальной информации в органы государственной власти для осуществления государственного управления и отправления правосудия;

- требования к используемым средствам защиты конфиденциальной информации (для профессиональных тайн) или ограничения на использование таких средств;

- меры ответственности за нарушение конфиденциальности доверенной информации.

Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие информационные системы и технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законодательством РФ. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти в порядке, определяемом Правительством РФ. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации, запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований, обращаться в органы государственной власти для оценки правильности выполнения норм и требований по защите его информации
в информационных системах. Соответствующие органы определяет Правительство РФ. Эти органы соблюдают условия конфиденциальности самой информации и результатов проверки.

Защита прав субъектов в сфере формирования информационных ресурсов, пользования информационными ресурсами, разработки, производства и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения осуществляется в целях предупреждения правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба. Данная защита прав субъектов в указанной сфере осуществляется судом общей юрисдикции, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба. За правонарушения при работе с документированной информацией органы государственной власти, организации и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов.

К видам защищаемой информации по законодательству РФ следует относить государственную, служебную, коммерческую, персональную тайны и иные виды сведений конфиденциального характера. Их правовое регулирование осуществляется отраслевыми нормативными правовыми актами, значительную роль среди которых играют кодифицированные нормативные правовые акты (кодексы).

Трудовое право исследует информационную безопасность
в отношении работников и работодателей. Например, ст. 21 «Основные права и обязанности работника» ТК свидетельствует, что работник имеет право на полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. Соответственно, ст. 22 «Основные права и обязанности работодателя» ТК гласит: «Работодатель обязан предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением». Касается информационной безопасности и ст. 85 ТК, посвященная персональным данным работника как информации, которую работодатель обязан защищать, а также ст. 89 «Права работников в целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя». Трудовое законодательство РФ относит указанную категорию конфиденциальных данных к персональной тайне.

Налоговое и таможенное право действует в отношении защиты налоговой тайны, что следует из ст. 102 «Налоговая тайна» НК: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике».

В п. 2 ст. 102 особо отмечено, что «налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом».

Особое внимание в ракурсе исследуемой тематики следует уделить Закону о государственной тайне, который является правовой основой защиты данной тайны. Указанный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой
в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Правовой же основой защиты коммерческой тайны является Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», который регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Согласно данному Закону объект защиты — научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), создаваемая в рамках предпринимательской деятельности.

Субъект защиты — лицо (юридическое лицо и индивидуальный предприниматель), которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничивает доступ к этой информации и устанавливает в отношении ее режим коммерческой тайны. Поскольку коммерческая тайна относится к первичным тайнам, необходимость защиты информации в режиме коммерческой тайны — это не обязанность, а право лица, ее создавшего.

Право на тайну обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, реализует через следующие общие (для первичных тайн) правомочия:

- устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны в соответствии с федеральным законом и гражданско-правовым договором, включая отнесение информации к коммерческой тайне;

- использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству РФ;

- разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа
к этой информации;

- требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым она предоставлена, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

- защищать в установленном законом порядке свои права
в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков (вреда), причиненных в связи с нарушением его прав.

Эти общие правомочия дополняются специфическими правомочиями для коммерческой тайны:

- вводить в гражданский оборот информацию, составляющую коммерческую тайну, на основании договоров, предусматривающих включение в них условий об охране конфиденциальности этой информации;

- требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, осуществленных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации.

Ограничения прав субъекта-обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, в интересах защиты прав других субъектов должны устанавливаться законом в отношении: перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (с учетом установленных законом прав субъектов на доступ к информации); обязанности предоставлять информацию, составляющую коммерческую тайну, в правоохранительные органы и иные органы государственной власти.

В отношении информации, составляющей коммерческую тайну, у субъектов, которым такая информация передана обладателем, возникают вытекающие из правоотношений с обладателем обязанности по ее защите и могут возникнуть ограниченные права по ее использованию.

Право на введение режима ограниченного доступа к информации возникает у лица, получившего информацию законным путем, при условии, что данная информация:

- не включает в себя сведений, которые в соответствии с законом не могут составлять коммерческую тайну;

- не подпадает под действие нормативных правовых актов, делающих введение режима коммерческой тайны данным лицом неправомерным;

- не является предметом обязательств, не позволяющих данному лицу устанавливать или изменять режим коммерческой тайны.

Введение режима коммерческой тайны лишь фиксирует факт реализации этого права, поэтому неверно связывать возникновение права на коммерческую тайну с ограничением доступа, а утрату права — только с разглашением коммерческой тайны. Раскрытие информации не может и не должно быть основанием для прекращения прав на коммерческую тайну, так как у обладателя остаются права на защиту своих интересов в суде и на компенсацию нанесенного вреда (по аналогии — собственник украденной вещи не перестает быть ее собственником по закону). Кстати говоря, термин «разглашение информации» трактуется нашим законодательством неоднозначно. Если Федеральный закон «О коммерческой тайне» (ст. 3) определяет разглашение как противоправное деяние, то УК устанавливает ответственность за разглашение без согласия автора (ст. 147), разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя (ст. 155), незаконное разглашение информации, составляющей коммерческую тайну (ст. 183), и разглашение государственной тайны (ст. 283). Представляется более правильным рассматривать разглашение как форму противоправного распространения информации, защищаемой в режиме тайны.

Нельзя обязать обладателя информации устанавливать режим коммерческой тайны, но без режима ограничения доступа информация не будет иметь статус коммерческой тайны. С другой стороны, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, становится таковым, когда есть что охранять и когда приняты адекватные меры охраны.

Помимо отмены режима коммерческой тайны путем волеизъявления обладателя права на коммерческую тайну могут быть прекращены по решению суда вследствие либо незаконного отнесения сведений к коммерческой тайне, либо установления режима охраны с нарушением закона.

Законом должна устанавливаться ответственность как за нарушение прав обладателя, так и за злоупотребление предоставленными правами, в том числе:

- за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну (целесообразно различать разглашение как правонарушение, т. е. всегда незаконное, и сообщение (или обнародование) информации самим обладателем, которое разглашением (нарушением закона) не может быть, если только это действие не нарушает права контрагентов);

- неправомерное получение информации, составляющей коммерческую тайну;

- неправомерное использование информации, составляющей коммерческую тайну;

- нарушение режима коммерческой тайны;

- неправомерное отнесение информации к коммерческой тайне;

- непредставление информации в органы государственной власти, если это предусмотрено законом.

Предположим, что работником нарушен режим коммерческой тайны, в результате конфиденциальная информация стала известна другому работнику, не имеющему обязательств перед работодателем по охране конфиденциальности этой информации. Исходя из положений указанного Закона разглашение произошло. Но работодатель, узнав об этом, оперативно заключил соглашение с работником (дополнил трудовой контракт), информация не вышла за пределы организации, не стала известна конкуренту, вред бизнесу не нанесен. Должен ли работник, нарушивший режим коммерческой тайны, нести уголовную ответственность? Представляется, что в данном случае можно ограничиться дисциплинарной ответственностью.

Вид ответственности за указанные правонарушения (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная) должен избираться в зависимости от состава правонарушения либо самим обладателем (если нарушены его права), либо иным субъектом, если обладатель злоупотребил правом в соответствии с законодательством. Из общих соображений виды ответственности могут избираться следующим образом:

- дисциплинарная — за нарушение режима коммерческой тайны, не приведшее к ее разглашению либо не повлекшее нанесение вреда обладателю, за неосторожное разглашение этой информации работником при отсутствии в его действиях состава преступления;

- административная — за разглашение и (или) неправомерное использование информации, составляющей коммерческую тайну, при отсутствии состава преступления; за нарушение режима коммерческой тайны должностным лицом, не приведшее к ее разглашению (ст. 13.14 КоАП); за неправомерное отнесение информации к коммерческой тайне как за отказ в предоставлении информации гражданину или органу государственной власти (ст. 5.39, 14.25, 17.1 КоАП);

- гражданско-правовая — за неправомерное получение, разглашение и неправомерное использование информации, составляющей коммерческую тайну (преимущественный вид ответственности, поскольку именно он позволяет возместить ущерб обладателю);

- уголовная — за разглашение, неправомерное получение
и использование информации, составляющей коммерческую тайну (ст. 183 УК). Формулировка данной статьи требует уточнения
в части терминологии (незаконное разглашение), состава преступлений (ответственность за разглашение налоговой тайны должна наступать в рамках ответственности за разглашение служебной тайны), а также в части отнесения разглашения информации, составляющей коммерческую тайну, к преступлениям, по которым возбуждаются дела публичного обвинения. Последнее противоречит природе института коммерческой тайны, в рамках которого только обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, может знать, нарушены его права или нет, и потребовать защиты нарушенных прав. Логично было бы разделить составы преступлений, объединенных в ст. 183 УК, по признакам публичности обвинения.

Способы защиты нарушенных гражданских прав соответствуют предусмотренным в ст. 12 ГК, включая: возмещение убытков, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.