Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ананьинский






Госп-во охотничье-рыболовецк хоз-ва, но нач разв скотоводство и земледелие, осв-е железа, появл перв признаки разложения патриархально-родовых отн-й. Станов хар-рны связи с соседн и даже отдален р-нами (иноязычн). Нередки межплемен слоткн-я и войны (отраз в сюжетах).

Распр резн и ск-рн изобр-я в кости и бронзе хищн жив-х, лосей, медведей, птиц, фантаст сущ-в, орн-льн мотивы.

- Костян лопаточки-тупики для выделки кожи с Пижемского городища. (с. 2).

- Костян ск-ра небольш размеров, но оч выразит. Костын рукояти с изображением головок различн жив-х (голова = вид), вид кот-х не всегда определяется. С. 4 – Рукояти в виде лосиных голов с Пижемского и Буйского (4-3 вв. до н.э.) городищ. С. 6 - Стилизован изобр-е хищника на костян гребне (Пижемское городще).

Бронза: с. 6 - небольш литые фигурки летящ птиц с объемн головой, распростерт крыльями и вытянут телом. Лапки = 2 пупырышка.

С. 8 – хищн птица с небольш головкой, загнут вниз клювом, распущен крыльями и чел личиной на груди (возм-но – священ птица, уносящ чел душу).

С. 12 – «Орлиные грифоны» с бронзов секир (с берегов р. Пинего и из Вятск губернии). Воедино слились изобр-я хищн птицы и зверя. Вероятно использ в парадн церемониях, усил-е хищн м-вов связ с возрастанием знач-я воен силы с обстановке межродовых и межплеменных столкновений.

Гляденовский (2 в. до н.э. – 2 в. н.э.)

Тер-ю Прикамья насел потомки ананьинск племен. Своена железн метал-я, скотоводство и земледелие. Формир союзы племен. Больш-во пр-й найдены на племенных и межплеменных святилищах-костищах. Центр – Гляденовск костище на Бер. Нижн Мулянки, спадающ в Каму. Украш-я, обломки посуды, вотивн вещи по типу бытовых, наконечники стрел, кости, зола, пепел (19.000 предметов). Много метал изобр-й животных и чел-ка (плоское, иногда объемн 1-стороннее литье, с чеканкой отедль деталей и орн-нта). Разраб нов сюжеты + вл-е традиц сюжетов.

С. 12 - Птицы – полностью сформир канон их изобр-я.

С. 14 – Медведь в «жертвен» позе – рельефн пола голова с выставлен вперед передн лапами, когти переданы насечкой, на темени – полоска ложновитого орн-нта, изображающая шерсть. Вплоть до 19 в. у зауральск народов был распр-е «медвежий праздник», во время кот-го снимали с убит медведя шкуру с головой и лапами, затем нач обряд поклонения медведю (та же поза).

С. 16 – уник железн фигурка барана с инкрустацией зол полосками имитирующ шерсть (возм-но с Кавказа).

С. 18 – Лось с волчьей мордой – возм-но отраж-е слияния различн родов и племен => их тотемов.

С. 20, 22 – плоск бронз антропоморфн одиночн фигурки (ранее изобр-я людей не были хар-рны). Очень суммарн, недетализир изобр-я (иногда с признаками пола). У обских угров возм-но мохары – изобр-е д.б. заменить покойника и служить местом обитания его 4-й души.

С. 24-25 – парн бронз фигурки – возм-но отраж-е культа близнецов. Сущ-вал у мн древн народов (рожд-е близнецов – чудо, в кот-м замешано бож-во или какой-либо дух, злой или добрый).

С. 27 – Бронзов всадники (на лошади или на хищн звере (с. 29, на груди чел-ка спираль-змея). Змея (умение сбрасывать кожу) – символ бессмертия => возм-но дух=покровитель охотников.

С. 29 – змея, извиваясь ползет.

С. 31 – серебр бляха с выгравирован изобр-ем бож-ва, стоящего на хищн звере (волке?) с раскр пастью. Чел фигура окруж свитой дик птиц и зверей, на голове – птица, в руках – небольш зверьки, на ногах и руках – 3 пальца. В костище вокруг бляхи в опред порядке были улож бронз фигурки птиц и зверей, пресмыкающихся, ножи, бусы, наконечники стрел, => здесь проходил опр обряд. Возм-но фигур олицетворяет женс бож-во владычицу зверей = мать богов, мать всего сущего, и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.