Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепт и пути его изучения в современной филологии






История языка неотделима от истории народа, носителя языка. Язык в своем развитии тесно связан с развитием устного народного творчества, литературой. У каждого народа имеются свои представления о мире, явлениях, происходящих в мире, своё понимание определенных понятий, слов, ассоциаций, связанных с этим предметом или явлением. Языковые представления формируются у человека в течение всей его жизни. Так возникает языковая картина мира человека, народа и общества в целом.

Языковая картина мира отражается в ключевых словах – концептах.

В лингвистических работах слово «концепт» толковалось как синоним «понятия»: такое представление отражено, например, в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» под редакцией В.Н. Ярцевой [7].

В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение концепта: «Концепт (от лат. conceptus – мысль, понятие) – смысловое значение имени (знака), т.е. содержание понятия, объект которого есть предмет имени (например, смысловое значение имени Луна – естественный спутник Земли)» [2].

Однако многими учеными осознаются семантические различия данных слов. Понятие, по мнению занимающихся философией языка, отражает лишь наиболее общие, существенные, логически конструируемые признаки предметов и явлений; концепт же фиксирует любые, необязательно существенные признаки объекта.

В современной лингвистической науке можно выделить три основных подхода к пониманию сущности концепта: собственно лингвистический, когнитивный и культурологический.

Лингвистический подход представлен в работах С.А. Аскольдова [1], Д.С. Лихачева [8], В.В. Колесова [5], предложивших научной общественности собственные взгляды на природу концепта.

Д.С. Лихачев считал, что концепт существует для каждого словарного значения, и предлагал рассматривать концепт как алгебраическое выражение значения. По мнению Д.С. Лихачева, концепт возникает как «отклик на предшествующий языковой опыт человека». Особое внимание ученый уделяет соотношению данного феномена со значением слова. «Концепт не только подменяет собой значение слова и тем самым снимает разногласия в понимании значения слова, он в известной мере и расширяет значение, оставляя возможности для сотворчества, домысливания, для эмоциональной ауры слова» [8, С.4]. Таким образом, представители лингвистического направления понимают концепт как потенциал значения слова вместе с его коннотативными элементами.

Сторонники когнитивного подхода в понимании сущности концепта ориентируются на явления ментального характера.

Так, З.Д. Попова, И.А. Стернин [10], и другие представители воронежской научной школы относят концепт к мыслительным явлениям, определяя его как глобальную мыслительную единицу. В частности, «Краткий словарь когнитивных терминов» под редакцией Е.С. Кубряковой трактует концепт как единицу «ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [6].

Представители третьего из вышеназванных подходов (Ю.С. Степанов, С.Г. Воркачёв, Н.Ф. Алефиренко, В.И. Карасик) при рассмотрении концепта уделяют основное внимание культурологическому аспекту, представляя поле культуры совокупностью концептов и отношений между ними. Концепт в их трактовке предстает основной ячейкой культуры в ментальном мире человека. Концепт признается Ю.С. Степановым и его сторонниками, с одной стороны, базовой единицей культуры, с другой – её когнитивным центром. В книге «Константы. Словарь русской культуры» дано следующее определение: «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек сам входит в культуру» [11, С.43]. Именно на это определение концепта мы и будем опираться в данной работе.

По словам Ю.С. Степанова, «концепт – это основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [11, С.43].

Анализ исследовательской литературы позволяет говорить о своеобразной взаимосвязи концепта и художественного произведения.

В художественном тексте, являющемся результатом речемыслительной деятельности, автор вербализует свою концептуальную картину мира. Исходя из этого, на основе когнитивного анализа художественного текста возможна реконструкция модели концептуальной картины мира автора или выявление фрагментов её содержания – концептов [14, С. 237-239].

Современная наука при исследовании художественного текста, языка отдельного автора всё чаще рассматривает концепт в рамках идиостиля.

Добавим, что изучение художественного (авторского) концепта являет собой частичное переосмысление или варьирование общекультурного концепта. Авторский мир отличается от мира объективного (коллективного). В свою очередь авторский концепт отличается от общеязыкового. Именно поэтому мы считаем, что наиболее полное изучение художественных авторских концептов представляется через художественный текст и через его интерпретацию, которая позволяет постичь смыслы, составляющие структуру художественного концепта.

Художественный концепт по своей природе представляет собой совокупность индивидуально-авторского и общекультурного содержательных компонентов, поэтому он является важным элементом ментальной основы идиостиля.

Для анализа художественного концепта «родина» в нашей работе мы также придерживались теоретических положений одного из путей концептуального анализа. Это «оттекстовый» путь анализа, который специально применяется для исследования концептов, реализованных в того или иного рода текстах (З.Д. Попова, И.А. Стернин).

Для анализа концепта использовалась одна из схем, предложенная В. Зусманом [4]. Первым шагом в анализе концепта является в данном случае выявление значения слова по данным толковых и этимологических словарей. В случае антиномии находится пересечение в значении и устанавливается связь выбранных концептов. Затем проводится последовательный анализ концепта в контексте определённого художественного произведения, где выявляются текстовые связи с другими концептами, создающими комплексный поток ассоциаций и дополняющими картину анализируемого концепта.

Большое значение для формирования концептов имеют повторяющиеся в тексте слова, называемые по-разному: слова-лейтмотивы, лексические доминанты, но чаще – ключевые слова.

Как видим, концептуальный анализ художественного текста предполагает, во-первых, выявление набора ключевых слов текста; во-вторых, определение базового концепта этого пространства; в-третьих, описание обозначаемого ими [ключевыми словами] концептуального пространства.

Ориентируясь на «полевое» структурирование концепта, мы терминологически не выделяли в его структуре ядро и периферию, хотя и исследовали словарные значения и наиболее частотные выражения со словом-репрезентантом концепта. Затем данные лексикографического анализа интерпретировались и сопоставлялись с индивидуально-авторским воплощением концепта в произведениях В.Фёдорова.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.