Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительная оценка портретов коммерсантов и артистов по основным психологическим категориям свойств






Категории качеств Коммерсанты Артисты
Общая оценка 26, 2 ±13, 1 71, 3 7, 8
Отношение к собеседнику 15, 9 ±13, 0 52, 2 ± 17, 9
Отношение к делу 41, 2 ±13, 5 63, 9 ± 8, 8
Отношение к себе 29, 5 ± 19.6 67, 5 ± 14, 9
Эмоциональность в том числе:        
Радость (оптимизм) 20, 0 ± 10, 8 63, 3 ± 23, 5
Печаль (пессимизм) 26, 7 ±11, 1 27, 2 ±20, 1
Гнев (недовольство) 11.3 ±5, 6 19, 5 ±9, 3
Страх 18, 0 ±10, 2 4, 5 ± 5, 4
Нейтрально 58, 0 ±12, 8 21, 0 ±13, 8

 

Выборочная компьютерная оценка коэффициентов корреляции между различными качествами обследованных показала сильные статистические связи основного качества – располагающий – с такими свойствами, как доброжелательность (R=0, 6318), искренность (R=0, 9617), заинтересованность (R=0, 8354), чувство собственного достоинства (R=0, 8347) и в то же время не обнаружили достоверных связей с чувством собственного превосходства (R=0, 2273).

Поскольку психологические портреты составлены по особенностям речи и голоса обследуемых людей, именно эти особенности и определяют характеристики портретов. Речь и голос несут в себе достаточно определенную информацию о психологических свойствах говорящего и эти свойства оказываются существенно разными у разных людей как по качественному разнообразию, так и по степени выраженности каждого из обследованных качеств.

У артистов речь и голос обладает несомненно более высокими, чем у коммерсантов, эстетическими свойствами, что и сказывается на психологических групповых портретах: средние баллы психологических качеств артистов намного выше таковых качеств коммерсантов по всем показателям, включая такие, казалось бы, специфические для деловых людей качества, как отношение к делу: коммерсанты +41, 2, артисты +63, 9%.

Кроме того, в пределах одной и той же профессиональной категории наблюдаются весьма значительные различия в оценке аудиторами психологических характеристик обследуемых. Так, в группе коммерсантов наиболее высокие оценки получили руководители крупных коммерческих фирм (NN 2 и 11) и более низкие оценки - рядовые работники (например, N 1).

Результаты показывают, что повышение уровня общей оценки свойств человека сопряжено с практически пропорциональным ростом общих эстетических свойств речи данных обследуемых лиц. Таким образом, человек (по совокупности многих психологических свойств) оценивается в целом тем более высоко, чем совершеннее его речь (по оценкам тех же аудиторов). И наоборот, чем больше речь и голос того или иного субъекта набирает отрицательных баллов (увеличиваются " минус-качества" речи), тем ниже общая психологическая оценка человека.

Анализ этой важной закономерности показал, что " плюс-качества" человека коррелируют с " плюс-качествами" его речи с вероятностью R=0, 98, т.е. практически стопроцентно и с абсолютной достоверностью. В то же время " плюс-качества" человека сопряжены с " минус-качествами" его речи с коэффициентом корреляции R==-0, 94, что еще раз подчеркивает обнаруженную закономерность.

Установленная весьма значимая статистическая связь между свойствами речи и голоса человека и характеристиками его портрета обусловливает реальную возможность дня людей, желающих улучшить свой психологический портрет, достигнуть этого путем совершенствования речи и голоса, совершенствования их эмоционально-эстетических характеристик. Опыт артистов – мастеров художественного слова является примером такого рода возможности.

Эстетический облик человека, воспринимаемый окружающими по его внешнему виду, является вполне естественной и привычной заботой каждого. Усилия, которые предпринимает человечество (в особенности его лучшая половина) для того, чтобы выглядеть лучше (с помощью косметики, одежды и т.п.), поистине грандиозны. Но внешний вид – это лишь часть общего эстетического портрета человека, причем лишь его малая часть. Более значительная психологическая часть, создаваемая особенностями речи и голоса, почему-то не является у нас предметом столь же пристальной заботы. Это, по-видимому, результат длительного пренебрежения к эстетической культуре речи и голоса, как и к многим другим гуманитарным ценностям, имевшего место в нашем обществе в течение многих десятилетий.

Настоящая работа является экспериментальным доказательством наличия для каждого человека, в том числе и для деловых людей, чье общение с другими людьми происходит в основном с помощью телефона, равно как и для всех лиц речевых профессий (дикторов радио, ТВ, лекторов, педагогов, политических деятелей и др.) и вообще для всех людей, желающих выглядеть лучше в глазах окружающих, наверняка нереализованной ими возможности улучшения своего психологического портрета путем совершенствования эмоционально-эстетических характеристик собственной речи. Разработанный метод позволяет не только оценить количественно множество отдельных составляющих психологического портрета, но и указать, за счет каких характеристик речи психологический портрет любого человека может быть улучшен.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.