Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология ассоциатов по содержанию связи. Реакции как семантические множители: чувство 33, секс 18, сердце 6, страсть, привязанность, ласка 2.






Реакции как семантические множители: чувство 33, секс 18, сердце 6, страсть, привязанность, ласка 2.

Реакции с эмоционально-оценочной коннотацией: понимание 12, доверие 9, счастье 8, радость 7, романтика 4, уважение, вечное 2, Бог, добро, кара, свет, чистота, чувство свободного полёта, взаимность, лёгкость, высшее чувство, самоотдача, восхищение, безумие, непостоянная, первая, всегда вместе, прекрасно, бескорыстно 1.

Реакции, отражающие сферу функционирования: девушка/женщина 48, дружба 13, цветы 10, парень/ мужчина, семья 8, подарки 5, родители 4, весна 3, встреча, мама, поцелуй, общение, вечер, постель 2, жена, жизнь, сестра, отношения, душа, дети, дом, общие интересы, пара 1.

Ассоциативно-вербальная сеть концепта «любовь» включает следующие участки:

1. Базовый состав ассоциативного поля формируется следующими ассоциатами: чувство, секс, понимание, доверие, радость.

2. Эмоции и чувства: чувство, дружба, понимание, счастье, радость, ласка, страсть, уважение, привязанность. Любовь в целом сопряжена с положительными эмоциями.

3. Этические категории: понимание, доверие, уважение, добро, Бог, душа, зло.

4. Высокий ранг занимает ассоциат «секс» (18), что отражает гендерную специфику восприятия любви в мужском языковом сознании.

5. Объекты и явления природы: цветы, весна, вечер, свет.

6. Временной промежуток (весна, вечер, жизнь, непостоянная, вечная) может указывать на неопределённость временной протяженности чувства любви.

7. Неординарность чувства отражена следующими ассоциатами: чистота, свет, чувство свободного полёта, безумие, жизнь, кара, душа, Бог.

8. Связь с личной жизнью: девушка, парень, семья, мама, жена, сестра, дети, дом, пара.

9. Чувственная природа любви отражена в следующих ассоциатах: секс, поцелуй, страсть, постель.

10. «Любовь» в мужском языковом сознании по результатам САЭ – это чувство, поднятое над обыденностью, неземное: свет, Бог, чистота, чувство свободного полёта, лёгкость, высшее чувство, душа, восхищение, бескорыстно.

11. Объектом и субъектом чувства выступает человек: девушка, женщина, парень, мужчина, мама, жена, сестра, дети.

12. Отражается необходимость взаимности чувства любви: взаимность, общие интересы, пара, всегда вместе.

Анализ ассоциатов к слову-стимулу «любовь» в мужской парадигме позволяет выявить следующее ассоциативное значение концепта:

Любовь – это глубокое, интимное, положительное, сильное чувство, проявляющееся в понимании, радости, доверии, имеющее яркую сексуальную окраску и имеющее размытые временные границы.

Стереотипными ассоциатами для стимула «любовь» являются: девушка/женщина 48, чувство 33, секс 18, дружба 14, понимание 12, цветы 10, доверие 9, парень/мужчина, семья, счастье 8, радость 7, сердце 6.

В таблицах 4–12 представлены результаты количественного анализа ассоциативных реакций на заявленные стимулы с учётом гендерной парадигмы.

 


Таблица 4

Концепт «любовь»

 

Ассоциат Мужчины Женщины
Число употреблений Ранг Число употреблений Ранг
счастье        
чувство        
понимание        
нежность    
девушка/женщина        
доверие        
уважение        
радость        
парень (мужчина)        
секс        
цветы        
верность    
дружба        
весна        
поцелуй        
семья        
сердце        
страдание    
подарки    
романтика    
родители        
ласка        

 

При количественном анализе ассоциатов, полученных на стимул «любовь», общее число реакций у мужчин и женщин практически одинаково (249 vs 241), сходно также и количество единичных реакций (31 vs 39), число отказов в обеих группах равно нулю. Обращает на себя внимание значительное расхождение в числе разных реакций (58 vs 75), что указывает на различие в показателе мужского и женского уровней стереотипности реакций. По индексу стереотипности реакций, по мнению ряда исследователей, можно косвенно судить о динамике изменения структуры языкового сознания (Ершова 1998: 67). Наши данные показывают, что женские реакции менее стереотипны и более разнообразны, чем мужские. Принято считать, что чем выше стереотипность реакций, тем слабее проявляется динамика изменения сознания; чем разнообразнее реакции, тем сознание более динамично и подвижно.

Самый высокий ранг в мужской парадигме занимает ассоциат «девушка/женщина» (48 указаний), а в женской парадигме ассоциат «парень/мужчина» стоит на 3-ей позиции (17 указаний) – то есть, любовь в мужском сознании имеет более выраженную сексуальную направленность и, прежде всего, определена своим объектом. Представляя собой «сгусток» определённого смысла и его инвариантную семантическую структуру, концепт высшего уровня абстракции «любовь» имеет в языке своё собственное одночленное имя. Его смысловые варианты получают это же имя с «расширением», отправляя к соответствующему дифференциальному признаку, где расширение указывает на отличие этой конкретной разновидности межличностного чувства от любви вообще (Воркачёв 2004а: 222–223).

У женщин первую позицию занимает «счастье» (cf: 8-е место у мужчин), что подтверждает мысль С. Г. Воркачёва о том, что определяющим фактором счастья в женском понимании признаётся любовь. Как показывают проведённые исследования (Зализняк 1999: 377; Джидарьян 2001: 161; Красных 2002: 196), представления о счастье гендерно маркированы: «Большинство мужчин … не интересуются счастьем. В их глазах счастье – то негативное и бесцветное состояние, которое принимается во внимание и оценивается только после познания несчастья. Мужчина не имеет потребности его познавать, откладывает это до завтра. Если уж он имеет позитивное понятие счастья, то основанное на тщеславии, этой главной мужской страсти…. Иначе обстоит дело с женщиной – она действительно нуждается в счастье: пусть оно короткое и дорого обходится, она всё-таки хочет познать его в жизни» (Татаркевич 1981: 185–186).

Ассоциат «чувство» занимает 2-е место как у мужчин, так и у женщин. По данным CАЭ, проведёнными разными исследователями (Каштанова 1997; Дашиева 1999), а также Русского ассоциативного словаря (РАС), ассоциат «чувство» находится в ассоциативном ядре концепта (от первой до третьей позиции). Можно предположить, что представленность концепта «любовь» через родовой признак, очевидно, свидетельствует о более чётком логическом осмыслении семантики любви у испытуемых.

Особенно значимым в мужских ответах представляется третье место ассоциата «секс» (18 употреблений) (cf.: 8-я позиция у женщин), что, вероятно, отражает гендерную специфику восприятия любви мужским сознанием. На четвёртой позиции в женской парадигме стоит ассоциат «нежность», который полностью лакунарен в мужской парадигме.

В целом, наблюдается своеобразная «игра ассоциатов» в околоядерном пространстве при сопоставлении ответов мужчин и женщин: так, ассоциат «дружба» с 4-ой позиции у мужчин перемещается на 11-ю позицию у женщин, «цветы» – с 6-го места на 9-ое место соответственно; «доверие» с 7-го места у мужчин поднимается на 5-ое у женщин, «уважение» с 6-го места у женщин перемещается на 14-ое у мужчин. Лакунарными в женской парадигме являются ассоциаты «подарки» и «романтика», в мужской – «верность» и «страдание».

Анализируя ассоциации по содержанию связи, отмечаем, что здесь больше сходств, чем различий (сходные данные по реакциям как семантическим множителям, а также по реакциям, отражающим сферу функционирования концепта). В женской парадигме в количественном отношении преобладают реакции с эмоционально-оценочной коннотацией: счастье, понимание, уважение, радость и т. д.

 

Субконцепт «материнская любовь» (женская парадигма)

Общее число реакций – 239

Число разных реакций – 54

Число отказов – 0

Число единичных реакций– 30

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.