Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Картинка. В период переселения адыгов в Турцию, правительство Турции к адыгам отнеслось предательски
В период переселения адыгов в Турцию, правительство Турции к адыгам отнеслось предательски. С одной стороны оно не могло обеспечить переселявшийся народ более или менее сносными условиями, с другой стороны, оно направило во все концы Черкесии своих эмиссаров, которые уговаривали оставшихся там жителей поголовно переезжать в Турцию, обещая им «золотые горы». Документом, изобличающим преступную тактику Турции, является прокламация турецкого эмиссара Мухаммед-Насарета, которая гласила: «Берите Ваши семейства и все необходимые вещи, потому что наше правительство заботится о постройке для вас домов, и весь народ наш принимает в этом деятельное участие. Если тяжебные дела задержат вас до весны, то по окончании их поспешите переселиться с таким же рвением, как предшественники ваши!». Турции нужен был только человеческий материал для войны с Россией и рабыни в турецкие гаремы. Переселение в Турцию горских народов вызвало настоящий ажиотаж среди турок, занимавшихся поставками в гаремы наложниц. Работорговцы проникали в самые отдаленные аулы и вели агитацию о переселении черкесов в Турцию. Большую роль в переселении адыгов в Турцию играла протурецки настроенная верхушка убыхов, шапсугов, натухайцев и абадзехов. Горцы не могли нарушить и пережитки общественных институтов родового строя и силы привычных социальных воззрений. Невыполнение принятого собранием общин решения выехать в Турцию ставило отказавшегося в положение изгоя. Решиться на это человеку было очень трудно. Не выполнившему решение общины грозило уничтожением. Большинство дворян, державшихся турецкой ориентации, не желая терять своих рабов и крепостных и опасаясь крестьянской реформы, происходившей в России, заблаговременно переселились в Турцию (1857-1862 гг.), избежав, таким образом, бед массового переселения в 1863-1864 годах. Они опасались, что Россия может дать свободу их холопам. Значительную часть горцев увозимых в Турцию составляли рабы и крепостные. В тот период правительство Турции руководствовалось доктриной османизма, они считали, что все подданные империи должны быть османами. Стремились сохранить доминирующее положение турок в стране при формальном равенстве всех населяющих Турцию народов. Переселенные адыги были втянуты Турцией в сложный узел взаимоотношений славянских и мусульманских народов. В Турции было много районов, где преобладало христианское население. Чтобы поднять удельный вес мусульман в среде христианских народов, правительство Турции расселяло адыгов среди сербов, болгар, албанцев, греков, а также в Бейруте, островах Родос, Кипр, Крит. Черкесы расселялись всюду, где требовалось усилить ими мусульманский элемент населения. Христиане как могли, препятствовали такой политике Турции.
Картинка. М.В. Покровский в своей книге «Из истории адыгов в конце XVIII- в конце первой половине XIX века» пишет, что переселение горских народов в Турцию вызвало настоящий ажиотаж по линии гаремных поставок живого товара. Не удовлетворяясь закупкой адыгских девушек и женщин в прибрежных пунктах, турецкие работорговцы проникали в самые отдаленные места и там выискивали особо ценный товар, ведя вместе с тем агитацию к переселению адыгов в Турцию. Кроме турецких агентов активно вела агитацию протурецки настроенная верхушка убыхов, шапсугов, натухайцев и абадзехов. Весть о крестьянской реформе 1861 года в России произвела на феодальную верхушку ошеломляющее действие. Они были готовы даже примириться с прекращением работорговли с Турцией, но примириться с потерей владельческих прав на крепостных адыгов и адыгов рабов – никогда. Они были готовы на любые лишения и страдания лишь бы увезти через Черное море в Турцию своих крепостных и рабов, чем остаться на родине и лишиться их. Тем более что слухи о проведении крестьянской реформы в России стали серьезно волновать порабощенный горский крепостной народ. Адыгское мусульманское духовенство, выполняя турецкие инструкции, о максимальном переселении адыгов в Турцию, угрожали всеми муками ада, если кто нибудь из адыгов останется на Кавказе и подчинится «гяурам». Уверяли, что в Турции их ждет полное освобождение, придавая переселение в Турцию характер исхода в «землю обетованную». На деле оказалось совсем другое. По данным английского консула в Трапезунде из 220 тысяч черкесов высадившихся в Анатолии за время с ноября 1863 года по сентябрь 1864 года, 10 тысяч черкесов были проданы в рабство, а 100 тысяч умерли от голода и болезней. Польское восстание 1863 года, интриги европейской дипломатии на Кавказе, крестьянские бунты, прокатившиеся по стране в ответ на реформу, деятельность революционно-демократического лагеря подталкивало Александра II как можно скорее закончить с кавказской проблемой. Заинтересованность Франции и Турции иметь на Западном Кавказе горский плацдарм и постоянная работа их агентов, призывающих горцев не складывать оружие, обещания вооруженной помощи подталкивали Императора России не препятствовать добровольному переселению горцев в Турцию. Но в 1867 году правительство России осознало свою ошибку и запретило переселяться адыгам в Турцию. Из числа переселенных адыгов, озлобленных лишениями турки получали «драгоценный материал для турецкой армии». Много адыгских дворян, свободных тфокотлей, рабов и крепостных отказались от переселения и предпочли остаться на родине и зажили с казаками как ближние и добрые соседи. И все же адыгское духовенство продолжало вести агитацию по переселению адыгов в Турцию вплоть до начала XX века. Многие адыги не захотев переселиться в Турцию, и порвав со своими общинами, ушли в горы, вывезли имущество и хлеб и ждали того момента, когда смогут вернуться к местам прежнего жительства.
|