Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Аулы, располагавшиеся в окрестностях современных населенных пунктов.
1. Станица Самурская - аулы Псенаш и Аусь. Аул Аусь уничтожен Даховским отрядом под командованием Геймана 24 марта 1862 года. 2. Станица Нижегородская - располагалась на слиянии реки Псис и Курджипс. 3. Станица Курджипская - аул Даур-халь. 4. Станица Губская - аул Хагуар. 5. Станица Сергиевская - аул Хакуч-хабль. 6. Станица Баговская - аул Шежкой. 7. Аул Ходзь - аул Шапар-хабль и аул Бзыун-Хабль. 8. Станица Новосвободная (Верхне-Фарская, Царская) – аул Кулоко-хабль. 9. Поселок Победы (Урочище Чнакс) окрестности Свято-Михайловского монастыря верховья реки Фарс - аулы Давлет-Гирея-Куденетова и Кинандук Шугенова (1858г.).
11. Город Белореченск - аул Добрак. Был расположен в районе современного Белореченска, разрушен 1851 году. Вторым аулом был аул Пишуонекой. 1858г. Он был расположен на правом берегу реки Белой. На месте нынешнего города Белореченск. 12. Поселок Краснооктябрьский - аул Сала-Ахмет. Расположен возле впадения реки Курджипс в Белую. Разрушен отрядом Козловского 10.12. 1857 года (это аул Салахмет-Патукаев выше по течению от аула Эрукова на левом берегу Курджипса). Аул Мушавастей Кычекурт. Разрушен. Расположение: левый берег реки Курджипс, чуть выше устья. Аул Пшижева. Разрушен. Расположен: выше от устья Курджипса в 2-2, 5км. Выше впадения левого притока реки Аукка. 13. Станица Ханская. В окрестностях современной станицы чуть ниже впадения реки Курджипс в реку Белая, располагался на левом берегу реки Белая - аул Богадыр-хабль. 14. Поселок Тульский - аул Хачемзий. 1858г. 80 дворов. Расположен на правом притоке реки Белой (река Майкоп, Майкопка, Майкопская балка) в Майкопском ущелье, чуть выше современного поселка Тульский. Второй аул, располагавшийся на высокой террасе, над современным поселком Тульский - был аул Егерухай.
3. Туристские маршруты Республики Адыгея. После Октябрьской революции и отгремевшей Гражданской войны вновь образованное государство СССР, стало всерьез, заботится о здоровье своих граждан. Повсюду открывались больницы, санатории, дома отдыха, пионерские и альпинистские лагеря, туристские базы и приюты. Здоровый образ жизни был принят за основу развития нового государственного строя. Спорт, туризм и альпинизм – был любимым занятием молодежи, и государство оказывало его развитию всестороннюю поддержку. По всей стране стали активно разрабатываться экскурсионные и туристские маршруты. В 1928 году «Российское общество туристов» было преобразовано в «Общество пролетарского туризма». А в 1930 году в него вошли все туристские организации страны. Так была создана единая государственная организационная структура, развивающая туризм в Советском Союзе, и она стала называться: «Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий». Развитие туризма в стране стало идти не стихийно и не по добровольной инициативе предпринимателей, а организованно, по глубоко продуманному долгосрочному сценарию развития. От простой ячейки или туристской секции на предприятии, туристской базы или санатория, до рекреационных регионов таких как Приэльбрусье, Теберда, Домбай, Архыз и Крым. В конце 30-х и начале 40-х годов в Советском Союзе туризм принимает массовую форму развития. Для организации отдыха трудящихся СССР одной из первых была востребована горная Адыгея. Экспедиции, направленные из Москвы для разработки будущих туристских маршрутов, в 1929 году прибыли в Майкоп. В 1929 и 1930 году были пройдены в конно-пешем составе три маршрута, один маршрут из Красной поляны на озеро Кардывач и два маршрута из поселка Гузерипль: один - в поселок Красная поляна, другой - в поселок Дагомыс. Маршрут на Красную поляну был принят как основной. Экспедициями намечены места ночевок туристов на маршруте и места строительства первых турбаз в Адыгее и Краснодарском крае. В 1931 году в ряде туристских изданий и изданий заповедника, прошла первая информация о подготовке и оборудованию кавказских маршрутов. Начатое в 1930 году строительство турбазы в поселке Каменномостском было закончено в 1935 году. В Хаджохе появился первый «Дом туриста». Это одноэтажное деревянное здание, с правой и с левой стороны которого располагалось по три комнаты и две веранды. На одной веранде была летняя столовая, а на другой - туристский кабинет и место для танцев и досуга туристов. Конюшня, дровяные и хозяйственные сараи располагались в старом фруктовом саду. Первых туристов турбаза приняла на туристский маршрут «По Кавказскому заповеднику» в 1936 году. С этого времени принято отсчитывать рождение туристской отрасли Адыгеи. В этом же году весь туризм в стране был передан ВЦСПС, и вместо «Общества пролетарского туризма и экскурсий» было создано Центральное туристско-экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС). В далеком 1936 году туристские группы, сформированные в Хаджохском «Доме туриста», посетив каньон «Шум» и водопады Руфабго, упаковав снаряжение на подводы, отправлялись на маршрут в сопровождении конного верхового инструктора. Туристы шли налегке, весть их скарб везли на подводе, а затем на вьючных лошадях. Всего на маршруте использовалось 80 голов вьючных лошадей. На отрезках маршрута Хаджох - Блокгауз - Гузерипль - пастбище Абаго использовались телеги и брички для перевозки вещей. А на крутом и затяжном подъеме на пастбище Абаго использовали даже волов. Там, где были только горные тропы, все необходимое снаряжение, продукты питания и зернофураж везли на вьючных лошадях в сопровождении егерей заповедника. Дневные переходы туристов - от стоянки до стоянки (раньше их называли «приют» или «лагерь») - не превышали 25км. Туристский маршрут в то время имел порядковый № 35 и название «По Кавказскому заповеднику». Маршрут шел из поселка Каменномостского на Красную поляну. На ночлеги останавливались на туристских приютах под названиями: -лагерь «Блокгауз» - у слияния реки Сибирь с рекой Белая, на южном краю Большого гранитного каньона; -лагерь «Гузерипль», («Кавказ»), в поселке Гузерипль при слиянии рек Белая и Малчепа; - лагерь «Абаго» - на альпийских лугах пастбища Абаго; - лагерь «Сенной» - на поляне Сенной, на правом берегу реки Киша; - лагерь «Уруштен» - на берегу реки Уруштен, после спуска с перевала Аспидного; - лагерь «Холодный» - у края альпийских полян, у подножья горы Псеашхо. С 1937 по 1940 год из Хаджоха, с «Дома туристов» отправлялись бригады плотников для строительства промежуточной турбазы в поселке Гузерипль. Сначала была заготовлена древесина, затем сделаны срубы двух двухэтажных домов с верандами. В 1940 году лагерь «Гузерипль» превратился в филиал Хаджохской турбазы. В том же году филиал принял в свои двух этажные деревянные корпуса первых туристов. Во время войны войсками вермахта был оккупирован поселок Каменномостский, и в «Доме туриста» разместился штаб 207 полка фашистской, 97-й легкопехотной (егерской) дивизии. К нему были подтянуты линии связи, вокруг отрыты окопы, установлены зенитные пушки и пулеметы. Территорию турбазы определили для временного концентрационного лагеря, куда сгоняли арестованных евреев, жен красных командиров и пленных красноармейцев. При отступлении фашисты пытались уничтожить «Дом туриста». К нему подъехала бронемашина, и один из фашистов, распахнув окно, бросил в комнату связку гранат. От сильного взрыва разрушилась центральная печь, вылетели стекла окон. Но, к счастью, здание не загорелось и сохранилось практически до настоящего времени. Лишь только два года тому назад бывший «Дом туриста» был снесен. А жаль! Какой великолепный музей туризма Республики Адыгея и Информационный центр в нем мог бы разместиться, в котором могли бы получать исчерпывающую информацию отдыхающие об услугах туризма в Адыгее. Восстановление работы туристского маршрута началось только с 1948 года директором турбазы «Горная» Каснерским К.Э. Новый плановый маршрут пустили по нитке самодеятельного маршрута «Через Белореченский перевал». Причиной изменения нитки маршрута на Дагомыс была установка в 1947 году, зоны абсолютной заповедности в районе горы Тыбги. В 1949 году по новому маршруту пошли первые плановые послевоенные группы туристов. От поселка Гузерипль маршрут выходил через поляны Партизанскую и Яворовую, на приют «Армянский». Далее он шел на приюты: «Фишт» (через Гузерипльский и Армянский перевалы), «Бабук-аул» (через Белореченский и Черкесский перевалы), «Солох-аул» по долине реки Шахе - и через перевал Турецкий, в Верхний Солох-аул, а оттуда автобусом в поселок Дагомыс. На Черноморском побережье туристы размещались в Хосте и в Аше. Лишь только в 1955 году, когда в поселке Дагомыс была построена турбаза «Молодость», они стали на ней отдыхать после перехода через горы. Немного позже туристов 30-го маршрута стала принимать дагомысская турбаза «Рассвет». В послевоенное время Хаджохский «Дом туриста» расширился до 70 мест. Были введены в строй еще два корпуса: один жилой, другой корпус - столовая, и поставлены летние палатки - сначала брезентовые, а затем деревянные. Дом туриста был переименован в турбазу «Хаджох», а затем в Хаджохскую турбазу «Горная». Маршрут стал называться №30 «По Западному Кавказу». В 1950 году по маршруту прошло 30 групп, с общим числом туристов 977 человек. В поселке Гузерипль, на промежуточной турбазе «Кавказ» в двухэтажных домах, срубленных из цельных круглоствольных пихтовых стволов, также размещалось 70 человек. Питались туристы тут же, на открытой веранде рубленного жилого корпуса. На маршруте для туристов на приютах вместо палаток уже устанавливали длинные балаганы, изготовленные из пихтовой драни, с деревянными нарами для ночлега и буржуйками для обогрева. Кострища для приготовления пищи ставились рядом с приютом. Это уже были улучшенные и комфортабельные для того времени места размещения в горах. Самым большим в тот период был приют «Фишт», он располагался в лесу под перевалом Армянским. Его вместимость была рассчитана на 60 человек. Другие приюты размещали по 30 туристов. С 1960 года начинается бурное развитие туризма по всей стране. В том году создался Центральный совет по управлению курортами и туризму ВЦСПС, а в 1969 году - Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. По всей стране стали активно создаваться новые турбазы, альплагеря, дома отдыха, санатории и пансионаты. В 1962 году принято постановление Крайсофпрофа «О дальнейшем развитии туризма в крае», в этом же году Адыгее была объявлена всекубанская комсомольская стройка по строительству филиала турбазы «Горной», горнолыжной турбазы «Лаго-Наки». На турбазе «Горная» и «Кавказ» до 1970 года были введены в строй дополнительно новые капитальные жилые корпуса, летние деревянные сборные щитовые одноэтажные коттеджи на 18 человек размещения. Только лишь за счет щитовых коттеджей вместимость турбаз увеличилась более чем на 200 мест каждая. В 1967 году на приюте «Фишт» было построено первое каменное здание для размещения туристов, а в 1969 году - второе. Семидесятые и восьмидесятые годы были самыми плодотворными годами развития туризма в стране и в Адыгее. В Адыгейской автономной области открылись новые туристские предприятия: турбаза «Майкоп», кемпинг «Турист», кемпинг «Шапсуг», автогараж «Турист», турбаза «Романтика», Майкопское бюро путешествий и экскурсий и собственный ремонтно-строительный участок, производивший строительство и капитальный ремонт зданий, в системе туризма Адыгеи. На горнолыжной турбазе «Лаго-Наки», в начале 80-х были снесены два двухэтажных, срубленных из пихтовых круглых бревен, жилых корпуса и пекарня, склад и административное здание, был построен один каменный корпус по проекту туристского приюта. В восьмидесятые годы на Всесоюзный маршрут №30 «По Западному Кавказу» ежедневно выходило по четыре группы (в группе 20 человек туристов). В летний сезон с 1 июня по 1 октября проходило 109 объединенных групп. Группы между собой нумеровались как нолики, ашники, бешники и вешники. Всего за сезон «тридцатка» обслуживала около 8 000 – 8 700 туристов со всех концов необъятной Родины СССР. В советский период очень трудно было достать путевку на маршрут «По Западному Кавказу». Он был и остается самым уникальным маршрутом России. За короткие пять дней согласно вертикальной зональности гор, туристы получают представление обо всех природно-климатических зонах страны от северного ледовитого океана (ледники горы Фишт), до лесов колхидского типа и субтропиков (дендропарк города Сочи). Путевка на 30-й маршрут стоила сначала 45 рублей, а затем 70 рублей. 70% стоимости туристских путевок оплачивали профсоюзы. За 21 рубль туристы получали полноценный 15-дневный отдых в горах и на Черном море. Большой вклад в развитие Всесоюзного маршрута №30 с 1948 года до смены экономической формации в стране внесли такие директора турбазы «Горная» как Каснерский К.Э., Агафьев Т. Е., Усатов, Ткаченко И.С., Сластин Д.Е., Ковешников А.Г., Чернышенко Н.А., Безлюдный И.В., Сташ А.С., Паронук К.И., Миш А.Е., Багов А.Х. и Бормотов И.В. В настоящее время возрождением знаменитого на всю страну тридцатого туристского маршрута занимается московская туристская фирма «СВ-Астур». Маршрут вновь стал работать в 2001 году. Фирмой руководит бывший инструктор 30-го маршрута москвич Борис Вислогузов. С поселка Каменномостского, как и 75 лет тому назад выходят на маршрут к побережью Черного моря туристские группы, приехавшие на Кавказ из разных уголков России. Маршрут не работал только в период Великой Отечественной войны и в период перестройки одной государственной системы на другую. А маршрут все такой же молодой, привлекательный, красивый и интересный, как и в те далекие сороковые, пятидесятые, шестидесятые... Всесоюзный туристский маршрут № 30 «По Западному Кавказу» шел в следующем направлении: пос. Каменномостский (Хаджох) – пос. Гузерипль - гора Фишт – приют «Бабук-аул» - пос. Дагомыс и делился на четыре части. В первую часть входило проживание на турбазе «Горная» с выходом в тренировочный поход. Это был пятидневный период адаптации, акклиматизации и обучения туристов основам туризма. Туристы ходили в тренировочный 2-х дневной поход по различным маршрутам: 1-й маршрут: Хаджох – скала «Пронеси Господи» – р. Мезмай - р. Руфабго – р. Малый Руфабго – лагерь «Руфабго» - пол. Солнечная – оз. Даховское – кладка через реку Белая – хребет Уна-Коз – ущелье Мешоко – Хаджох. 2-й маршрут: Хаджох – р. Руфабго – оз. Даховское - Хаджох. 3-й маршрут: Хаджох – р. Руфабго – 5-й водопад (р. Бачурино) – скала Крепость – грот «Инструкторский» - хр. Азиш-Тау – Хаджох. 4-й маршрут: Хаджох – р. Руфабго – р. Бачурино – Хаджох. 5-й маршрут: Хаджох – р. Руфабго – родник Мальцев – Хаджох и др. Вторая часть заключалась в 3-х дневном проживании на Гузерипльской турбазе «Кавказ». На турбазу «Кавказ» раньше туристы приходили пешком и ночевали в приюте «Блокгауз», затем их стали возить автобусами в поселок Гузерипль. В Гузерипле туристы совершали экскурсию по музею Кавказского заповедника, посещали дольмен, старую гидроэлектростанцию и мемориальный комплекс. Совершали прогулку на панорамную точку горы Казачья (1445м.). Третья часть маршрута заключалась в основном походе, связанном с многодневным переходом через Главный Кавказский хребет к побережью Черного моря. 9-й день маршрута. Пос. Гузерипль – поляна Партизанская – поляна Яворовая – приют Армянский. Расстояние для пешего перехода раньше было 8км., теперь с прокладкой дороги до Яворовой поляны стало – 2км. Из поселка Гузерипль туристов доставляли на Партизанскую поляну грузовым автомобилем, оборудованным для перевозки людей. Они ехали 14км. вдоль реки Желобной и Медвежки с постепенным набором высоты. Партизанская поляна расположена на высоте 1575 метров, находится в зоне пихтового леса. Прямо на юг от нее открывается вид на скальный пояс хребта Каменное Море с вершиной скалы Нагой-кош. Партизанская поляна названа так, потому что здесь в годы Гражданской войны базировался один из партизанских отрядов красно-зеленых. Теперь здесь расположен горнолыжный приют «Партизанская поляна» и оборудовано озеро. От Партизанской поляны до Яворовой - 6 километров, которые туристы проходили пешком. Справа от них возвышается скальный пояс хребта Каменное Море. Это южная граница так называемого туристами плато Лагонаки. После Яворовой поляны туристы проходили еще 2км. и попадали на приют «Армянский». Тропа на приют шла по пихтово-буковому лесу до небольшой поляны с ручьем. На этой поляне тропа раздваивается. Правая тропа уходит вверх под скалы хребта Каменное Море на перевал «Инструкторский» (Узуруб) и далее на турбазу «Лаго-Наки». По этой тропе также можно попасть на приют «Фишт» так как с перевала «Инструкторского», она, плавно траверсируя южный склон горы Оштен, выходит на Гузерипльский перевал. Левая тропа спускается к реке Армянке и к бывшему туристскому приюту «Армянский». Приют располагался на высоте 1600 метров. Достопримечательности в окрестностях бывшего приюта «Армянский»: два воклюза в левобережном истоке реки Армянки, водопады в каньоне реки Армянки. 10-й день. Приют «Армянский» - центральный исток реки Армянки – перевал Гузерипльский (1958м.) – исток реки Тепляк – перевал Армянский (1852м.) – река Белая – приют «Фишт» (1580м.). Расстояние -12км. Примерно через километр от приюта «Армянский» заканчивается зона леса, и туристы попадают в зону высокотравной субальпийской растительности. Прямо по ходу видны зеленые склоны горы Гузерипль (2156м.), справа раскинулись известняковые скально-осыпные склоны горы Оштен (2804м.). Тропа медленно поднимаясь, идет высоко над рекой Армянкой и через 5км. плавно подходит к широкому понижению между горой Гузерипль и Оштен. Это перевал Гузерипльский (1958м.). Гузерипль в переводе с адыгского – ориентир в пути или дальнозоркий. С правой стороны высокая конусообразная вершина с отвесной стеной – это одна из пяти вершин-отрогов горы Оштен. С перевала открывается вид на Тыбгино-Чугушский горный узел. Здесь возвышаются основные трехтысячники Адыгеи: Чугуш (3238м.), Джемарук (2975м.), Тыбга (3062м.) и две пирамидальные трехтысячные вершины без названия. Если с перевала Гузерипльский смотреть на юго-запад, то виден перевал Армянский и хребет Армянский, над ним возвышается гора Фишт (2854м.). На перевале Гузерипльском стоят обелиски воинам 23-го полка НКВД, воевавшим с фашистами в августе 1942 года. Если спуститься ниже перевала на 300м. то с левой стороны на небольших террасах можно обнаружить могилы погибших от немецкой разведгруппы беженцев-еврев и жен красных командиров. Они шли по тропе к морю, но были встречены фашистами и расстреляны. Раньше здесь стоял обелиск, но теперь его там нет. Тропа серпантином спускается с перевала к родникам, а затем выходит к сосновому бору. От сосен пересекает широкую каменную осыпь и плавно поднимается на перевал Армянский. С перевала Армянский открывается вид на широкую поляну в долине реки Белая. Видны домики туристского приюта «Фишт». С перевала во всей красе от подножья до самых вершин видны: гора Белореченская, перевал Белореченский, гора Фишт и гора Пшехо-Су. Особенно красив массив горы Фишт. В его развернутой панораме видно (слева направо): плато Колорадо, перевал Фиштинский, Малый ледник, вершина горы Фишт с Большим ледником, скала Зуб Фишта, Красные скалы восточной стороны горы Пшехо-Су. Спуск с перевала сначала идет по крутой каменистой тропе в зоне высокотравья, а затем по изогнутому снегом буковому криволесью выходит на обширную поляну с рекой Белой. Здесь на правом берегу реки располагаются два двухэтажных каменных корпуса туристского приюта «Фишт». 11-й день. Приют «Фишт». Дневка. Приют расположен на высоте 1580м. Во время дневки туристы совершают прогулку к Малому леднику горы Фишт. Ледник опускается до отметки 2150м. Кроме Малого ледника горы Фишт, туристы посещают Фишт-Оштеновский перевал. И очень редко посещают каньон Виктория и его водопады, которые находятся в каньоне реки Белая примерно в 2-х -3-х км. от приюта ниже по течению реки. На приюте также стоит обелиск погибшим воинам-разведчикам 379 ГСП 20-й ГСД в августе 1942 года. 12-й день. Приют «Фишт» - перевал Белореченский – перевал Черкесский – родник Холодный – кордон «Бабук-аул» – приют «Бабук-аул». Расстояние - 22км. От туристского приюта «Фишт», от камня с портретами погибших альпинистов, тропа по пихтовому лесу выходит к местам боев с фашистами. Здесь стоит скромный обелиск и в этом месте тропа ответвляется на Малый ледник горы Фишт. Туристы проходят мимо развилки троп и идут дальше к перевалу Белореченскому. При выходе из зоны букового криволесья и спуске с небольшого отрога хребта открывается вид на перевал Белореченский. Справа в стене горы Фишт видна арка пещеры Аслан-бека. Эта пещера названа в честь Багова Аслана Хаджимосовича, работавшего в семидесятых годах заведующим приютом «Фишт». На этом хребтике во время войны были основные бои с фашистами. Окопы же на перевале Белореченском являлись второй линией обороны перевала, куда фашистов не пустили. Минуя альпийскую зону, тропинка, лавируя среди огромных камней, выходит на перевал Белореченский. Высота перевала1780м. Слева по движению от перевала Белореченский располагается гора Белореченская (Хрустальная). В ее расщелинах имеются друзы горного хрусталя. Справа отвесные стены плато Колорадо, южные отроги горы Фишт. На перевале стоят обелиски воинам 379 ГСП, 20-й ГСД оборонявшим перевал в августе 1942 года. После Белореченского перевала тропа плавно петляя среди больших камней, подходит к высокогорной деревне пастухов под названием «Черкесские балаганы». Здесь в центре кавказского заповедника под перевалом Черкесским армяне с побережья Черного моря издревле пасут домашний скот. Перевал Черкесский (1932м.) расположен на расстоянии 3-х км. от перевала Белореченского. С правой стороны перевала возвышается гора Маврикошка. На перевале стоит обелиск защитникам перевала. Здесь во время войны был временный госпиталь, склады с боеприпасами, землянки, и штаб полка. Сюда шли караваны ишаков и мулов с боеприпасами, снаряжением и продуктами питания для воинов, оборонявших перевал. От Черкесского перевала идет спуск на южные склоны Главного Кавказского хребта. Тропа становится широкой местами более метра шириной. Это остатки горной военной дороги горцев, которую использовали адыги, для передвижения верхом на конях, в Кавказскую войну. Через 40 минут ходьбы по военной дороге горцев, туристы выходят на развилку троп: прямо в Бабук-аул, направо на озеро Хуко. Через 6км. подходят к поляне Стадника. Затем через 600 метров начинается спуск тропы вниз и приобретает явный затяжной характер. От поляны Стадника до поляны Холодный родник 3км. за крутизну и длительность спуска в зоне леса, тропу туристы называют «Веселый спуск». Но спуск не так уж крут, как о нем говорят. Только 2км. действительно имеют крутизну. Главное не спешить идти по тропе местами отдыхая у деревьев. После отдыха на поляне Холодный родник продолжается вторая часть 1, 5км. «Веселого спуска» и заканчивается у домика кордона заповедника «Бабук-аул». От кордона надо пройти еще 1, 5км. и перейти на левый берег реки Шахе. Здесь на поляне с обелиском стоял приют «Бабук-аул». Обелиск поставлен погибшим летчикам во время Великой Отечественной войны. Высота над уровнем моря приюта «Бабук-аул» - 620 метров. 13 день. Приют «Бабук-аул» - долина реки Шахе - приют «Солох – аул» - 18км. От приюта «Бабук-аул» до приюта «Солох-аул» идет горная автомобильная дорога. Впереди по дороге два селения: через 11км. село Бзыч и через 2км. от него село Бзога и только через 5км от Бзоги будет селение Солох-аул. Дорога проходит в тенистом коридоре деревьев колхидского типа. Очень много самшита, колхидского плюща, грецкого ореха и буковых деревьев. Очень узкая дорога, проходит высоко над рекой Шахе. Две машины если встретятся, то могут не разъехаться. Дорога камнепадоопасна, там, где с левой стороны по движению имеются скалы. Опасна также обрывистыми отвесами в сторону реки Шахе. Туристы на этом участке маршрута идут уже не в колонну по одному или цепочкой, а подобрав себе собеседника, выстраиваются в колонну по два, не спеша передвигаются по ровной каменистой дороге до ручья Белого. Здесь заповедник заканчивается. По пути на отвесных карнизах есть обзорные точки, с которых открывается изумительный вид на долину реки Шахе. С правой стороны по движению попадаются живописные водопады и родники, выбивающиеся из скал. При входе в селение Солох-аул располагается небольшая чайная плантация Иуды Кошмана. Это первая чайная плантация, в России заложенная И.Я. Кошманом в 1900 году. Поэтому Солох-аул считается родиной русского чая. От плантации тропа спускается вниз на левый берег реки Шахе, на котором расположен туристский приют «Солох-аул». 14-й день. Солох-аул – Верхний Солох-аул- 7км. пешком. Верхний Солох-аул – Волковка – Дагомыс автобусом 40км. Туристы после ночлега на приюте «Солох-аул», в тот период, когда работал Всесоюзный маршрут, выходили по тропе круто поднимающейся в гору на автобусную остановку в село Верхний Солох-аул. На автобусе по крутым серпантинам они спускались в поселок Дагомыс и размещались на турбазах «Рассвет» и «Молодость». Теперь к их услугам для размещения предоставляются частные малые гостиницы и гостевые дома. Четвертая часть маршрута. На турбазах побережья Черного моря туристы отдыхали 8 дней. Кроме купания на пляже поселка Дагомыс для туристов была организована очень интересная экскурсионная программа. В перечень экскурсий входили: посещение города Сочи, башни на горе Ахун, дендропарк, музей Н.А. Островского, озеро Рица, Новоафонская пещера и т.д. Весь этот интересный и насыщенный впечатлениями плановый 30-й маршрут действовал в период СССР. После смены государственной экономической формации и перехода от социализма к капитализму, З0-й маршрут возродился, но с измененной ниткой маршрута и небольшим количеством дней запланированного отдыха в горах. В настоящее время дневной переход на приют «Фишт» идет не из поселка Гузерипль, а непосредственно с перевала Азишский, куда подходит асфальтированная автомобильная дорога от станицы Даховской. Маршрут сначала идет по грунтовой автомобильной дороге, затем переходит в зоне альпики на тропу и плавно поднимается на перевал Абадзешский. На перевале установлен обелиск воинам 23-го погранполка. На перевале Абадзешском туристская тропа снова выходит на автомобильную дорогу и идет к подножью горы Оштен. По дороге туристы доходят до левого истока реки Армянки, и, перейдя его на другой берег реки, сразу сворачивают налево и по тропе идут на перевал Инструкторский. С перевала Инструкторского тропа, плавно траверсируя южный склон Оштена, соединяется с тропой, идущей от бывшего приюта «Армянский» и понимается на перевал Гузерипльский и далее на приют «Фишт». Дневной переход составляет 20км. Горная тропа, по которой проложен 30-й маршрут использовалась для перехода через горы много веков назад и являлась одним из ответвлений Великого шелкового пути для торговли с Византией. Русскими исследователями была пройдена и описана только летом 1864 году. Описание данного маршрута, как дороги горцев, опубликовано в географическом журнале «Записки Императорскаго Русскаго географическаго общества. Томъ первый. Изданъ подъ редакцiею П. Семенова. С. Петербургъ 1867г.». Географические заметки о восточной части Закубанского края (1864 года) И.Стебницкого с картою. И.Стебницкий пишет: «В средней части описываемой нами местности находится путь с северной части хребта на южную через два перевала: Белореченский (Шатлиб) и Пшехский. Путь через первый перевал, идет от станицы Даховской к укр. Хамышки, далее по р. Белой к Гузерипльскому посту, где растет, на обширном пространстве, отличный мачтовый сосновый лес; далее дорога поднимается по берегам верховьев реки Белой и ее притоку Чурутсу, на перевал Шатлиб, высотою около 6, 000 футов, откуда спускается к бывшему аулу Бабукова, в верховья реки Шихе; далее же идет удобный путь по реке к устью ея (к бывшему Головинскому укреплению) или чрез небольшую гору Сонта на р. Дагомыс, по которой спускается к Кубанскому посту, при впадении этой речки в Черное море (последний путь удобнее первого). Перевал Шатлиб находится у подножия большой скалистой возвышенности Фишта, на которой стоит куполообразная вершина горы Оштен. Протяжение описанного пути от ст. Даховской до поста Кубанского около 140 верст». В настоящее время часть турбаз Адыгеи пришли в упадок, другие турбазы перепрофилировались в детские оздоровительные лагеря. Турбазы Адыгеи, от которых в период СССР были организованы туристские маршруты, теперь туристскими маршрутами не занимаются. Сокращен штат инструкторов по туризму, ликвидированы туркабинеты и склады туристского снаряжения, выдаваемого туристам для похода. На летний сезон не строятся туристские приюты, не оборудуются туристские стоянки и не маркируются туристские тропы. Кроме 30-го маршрута при СССР открылись и действовали еще три всесоюзных туристских маршрута по Адыгее. Второй после 30-го открылся Всесоюзный маршрут под №825 под названием «По Адыгее к Черному морю» и начал свою работу в 1972 году. Первоначально он шел, огибая гору Оштен с севера, через перевалы Оштеновский, Тубинский, Бодец и спускался в поселок Отдаленный. Затем он следовал, траверсируя Главный Кавказский хребет, минуя гору Грачевый венец, уходил по хребту Анны Ябух, в долину реки Псезуапсе, в аул Киров и поселок Лазаревское, на турбазу «Чайка». Головной базой организовывавшей передвижение по маршруту была турбаза «Майкоп». В середине восьмидесятых годов нитка маршрута была изменена. От приюта «Цице» он был направлен на перевал «Майкопский», приют «Водопадный», перевал «Чугурсанский», перевал Черкесский, приют «Бабук-аул», приют «Солох-аул», далее в Дагомыс, Лазаревское на турбазу «Чайка». По этой же нитке маршрута работал и 828-й Всесоюзный туристский маршрут, выходивший из турбазы «Романтика». Всесоюзный 320-й конный маршрут шел также от турбазы «Романтика» к Большому Тхачу и обратно на турбазу. На нем были установлены туристские приюты: «Гавришева поляна» (в истоке реки Фарс), «Гурмай» (на северном плече горы Гурмай), «Тхач» (на левом берегу реки Ходзь на поляне Кресты) и «Дах» (на левом берегу рек Дах, выше впадения в нее реки Шушук). Туристские приюты на конном маршруте устанавливались с таким расчетом, чтобы к ним можно было добраться автомашиной или трактором, чтобы завозить снаряжение, посуду, хозинвентарь, продукты питания туристам и зернофураж лошадям. Подбирались места, где можно было пасти коней, чтобы была вода и дрова. Организация маршрута по такому принципу полностью исключала перегрузку коней. Туристы шли верхом на конях налегке, имея при себе только легкие переметные сумы с обеденным перекусом и медаптечкой. Маршрут был проложен по самым интересным местам Западного Кавказа. Среди которых: каньон и водопады реки Фарс, дольмены Гумрыхи и Кизинки, гипсовые пещеры, старые крепости и городища, Орлиные водопады реки Ходзь у горы Большой Тхач, старые черкесские аулы в долине реки Дах. 825-й маршрут состоял из трех частей. Первая пятидневная часть отдыха была организована на турбазе «Майкоп» с выходом в двухдневный тренировочный поход на реку Курджипс и с ночевкой на туристском приюте «Красный мост». На шестой день туристы переезжали на турбазу «Лаго-Наки» и на седьмой день у них начиналась вторая активная часть семидневного основного похода к побережью Черного моря, которая длилась 7 дней. В составе семидневного перехода к морю у туристов были две дневки: на приюте «Водопадном» и приюте «Бабук-аул». Третья часть маршрута приходилась на Черное море, где туристы отдыхали восемь дней. 7-й день. Турбаза «Лаго-Наки» - перевал Абадзешский – перевал Оштеновский - приют «Цице» - 16км. Маршрут начинается с урочища Желоб. Урочище Желоб образовано хребтом Каменное Море и скальным массивом Утюг. Массив Утюг со всех сторон окаймляется высокими обрывистыми скалами. На нем расположено 14 пещер шахтного типа. В юго-западном окончании Желоба находится перевал Азишский или как его называют пастухи Каменные ворота. Перевал Азишский является прекрасной обзорной точкой. От него в трех направлениях (на юг, запад и север) открывается вид на Лагонакский хребет с вершинами Абадзеш, Мезмай, Житная. Внизу видны истоки реки Курджипс с прекрасными каньонами и серией водопадов. На северной части река Молочка и пихтовый бор. По грунтовой автомобильной дороге, идущей вдоль скального обрыва хребта Каменное Море, а затем тропе в зоне альпики, туристы выходят на перевал Абадзешский(2056м.). С левой стороны от перевала в выходах каменных нагромождений имеется вход в пещеру-шахту «Университетская». У входного шахтного колодца прикреплена табличка ленинградскому спелеологу Александру Терещенко, погибшему на глубине 100 метров. С правой стороны высоким травянистым горным хребтом с предвершинной полосой из вечных снегов возвышается Лагонакский хребет с вершиной Абадзеш. На этом травянистом хребтике в восьмидесятые годы стояла горнолыжная база. Здесь тренировалась сборная команда СССР по горным лыжам, и проводились соревнования по дельтапланеризму. От горы Абадзеш спускается травянистый хребтик, и уходит на хребет Каменное Море. Между горой Абадзеш и скалой Нагой-кош расположен перевал Абадзешский. С Абадзешского перевала открывается вид на гору Оштен. Гора Оштен видна от подножья до вершины. После перевала простирается на запад к подножью Оштена, ровная платообразная долина. По дороге туристы доходят до истока реки Армянки и начинают подъем на перевал Оштеновский (2105м.) или перевал Оштен. Тропа на приют «Фишт» в этом месте уходит налево к перевалу Инструкторскому (Узуруб). Перевал Оштеновский расположен между отрогом горы Оштен под местным названием горой Блям и горой Абадзеш. Блям - это конусообразная яро выраженная возвышенность с левой стороны при подъеме на перевал Оштеновский. На вершине горы Блям сохранились со времен войны немецкие стрелковые ячейки. Перевал Оштеновский платообразный с небольшим понижением в сторону реки Цице. От него самый удобный и простой путь подъема на вершину горы Оштен с северной стороны. Сначала надо подняться на отрог горы Блям, затем выйти на перемычку и от нее подойти к скалистому краю каньона истока реки Цице. Внизу под скалами видно живописное озеро Оштен. По кромке каньона надо подняться на предвершинный гребень горы, а оттуда по нему выйти на платообразную вершину горы Оштен. Подъем на вершину не сложный и полностью просматривается снизу. С перевала Оштен начинается спуск в долину реки Цице. Слева шумит ручей - это правобережный исток реки Цице. Дорога приводит к слиянию двух истоков реки Цице и поворачивает в долину реки к сосновому лесу. На высокой террасе в сосновом лесу на поляне расположился туристский приют «Цице». Родник находится внизу у границы леса на правом берегу реки Цице. 8-й день. Приют «Цице»- озеро Псенодах - перевал Майкопский - приют «Водопадный» - 14км. После ночлега на приюте «Цице», туристы возвращаются по левому берегу реки на слияние двух истоков реки Цице. Третий исток впадет с левого берега и по нему идет тропа в урочище «чашка» с небольшим озером и далее на перевал Тубинский. От слияния двух истоков реки Цице тропа переходит на левый берег реки Цеце и поднимается в ложе старой висячей долины. По долине высоко над центральным истоком реки Цице, пройдя старый моренный вал древнего ледника, туристы попадают к озеру Псенодах. Псенодах в переводе с черкесского – красивый колодец. Ориентиром в пути служат две вершины: гора Оштен и гора Пшехо-Су. Идти надо в направлении глубокого понижения между ними. Понижение между вершинами – это Фишт-Оштеновский перевал. За ним исток реки Белой и туристский приют «Фишт». На северных цирках горы Пшехо-Су видны его два ледника. Озеро Псенодах расположено на высоте 1918м. Оно имеет форму полумесяца, питается очень холодными родниками. В основном оно мелководное. От озера тропа идет, прижимаясь к северным скальным стенам горы Пшехо-Су. Плавно обходит гигантскую впадину между горой Пшехо-Су и высоким травянистым плато, затем с небольшим понижением выходит на край обрыва плато. Перевал Майкопский следует искать в том месте, где гребень горы Пшехо-Су смыкается с платообразным обрывом скал. То есть перевал Майкопский - это наиболее удобный спуск в долину реки Пшеха с обрывистых стен плато Лагонаки. В месте спуска проложена старинная конная довольно крутая каменистая тропа, протяженностью до 800 метров. Высота над уровнем моря перевала Майкопский 1960м. Тропа выходит к старой геологической дороге. Внизу в зоне леса у родника стоит старый балаган пастухов. Ниже балагана сооружен туристский приют для отдыхающих. Тропа дальше идет вдоль западных склонов горы Пшехо-Су и подходит к стоянке геологов, где еще сохранились следы от буровых работ. В этом месте растет березняк, бьют чистые и холодные родники. От родников тропа выходит на огромную каменную осыпь и медленно поднимается на отрог горы Пшехо-Су, на котором стоит обелиск «Защитникам Кавказа». От обелиска открывается вид на гору Фишт. Немного спустившись можно увидеть водопады, падающие с горы Фишт. Их здесь три. Два водопада пробиваются из отвесных стен, а один центральный падает от Большого ледника горы Фишт. Его высота более 200 метров. Тропа серпантином спускается в долину ручья Водопадистого. Здесь раньше располагался туристский приют «Водопадный». В настоящее время сюда подведена автомобильная дорога из поселка Черниговского и строится база отдыха. 9-й день. Приют «Водопадный». Дневка. Высота над уровнем моря 1520 метров. На дневке туристы отдыхают и совершают экскурсию непосредственно к самим водопадам. В районе приюта «Водопадного» много тиса, лавровишни и кавказской черники. 10-й день. Приют «Водопадный» - Лунная поляна – перевал Чугурсанский – перевал Черкесский – приют «Бабук-аул» - 22км. От приюта «Водопадного» переправившись по мостику на левый берег ручья Водопадистого, туристы начинают затяжной и крутой подъем в зоне леса к подножью горы Фишт. Через час ходьбы туристы поднимаются к зоне альпийских лугов, и тропа дальше идет относительно ровно, траверсируя многочисленные отроги и балочки, отходящие от высокой скальной стены горы Фишт. На этом отрезке пути имеется несколько выходов родников с очень холодной водой. Главный ориентир в пути это высокая скальная стена горы Фишт, которая все время у туристов находится слева. Скальный гребень Фишта похож на спину гигантского аллигатора. Постепенно туристы подходят к Лунной поляне. Теперь здесь фирма «Роснефть» строит элитный горнолыжный комплекс с австрийскими бугельными подъемниками. Минуя комплекс, туристы спускаются к истоку реки Пшехи и оттуда небольшой взлет, и подъем на перевал Чугурсанский (Чугурсан). Его высота над уровнем моря 1889м. От перевала Чугурсанского, тропа плавно траверсируя восточный склон Маврикошки, выходит на перевал Черкесский и соединяется с туристским маршрутом №30 «По Западному Кавказу». 11-й день. Приют «Бабук-аул» - дневка. 12 день. Приют «Бабук-аул» - река Шахе – приют «Солох-аул»-18км. 13-й день. Приют «Солох-аул» - Верхний Солох-аул - Лазаревская. Туристские самодеятельные маршруты с Адыгеи через горы к Черному морю в постсоветский период вновь стали самыми популярными маршрутами России. Популярность их возросла еще и потому, что они остались единственными на Кавказе перевальными маршрутами. Туристские маршруты, шедшие раньше с Северного Кавказа в Грузию и Абхазию, теперь закрыты. Перевалы через Главный Кавказский хребет попали в пограничную зону государственной границы России. На Северо-Западном Кавказе остался узкий коридор в Кавказском государственном заповеднике, куда хлынул поток самодеятельных туристов из России. Коммерческий вариант «тридцатки» в настоящее время предлагает московская фирма «СВ-Астур». Малочисленные туристские группы набираются в основном из Москвы и поток их невелик. В рамках активных туров путешествия по традиционно сложившимся маршрутам предлагает туристская фирма «Дего». Туристские базы, туристские гостиницы и частные гостевые дома Адыгеи организацией многодневных, коммерческих маршрутов к Черному морю с охватом всех городов России пока не занимаются.
|