Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адыгэ хабзэ - своеобразный адыгский этикет и кодекс чести адыгов.






На основе существующего и соблюдающегося адыгами этикета воспитывается данный этнос. Эти традиции поддерживает весь адыгский народ. Тот, кто не соблюдает адыгского этикета, не имеет права заявлять, что он адыг.

Издавна нормы общественной жизни адыгов регулировались адатом - т.е. законом, основанном на обычном праве. По этому закону не было смертной казни. С помощью адатов адыги за много лет их применения выработали среди своего этноса обычаи и правила поведения. Сведенные вместе, они дали единый моральный кодекс адыгов, называемый Адыгэ хабзэ. Распространяемый среди адыгов мусульманский суд по шариату в связи с жестокостью наказаний не привился.

Особый интерес и восхищение вызвали у Теофила Лапинского общественно-политическое устройство у адыгов. Он не мог скрыть удивления от крепкой и строгой социальной организации общества, которую встретил в Черкесии в 1857 году.

«Когда вступаешь на землю свободной Абазии (Черкесии) пишет Т. Лапинский, - то сначала не можешь понять, каким образом народ, у которого почти каждый ребенок носит оружие, который не имеет писаных законов, исполнительной власти, даже начальников и предводителя, может не только существовать, но еще долгие годы противостоять такому колоссу, как Россия, и сохранить свою независимость. Причина этому – крепкая социальная организация этого народа, опирающаяся на национальные традиции и обычаи, которая не только охраняет личность и имущество каждого, но также делает трудным и почти невозможным все физические и моральные попытки к покорению страны».

Т. Лапинский пишет о Черкесии, что «в стране также мало бедных, как и богатых, нищие не известны».

Теофил Лапинский в своей книге «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских» (Гамбург 1863 год) дает живописный портрет адыга: «Адыг по натуре храбр, решителен, но не любит беспощадно проливать кровь и не жесток. Ему нравится подвижная жизнь, однако он неохотно остается долго вдали от своей родины.

Он больше всего на свете любит свои леса и горы. Свою личную свободу он рассматривает как высшее благо, кротостью и убеждением он позволяет собой руководить, как ребенком, и переносит даже строгость, но восстает против всякой несправедливости. Он ревниво относится к своей военной славе, но чистосердечно восхищается храбростью другого, даже своего врага…

Целый день, скачущий и распевающий, почти равнодушный, когда горит его сакля и гибнет его имущество и когда его тело разрублено и прострелено, он, однако, имеет глубокую любовь к своей семье.

Его послушание родителям, его согласие в браке могли бы служить примером любому цивилизованному народу».

Гостеприимство является священной обязанностью для адыгов.

Куначество (обычай).

Кунак, т.е. друг, для которого, адыги готовы пожертвовать всем своим состоянием и даже жизнью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.