Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Вот Андрей привёл из садика сестру, раздевается в прихожей.






    Мама:

    - Ну, что сегодня получил? Ничего?! Конечно, что такому балбесу ставить! Родители – вcё для тебя!! Всё для тебя!! А ты?!

    Андрей еле слышно бурчит:

    - Я же стараюсь.

    - Что-что-что?! Садись за уроки, лентяй!.. И пока не сделаешь, никаких компьютеров!

    - Мне позвонить нужно Вовику по скайпу, я обещал…

    - Какие скайпы?! Какие скайпы?! Ты всё на свои деньги покупаешь??!!.. Сейчас же делать уроки, кому сказала!!!

    - Мама, я же обещал!

    Но мама наклоняется и выдёргивает из розетки кабель.

    - Всё! Никаких компьютеров! Делу время – потехе час!

    Поворачивается к дочке. Та уже разделась и играет с котом Гришей.

    - Чем в садике занимались? Даша с трудом вспоминает:

    - Мы это… лепили.

    - Что лепили?!

    - Барана лепили.

    - Покажи!

    Девочка покорно встаёт и начинает рыться в карманах. После долгих поисков достаёт картонную коробочку, а оттуда – бесформенную фигурку, которая с таким же успехом может быть рыбой, кошкой или кенгуру.

    - Это баран?!

    - Да, – говорит Даша, опуская глазки. – Я не закончила… Не успела чучуть.

    - Что сказала Инга Петровна?

    - Сказала: дома докончить.

    - Вот и доканчивай барана! А кота оставь в покое!

    Девочка, опустив голову, идёт к своему рабочему столику. Достаёт новую коробку пластилина. Но как только мама выходит из комнаты, снова берёт на руки Гришу, старательно поглядывая на дверь: не войдёт ли мама?

    Вот мама появляется на пороге. Она в фартуке, в руке у неё огромный кухонный нож, руки в крови, лицо красное: мама очень походит на людоедку из сказки. Даша успевает опустить кота на пол и склоняется над столиком, делая вид, что что-то лепит.

    Мама решительным шагом направляется в комнату сына, оттуда слышен её голос:

    — Сколько можно писать два слова?! Ты ещё даже «домашняя работа» не написал?! Лентяй!

    От маминого голоса слегка жалобно позванивает стекло в окне.

    Даша искоса поглядывает на дверь комнаты брата. Мама шествует обратно, не глядя на дочь. Скрывается на кухне. Даша облегчённо вздыхает, бросает пластилин, опять берётся за кота. Потом, будто что- то вспомнив, быстро приделывает «барану» две недостающие ноги и хвост, после чего баран почему-то начинает походить на крокодила. Совершив этот творческий подвиг, девочка кричит на всю квартиру:

    — Мама! Я докончила!

    И бежит показывать своё произведение строгой ценительнице искусства. Мама, осмотрев крокодилоподобного барана, с сомнением смотрит на хитренько улыбающуюся дочь.

    — Ладно, играй.

    И Даша весело бежит к Грише.

    Но тут из кухни слышится.

    — Столик убери, не забудь!

    — Да, да, сейчас!

    Но к столику малышка не подходит. Она вешает Гришу себе на шею в виде роскошного мехового боа и бежит в комнату брата. Но в этой семье вторжение одного человека в жизненное пространство другого всегда воспринимается как агрессия, от которой надо защищаться. Поэтому брат её гонит:

    - Иди отсюда! Я занят!

    Даша возвращается к себе и начинает лепить из пластилина большую золотую медаль для Гриши, по-прежнему бдительно поглядывая на дверь.

    Голос из кухни:

    - Эй! Вынесите мусор! Даша! Иди, вынеси мусор!

    Даша озабоченно почёсывает себе голову, но никуда не идёт. Мама показывается на пороге:

    - Ну! Я кому сказала?!

    Но девочка очень жалобно смотрит на маму.

    - У меня ножка болит!

    - Что-что?! Чего это она у тебя болит?

    - А мы во дворе играли, и я поскользнулась.

    - Как же домой дошла?

    - А меня Дюша довёл!

    - Довёл?! Ты меня тоже доведёшь скоро! Андрей! Иди вынеси мусор!

    - Мама! Я ещё упражнение не сделал!

    - Потом сделаешь! Знаешь же, что у сестры нога болит!

    Андрей вылетает из своей комнаты:

    - Что у неё болит?! Да не верь ты ей! Ничё у неё не болит! Она домой бежала, я её поймать не мог!

    Даша опускает глазки и самостоятельно направляется в угол. Но, кажется, она всё-таки рада, что добилась своего: с мусором идти не придётся.

    ***

    Возможно, кому-то покажется, что я утрирую: уж очень карикатурная мама. Нет, она такая на самом деле. И довольно много таких родителей, уверенных, что воспитывать — это значит противопоставлять свои серьёзные, взрослые интересы глупым, легкомысленным интересам детей. Как будто взрослые и дети – непримиримые антагонисты, а воспитание – это что-то вроде войны с детьми.

    К чему приводит такая позиция, видно на примере Андрея и Даши. Андрей – слишком робкий и неуверенный. Мама его всё время ругает и шпыняет, потому он и потерял уверенность в себе. Он мальчик – и не умеет приспособиться, увильнуть, схитрить: он слишком прямой. А Даша уже научилась хитрить и ловчить. Умеет она и слушать маму по принципу «в одно ухо влетело – в другое вылетело»: это такая защитная реакция. И Андрей, и Даша твёрдо убеждены: всё, что человек делает не для себя, не для своего удовольствия – неприятно и противно. И от этого надо всячески увиливать. Взрослые всегда стараются заставить детей делать неприятное. Значит, нужно бороться за свои права – против взрослых.

    Потом родители с немалым удивлением обнаруживают, что их чадо терпеть не может всё то, что они, его родители, больше всего ценят, к чему так настойчиво приучали ребёнка. Тот, кого заставляли в определённые часы сидеть за книгой и потом пересказывать прочитанное, ненавидит чтение. Девочки, обученные всё идеально мыть и чистить, становятся неряхами. И ничего уже нельзя сделать.

    Но главное – возникает отчуждение между самыми близкими людьми. Вместе они только внешне, а фактически каждый живёт лишь своими интересами. От других людей, даже в своей семье, они привыкли отгораживаться, словно каменной стеной.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.