Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Легенда. Определение жанра. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Термин «легенда» — книжного происхождения. В средневековой письменности этот вид произведений был весьма популярным (от лат.— то, что должно быть прочитано). Впоследствии термин стал применяться и к произведениям фольклора. Легенда — прозаический эпический жанр, рассказ о событиях и лицах, повествование о прошлом. Она нередко начинается словами «Давно было...», «Когда-то...», «Дело было в старину». Легенды по 126 своей структуре представляют собой вид «небольших повестей» [1, 13] с неустойчивым текстом и свободной формой. Неустойчивость текста обусловливает значительную импровизацию, которая, в свою очередь, ведет к неустойчивости текста: эти явления взаимозависимы. С этим связана и возможность контаминации эпизодов и мотивов различных легенд. Свободная форма легенд характеризуется тем, что эпизоды и мотивы, в отличие, например, от сказочного твердого порядка чередования, могут более свободно следовать друг за другом. Кроме того, легенды не имеют постоянных начальных и конечных формул, какими отличаются сказки. Легенды —сюжетный жанр. Но их сюжеты обычно не развернуты в сложное повествование, а малоэпизодны, часто одноэпизодны. В первом случае связь эпизодов образует развитие действия, во втором —в центре рассказа один эпизод. Сюжетность подчеркивается развязкой, в которой отмечается перелом в ходе событий: «Ан вышло не так...», неожиданность: «Мужик не знал, куды и собирать-то!» [1, 59, 61]. Как вывод нередко приводится нравоучение: «Грех великий обижать матушку Пятницу...» [1, 125] или результат событий. Событиям, о которых повествуется в легендах, приписывается достоверность. Рассказчик и слушатель обычно верили в действительность того, о чем рассказывалось. Однако события и действия персонажей легенд явно вымышлены. Более того, в них немало фантастического. Важный элемент сюжетов в легендах — чудесное или даже чудо, совершаемое лицами, обладающими способностью волшебства. Состав сюжетов и персонажей легенд своеобразен. Сюжеты нередко взяты из Библии: сотворение мира, конец мира, Адам и Ева, чудесные явления как результат действий Христа, апостолов и святых, эпизоды из житий святых. Персонажами часто выступают Христос или святые. Все это давало основу для определения легенд как рассказов с христианским религиозным содержанием. В. Я. Пропп определяет их следующим образом: «...рассказы, содержание которых прямо или косвенно связано с христианской религией» [3, 378]. А. Н. Афанасьев связывает легенды с «христианскими представлениями», но указывает, что «языческая старина служила обильным материалом для народной поэзии» [1, 13]. Он даже отмечает, что в легендах содержатся явные следы дохристианских представлений: то, что заимствуется в легенде, например, из библейской истории, «подчиняется произволу народной фантазии, видоизменяется сообразно ее требованиям и даже связывается с теми преданиями и поверьями, которые уцелели от эпохи доисторической и которые, по-видимому, так противоположны началам христианского учения» [1, 14]. А. Н. Афанасьев высказал также мысль о том, что в русских легендах отразилось двоеверие, т. е. соединение языческих и христианских элементов. Определение легенд как жанра предполагает отграничение их от других близких жанров. К ним относятся и жанры письменности, и жанры устного творчества. С жанрами письменности, например с житиями святых и апокрифами, легенды связывают сходные мотивы; к фольклорным жанрам легенды близки по структуре. Значительной части легенд, как и житиям святых, свойственны религиозно-христианский характер, образ святого, тема творимого им чуда. С апокрифами, в которых отвергается каноническое толкование библейских событий и персонажей и утверждается народное их понимание, легенды роднят тема борьбы бога и дьявола и тема сотворения человека, созданного, по апокрифическим сказаниям, и богом и дьяволом: дьявол сотворил его тело, а бог вдохнул в него душу. Особенно важно то, что и в апокрифах, и в легендах утверждается: власти земные не от бога, а от дьявола, поэтому они и враждебны простому народу. Наконец, и в апокрифах, и в легендах рисуется образ «доброго бога», милостивого к людям, к беднякам. Все это шло вразрез с каноническо-церковными догмами. Бог христианской религии суров и строг, он беспощадно и неумолимо наказывает грешников, не разбираясь в причинах содеянного ими. Бог апокрифов и легенд понимает жизненные причины, в силу которых люди допускают так называемые «грехи». Таковы Христос, богородица, некоторые святые. Ряд легенд близок по сюжетам и идейной сущности известному апокрифу «Хождение богоматери по мукам». И в легендах по аду ходят святые, сочувствуют мучающимся грешникам, например в легенде «Христов братец» [1, 100—102]. К житиям святых и апокрифам близки в легендах мотивы искушения человека бесом, образы благодарных животных, которые помогают человеку. Легенды имеют сходные моменты и с так называемыми духовными стихами, которые возникли в народном творчестве под влиянием религиозной литературы. Их распевали обычно нищие-слепцы — «калики перехожие». Бытовали духовные стихи главным образом среди старообрядцев и сектантов. А. Н. Афанасьев в свой сборник легенд вводит и духовный стих «Егорий храбрый» — о христианском святом Георгии-победоносце. В. Я. Пропп сопоставляет духовные стихи и легенды, в которых есть образ Смерти, например стих об Анике-воине, существующий и в стихотворной форме, и в прозаическом пересказе. Аника сражается со смертью, но побежден ею. Подобные сюжеты есть и в легендах, например в легенде «Солдат и смерть». Однако легенда отличается от духовного стиха тем, что в ней отражаются народные воззрения, в ней нет страха человека перед смертью, «смерть принимается как закон жизни» [3, 386]. Кроме того, в легендах нередко осмеиваются религиозные догмы, пародируются мотивы религиозной литературы. В названной легенде солдат за примерное поведение и верную службу после смерти попадает в рай. Но райская жизнь не по нему: там не дают ни водки, ни табаку. Он просит отправить его в ад. Однако там черти готовят ему страшные муки. Перехитрив чертей, солдат бежит из ада. Здесь осмеиваются религиозные представления об аде и рае, острота которых «увеличивается оттого, что народ для более яркого обличения пользуется образами, созданными самой церковью» [3, 386]. Легенды отличаются не только от произведений, возникших в письменности или под ее влиянием, но и от других жанров фольклора. От преданий они отличаются тем, что основой повествования в них служат фантастические явления, тогда как в преданиях обычно есть реальная основа. Со сказкой легенда имеет как сходные черты, так и различия. Сходство состоит в ряде особенностей: в прозаической форме, некоторых сюжетах и мотивах, особенно фантастических. Легенда использует начальные формулы сказки, главным образом волшебной. Так, легенда «Пиво и хлеб» начинается словами: «В некотором царстве, в некотором государстве жил был богатый крестьянин» [1, 92]. Подобное начало в легендах «Золотое стремя» [1, 119], «Марко-Богатый» [1, 43] и др. Часто встречается формула «жили-были», «жил-был», «жил да был», «было жило», например в легендах «Солдат и смерть» [1, 143], «Пустынник и дьявол» [1, 171], «Пустынник» [1, 174], «Кумова кровать» [1, 192], «Грех и покаяние» [1, 194], «Горький пьяница» [1, 202]. Обычны также начала; «один старик», «один солдат». Чем же отличается легенда от сказки? Отличия состоят в том, что сюжет сказки строится обычно на «чудесах», а легенды —на «чуде», которое совершает святой или «дух» — домовой. Сказка —жанр твердой формы, имеющий определенные структурные особенности, а легенда —жанр свободной формы, он может заимствовать у сказки структурные элементы как устойчивые начала, но сам их не имеет. В сказке действуют обычно простые смертные — мужик, барин, поп, а в легенде к ним присоединяются еще и святые. Классификация легенд и состав сюжетов. Русские народные легенды неоднородны по темам, сюжетам и персонажам. Естественно, что с их тематикой связаны и особенности сюжетов, и особенности персонажей. Это дает возможность положить в основу классификации легенд их тематику. Русские народные легенды можно разделить на следующие тематические группы. Легенды о сотворении мира, о происхождении солнца, месяца, звезд, земли и неба. Они чаще всего связаны с библейскими мотивами, но толкуют их иначе. Кроме того, в такого типа легендах есть немало языческих элементов. Легенды о животных, где рассказывается о животных, птицах и рыбах, объясняется происхождение их особенностей: почему у зайца передние ноги коротки? почему собака и кошка всегда ссорятся? Легенды о боге, святых, их хождении по земле, по аду и раю, об их помощи людям, прежде всего труженикам и бедным. Легенды о наказании злых и прощении грешников. В них рассказывается о том, как злой человек отказал в помощи несчастному или путешественнику и был за это наказан, а добрый, помогавший им, был вознагражден. Подобные сюжеты есть и в сказках, например о злой дочери мачехи и о доброй падчерице. Легенды, в которых выражены ожидания и чаяния народные. Их называют социально-утопическими легендами. К ним относятся рассказы о далекой счастливой стране, о царе, который избавит народ от страданий. К этой группе легенд относится и популярная ранее в народе легенда об опустившемся в озеро Светлояр граде Китеже, когда над ним нависла опасность разорения его монголо-татарами. Эта история связана с тем, что в 1024 г. князь Ярослав разорил город Кидекшу, а в 1237 г. город был разорен ордынцами. К этой истории присоединились религиозные мотивы спасения горда божественной силой. Наконец, среди легенд есть группа произведений с семейными мотивами. В таких легендах повествование строится на отношениях жены и мужа, сына и матери, брата и сестры. Но эти отношения связываются с религиозными или суеверными понятиями. В легенде «Непрощенный сын» проклятие матерью сына приводит к гибели их обоих. В легенде «Муж и жена» супруги забывают в поле ребенка, а когда возвращаются за ним, видят, что его нянчит леший. В легенде «Детоубийство, наказанное змеями» девушку, убившую трех детей, мучают змеи, присосавшиеся к ее груди. В легендах, как и в сказках, зло всегда наказывается. Особо стоят легенды с сатирическими мотивами. Именно они более всего близки к социально-бытовым сказкам. Эти легенды имеют определенный социальный характер. В них обычно действуют бедные крестьяне, землепашцы, которым всегда помогают святые и даже силы природы. В легенде «Чудо на мельнице» бедному крестьянину выпало счастье: он хорошо отнесся к нищему (это был Христос) и поэтому из небольшого количества зерна намолол много муки. Святым, который часто помогает мужику-земледельцу, в легендах является Николай-чудотворец. В народе существовал культ этого святого. Идейно-художественные особенности легенд. Идейно-художественная сущность легенд состоит в том, что в них выражено народное понимание действительности, народное толкование изображаемых событий и персонажей. Вместе с тем в легендах имеет место глубокое осознание социальной психологии других общественных групп. Так, в известной легенде о бедняке, ставшем богачом, подчеркнуто резкое изменение его психологии, его отношения к людям, особенно к беднякам: он становится жадным и безжалостным. В легендах содержатся религиозные поучения, однако они имеют явно социальный характер: святые и силы природы помогают не барину, попу или купцу, а мужику, который трудолюбив, честен, человеколюбив. В этом и состоит суть поучений. В таких легендах всегда присутствует социальная антитеза: противопоставление мужика его обирателям и угнетателям. Идейная сторона легенд проявляется в том, что в них оценка событий и лиц дается с крестьянской точки зрения. Конечно, в легендах отражается и отсталая психология, влияние церковной морали, например в легенде «Бедная вдова»: последняя идеализируется за то, что все терпит, что ей всегда хорошо, даже в самые трудные случаи жизни; в легенде «Видение» сыновья и снохи в семье живут плохо: не молятся богу, хотят друг у друга отнять то, что ими нажито, постоянно ссорятся. В этой дидактике лишь первые два момента возникли явно под церковным воздействием, но осуждение вражды — разумно и целесообразно. Важной особенностью идейной стороны легенд служит сатира, которая носит социальный, в том числе антицерковный, характер. Антицерковный характер легенд явно виден в сюжете прощенного грешника. Это сюжет важного социального смысла. В легенде «Грех и покаяние», а также в легендах со сходными сюжетами человек, совершивший тяжкий грех, искупает его длительным трудом, но никак не может искупить. Но когда он убивает барина, попа, купца или разбойника, грехи ему тотчас же прощаются. Особенно показательна легенда «Рах разбойник». Разбойник под влиянием пустынника решает спасти свою душу. Это ему долго не удается. Но «вот раз видит он, что едет большой дорогой кулак-купец, и думает себе разбойник: —«А что, сколько этот купец из мужиков денег выжал? Все на него жалуются... Рады бы все деревни были, кабы его не было... Хорошо его убить!» Как подумал, так и сделал: купца зарезал, а деньги, которые с ним были, по всем окрестным деревням роздал. И испугался разбойник, что опять старый грех совершил: человека убил... И подошел к нему старичок и сказал: «Ты не человека убил, а свой грех». Легенду подобного типа обработал Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (легенда о Кудеяре). Легенда является произведением искусства устного слова. Как и сказки, легенды нередко рассказываются подлинными мастерами слова. В легендах искусно построен сюжет или эпизод, которые раскрывают и основную мысль произведения, и сущность характеров персонажей. Художественное совершенство проявляется и в том, что фантастика и юмор становятся в ней средствами острого обличения. Легенды жили в фольклоре, пока в народе держались религиозные или суеверные представления. В русских легендах, как указал еще А. Н. Афанасьев, есть так называемые «бродячие сюжеты». Они зашли в русский фольклор из широко распространенных сборников легендарных рассказов, например из переводного сборника «Великое зерцало», из житий святых, библейских легенд, западноевропейских фабльо и фацеций. В примечаниях к «Народным русским легендам» Афанасьев привел несколько сопоставлений с сербскими и немецкими легендами. Такие параллели он указал для легенд «Чудесная молотьба», «Пустынник и дьявол». Отдельные эпизоды находят себе параллели в венгерских и румынских легендах. Однако большая часть русских народных легенд самобытна; в них отразились представления русских людей, черты их быта, традиции русского устного поэтического творчества. Данная страница нарушает авторские права? |