Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интенсивность нагрузки






До 1969 года интенсивность в нашем виде спорта определялась по среднему весу – это было отношение суммы поднятых килограммов к количеству подъемов за одну тренировку.

Этот метод определения интенсивности тренировки в тяжелой атлетике имеет ряд существенных недостатков и не дает точную и объективную информацию о той интенсивности, с которой фактически проведена тренировка или выполнены отдельные упражнения. Количественные показатели, предоставляя информацию о среднем весе с которым производилась работа, не могут определить количество подъемов и подходов к максимальным или субмаксимальным весам, долю индивидуальных упражнений, темп различных подходов и подъемов, перерывы между ними, амплитуду, скорость движения и т.д. Без учета всех вышеперечисленных показателей тренер не в состоянии научно и оптимальным образом управлять тренировочными нагрузками (объемом и интенсивностью).

В период с 1969 года в работе с высококвалифицированными болгарскими тяжелоатлетами факторы, влияющие на тренировочные нагрузки, были проверены на различных устройствах и приборах, которые в течение нашего длительного сотрудничества все более и более совершенствовались. Если в начале мы были вынуждены довольствоваться мониторингом определенных параметров – количества подъемов и подходов (в частности, с максимальным и субмаксимальными весами), отдыха между ними, то потом мы уже были в состоянии отслеживать целый ряд других параметров, таких, как амплитуда движения, скорость и величина усилия, т. е. отслеживать структуру упражнений. Таким образом, через полученную информацию тренер смог оперативно корректировать тренировочные нагрузки чтобы оптимизировать этим ведущим компонентом в процессе подготовки спортсменов не только количественные, но и качественные показатели. Для большей наглядности будут служить некоторые параметры. На рис. 25 показана оригинальная запись выполнения одного подхода тяги с определенным ритмомом и временем. Структура выполнения первых нескольких подъемов значительно отличается от структуры во время последнего недавнего опыта. Из записи видно, что высота подъема штанги от первого до последнего подъема была снижена с 83, 5 до 78, 5, см Общее время исполнения возросло с 1, 03 до 1, 14 сек, а скорость подъемов, особенно во время второй фазы, была значительно снижена – с 1, 20 до 1, 05 м/ сек. Не располагая необходимой и срочной информацией как именно отражается или как влияет данное тренировочное упражнение, нет возможности управлять этими нагрузками.

Рис. 25. Запись одного подхода тяги ЗМС Н.Колева. Вес на штанге 180 кг.

Рис. 25. Запись одного подхода тяги ЗМС Н.Колева. Вес на штанге 180 кг.

х – траектория подъема штанги, у – вертикальное движение штанги.

Наряду с мониторингом параметров, определяющих нагрузку, были проведены и несколько исследований для мониторинга функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Таким образом была получена более полная и объективная информация о воздействии тренировочных нагрузок на организм. Поскольку исследования отнимают ценное время от тренировки спортсменов, они проводились только на определенных этапах в годичном цикле подготовки. Теперь, когда установлено как именно отражается соответствующая тренировочная нагрузка на спортсменах, последующая тренировка может осуществляться с использованием результатов исследования без контроля при помощи устройств.

Некоторые из этих результатов приведены в соответствующих таблицах.

На основе этих концепций начали производить расчет интенсивности по количеству подходов к предельным и близким к ним весам выполненных с максимальным количеством повторений (до отказа).

В таблице 19 показано, что общее количество подходов при двухразовых тренировках в день равно 50, а число подъемов (повторений) 100. По последней колонке видно, что в каждом подходе делается большое количество повторений по методу повторных усилий (до отказа). Тем более видно, в той же тренировке 20 подходов было сделано до отказа (-20 кг от предельного за день веса) с 5 повторениями.

Т а б л и ц а 19

Количество подходов к максимальному и субмаксимальному весу за одно тренировочное занятие с характером загрузки

(количество подходов/количество повторений)

Из таблицы 20 видно, что общее количество подходов 24, а подъемов – 30. Из таблицы также видно, что в день разгрузки нет работы до отказа. Таким образом, в одну тяжелую неделю проводятся три тяжелых и две разгрузочных тренировки в соотношении 3: 2. Кроме того, могут быть проанализированы и таблицы 21 и 22. В 1970 году болгарские высококвалифицированные тяжелоатлеты работали в один тяжелый месяц в соотношении 2: 2 – две тяжелые и две разгрузочные недели. Или в период 1970 г. за год было семь тяжелых и пять разгрузочных месяцев. Такая структура и содержание обучения была использована для подготовки к участию в Олимпийских играх в 1976 в Монреале. Ежегодное повышение тренировочной нагрузки становится возможным за счет повышения качества учебного процесса и связано с интенсивностью. Это в основном происходит при увеличении работы с упражнениями, близкими по структуре к соревновательным, которые требуют значительных мышечных усилий.

T а б л и ц а 20

Количество подходов к максимальному и субмаксимальному весу за одно тренировочное занятие с характером разгрузки

Т а б л и ц а 21

Количество подходов и подъемов за один полуразгрузочный день разгрузочной недели

Т а б л и ц а 22

Количество подходов и подъемов за один разгрузочный день разгрузочной недели

Для большей наглядности, например, количество подходов в 1970 году составляет 4152 против 1566 в 1971 году - увеличение на 1004 подхода. Повышение количества подъемов - около 14196 в 1970 году против 16798 в 1971 году - увеличение на 2602 лифтов.

В Олимпийский 1972 год интенсивность работы увеличилось почти в два раза по сравнению с 1971. Это было сделано в основном за счет трех факторов: а) увеличение количества тренировочных занятий в день (в среднем 3-4), б) увеличение объема работы с предельным и околопредельным весами (в среднем один подход к каждому упражнению), в) для почти всех тренировочных упражнений был введен метод повторных усилий. В 1973 году интенсивность тренировочной работы лучших болгарских тяжелоатлетов продолжала расти. С отменой жима стали не нужны четыре упражнения нашей рабочей программы, и это дало возможность не только заменить их другими упражнениями, связанными со структурой остальных двух соревновательных движений (рывок и толчок), но и значительно увеличить интенсивность работы, преимущество снова было отдано упражнениям с предельными и околопредельными весами. Так, за 1972 количество подходов к предельным и околопредельным весам в среднем 8500 против 9200 за 1973, т.е. рост составил 700 подходов. Это привело к значительному увеличению и количества подъемов. Если в 1972 году количество подъемов было 30700, то в 1973 они уже достигли числа 31500 – рост около 800 подъемов (относится только к предельным и околопредельным весам).

В течение ближайших двух лет (1974-1975) интенсивность в процессе обучения высококвалифицированных болгарских тяжелоатлетов продолжает расти. Это стало возможным главным образом за счет: а) сокращения количества используемых тренировочных средств, особенно общеразвивающего характера; б) уменьшения объема работы в некоторых вспомогательных упражнениях, таких как рывок и толчок со стоек, толчковая и [ изтеглянето ] тяги; в) все больший акцент на работу с соревновательными упражнениями рывком и толчком с увеличением количества работы с предельными и околопредельными весами.

Все это позволило не только улучшить качество работы в соревновательных упражнениях, но и значительно способствовало повышению общей интенсивности тренировочной работы. Так, благодаря этим изменениям в содержании учебно-тренировочного процесса болгарских высококвалифицированных тяжелоатлетов были изменения и в его структуре, т. е. изменения в соотношении использования вспомогательных и соревновательных упражнений (50: 50). Это стремление к увеличению интенсивности тренировочной нагрузки было сохранено и во время олимпийского 1976 г. Это было сделано следующим образом: а) уменьшением количества используемых вспомогательных упражнений вдвое, по сравнению с 1975, б) увеличением числа подходов к предельному и околопредельному весам и с) увеличением числа подходов к поднятию тяжестей 100% (в среднем от одного до двух в день) г) упором на работу по методу повторных усилий в отдельных упражнениях (работа с непредельными весами до отказа). Такими были новые изменения в структуре тренировочной работы. Если соотношение между вспомогательными и соревновательными упражнениями за 1975 было 50: 50%, то в 1976 олимпийском году это соотношение изменилось на 40: 60% в пользу соревновательных упражнений.

Не трудно установить, что одной из наиболее характерных особенностей в подготовке высококвалифицированных болгарских тяжелоатлетов является применение высоких тренировочных нагрузок и постоянное стремление к увеличению этих нагрузок. Здесь нужно добавить, что в последние 1-2 года нашей работы с болгарскими тяжелоатлетами появляется тенденция к стабилизации объема работы, который для нас на данном этапе является достаточно высоким. Повышение тренировочной нагрузки будет происходить за счет увеличения интенсивности и качества работы. Это, в свою очередь, вероятно, приведет к еще большему сужению арсенала используемых тренировочных средств и приоритетное внимание будет уделяться тем, которые в своей внутренней и внешней структуре наиболее близки к соревновательным движениям. Мы будем стремиться к увеличению объема работы с предельными и околопредельными весами. Основываясь на предыдущем практическом и научноисследовательском опыте будет продолжаться поиск новых возможностей и путей реализации более высоких спортивных достижений, т.е. будет продолжаться более тщательное изучение и раскрытие основных закономерностей учебно-тренировочного процесса для его оптимизации и строго научного управления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.