Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конструктивные характеристики канатов






Основными конструктивными элементами канатов являются:

- проволоки,

- пряди,

- сердечник.

Стальную канатную проволоку изготовляют из углеродистой горячекатаной проволоки (катанки) методом многократного холодного волочения с промежуточной термической и химической обработкой для получения необходимой прочности, структуры, вида и качества поверхности.

Стальная проволока круглого сечения должна соответствовать требованиям ГОСТ 7372-79. Стальная проволока фасонного профиля должна соответствовать нормативно-технической документации. Проволоки при свивке прядей и канатов должны иметь одинаковое натяжение, при этом проволоки каждого слоя (в пряди или в канате) должны плотно прилегать к проволокам нижележащего слоя. Зетобразные проволоки в канатах закрытой конструкции должны прилегать друг к другу, образуя соединение замком. Между фасонными проволоками допускается зазор, не нарушающий замка каната.

 

Рис.5. Тормозные канаты:

а - по ГОСТ 3077-80; б - по ГОСТ 3079-80;

в - по ТУ 14-4-1444-87-А; г - по ГОСТ 7665-80.

 

Сердечник каната служит опорой для прядей каната. Органический сердечник при этом является аккумулятором смазки для шахтных подъемных канатов двойной свивки. Он должен быть изготовлен из сизаля в соответствии с нормативно-технической документацией. Допускается использование канатов с органическим сердечником из пенькового волокна повышенного качества (длинного прядения) по ГОСТ 5269-93. Металлический сердечник (МС) должен изготовляться из проволоки по ГОСТ 7372-79. Органический сердечник из других материалов, рекомендуемых ГОСТ 3241-91, может быть применен после проведения шахтных испытаний в установленном порядке.

В канатах диаметром более 15 мм органический сердечник должен быть трехпрядным двойной свивки. При отсутствии в стандарте на органический сердечник требуемого размера сердечника допускается добавлять к витому трехпрядному сердечнику отдельные каболки (нити пряжи) в количестве, не превышающем разности числа каболок смежных стандартных диаметров сердечника.

Сердечники из сизаля или пенькового волокна должны быть пропитаны смазкой в соответствии с нормативно-технической документацией. По требованию потребителя сердечник можно не пропитывать.

 

Рис.6. Канаты проводниковые эксплуатационных и проходческих подъемов:

а - по ГОСТ 3090-73; б - по ГОСТ 7675-73; в - полузакрытые; г - по ГОСТ 7669-80; д - по ГОСТ 7667-80; е - по ГОСТ 7668-80, ТУ 14-4-1444-87; ж - по ГОСТ 16827-81; з - по ГОСТ 16828-81.

 

В зависимости от конструкций канаты могут иметь следующие обозначения:

● канат одинарной свивки типа ТК конструкции 1 × 37 (1 + 6 + 12 + 18) - спиральный канат, состоящий из 37 проволок;

● канат двойной свивки типа ЛК-О («Сил») конструкции 6 × 19 (1 + 9 + 9) + 1 ОС - шестипрядный канат (19 проволок в пряди) с одним органическим сердечником;

● канат двойной свивки типа ЛК-Р («Варрингтон») конструкции 6 × 19 (1 + 6 + 6 / 6) + 1 ОС - шестипрядный канат (19 проволок в пряди) с одним органическим сердечником;

● канат двойной свивки типа ЛК-РО («закрытый Варрингтон») конструкции 6 × 36 (1 + 7 + 7 / 7 + 14) + 1 ОС - шестипрядный канат (36 проволок в пряди) с одним органическим сердечником;

● канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6 × 36 (1 + 7 + 7 / 7 + 14) + 7 × 7 (1 + 6) - шестипрядный канат с металлическим сердечником, состоящим из семи прядей по семь проволок в каждой;

● канат двойной свивки типа ЛК-З («Филер») конструкции 6 × 25 (1 + 6; 6 + 12) + 1 ОС - шестипрядный канат (25 проволок в пряди) с одним органическим сердечником;

● канат плоский 8 × 4 × 9 (0 + 9) + 32 ОС состоит из восьми стренг, каждая из которых содержит четыре пряди из девяти проволок, навитых вокруг органического сердечника;

● канат одинарной свивки типа ТЛК конструкции Z29 + X13 / Ø 13 + Ø 19 + (14 + 7 / 7 + 7 + 1) - закрытый подъемный канат, состоящий из 110 проволок.

Маркировка канатов. Все указанные выше свойства каната отражаются в его маркировке. Так, например, маркировка канатов диаметром 15 мм грузолюдского назначения марки ВК, оцинкованный по группе Ж, малокрутящийся, левой крестовой свивки, нераскручивающийся, повышенной точности изготовления, маркировочной группы 1900 Н/мм2 имеет следующее условное обозначение:

 

Канат 15-ГЛ-ВК-Ж-МК-ЛНР-Т-1900 ГОСТ (ТУ).

 

Маркировка канатов ГОСТ 3079 диаметром 25, 0 мм, грузового назначения, марки 1, оцинкованный по группе Ж, левой односторонней свивки, нераскручивающийся, нерихтованный, повышенной точности, маркировочной группы 1370 Н/мм2 (140 кгс/мм2) имеет следующее условное обозначение:

Канат 25-Г-1-Ж-Л-О-Н-Т-1370 ГОСТ 3079-80

 

Канат талевый с металлическим сердечником, диаметром 32 мм, марки В, правой крестовой свивки, повышенной точности изготовления Т, маркировочной группы по временному сопротивлению разрыву 1570 Н/мм2 (16 кгс/мм2) маркируется следующим образом:

 

Канат МС-32-В-Т-1570 ГОСТ 16853-88

 

Стальные канаты, изготавливаемые из круглой проволоки, подразделяются по ряду признаков:

- по форме поперечного сечения - на круглые и плоские;

- по конструктивному признаку - на канаты одинарной, двойной и

тройной свивки;

- по форме поперечного сечения прядей - на круглые и фасонопряд-

ные;

- по способу свивки - на обыкновенные раскручивающиеся и нерас-

кручивающиеся;

- по материалу сердечника - с органическим сердечником из нату-

ральных или синтетических материалов и с металлическим сер-

дечником (м. с);

- по направлению свивки - правой и левой свивки;

- по сочетанию направлений свивки каната и его элементов в кана-

тах двойной и тройной свивки - на канаты односторонней свивки

(направление свивки каната и свивки прядей по наружным прово-

локам одинаковые); канаты крестовой свивки (направление свив-

ки каната и направление свивки стренг и прядей противополож-

ные), канаты комбинированной свивки (с чередующимися через

одну направлениями свивки прядей).

 

Хранение канатов. Основной задачей ухода за канатами в условиях их эксплуатации является сохранение формы и структуры каната, приданной ему при изготовлении, и предохранение его от механических и коррозионных повреждений. Это обусловливает соблюдение следующих основных правил хранения, монтажа и эксплуатации канатов.

Стальные канаты поставляются на деревянных барабанах по ГОСТ 11127-78 или металлических барабанах по технической документации завода. Допускается поставка канатов массой до 400 кг в бухтах с наружным диаметром - не более 1200 мм, высота бухты — не более 800 мм, при этом внутренний диаметр бухты должен быть не менее 15 номинальных диаметров каната.

Канаты, поставляемые в районы Крайнего Севера, а также канаты, транспортировка которых предусмотрена морским транспортом, упаковываются в соответствии с требованиями ГОСТ 15846-79 " Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение".

Хранение канатов - по группе условий хранения Ж2 ГОСТ 15150-69. При хранении каната, намотанного на барабан, ось барабана должна быть параллельна полу, на котором барабан установлен. Поступившие на хранение канаты подлежат немедленному осмотру и смазке канатной смазкой оголенных при транспортировании и погрузочно-разгрузочных работах участков каната. При длительном хранении канаты должны периодически, не реже чем через 6 месяцев осматриваться по наружному слою и смазываться канатной смазкой.

При необходимости испытания каната у его потребителя перед отбором образца должна быть выполнена плотная обвязка конца каната в соответствии с п. 2.10 ГОСТ 3241-80. Отрезку каната производить при помощи механической дисковой пилы. Канаты с металлическим сердечником и канаты закрытой конструкции можно отрезать с помощью электросварки с одновременным провариванием торца каната.

Основным требованием при монтаже каната является предохранение его от раскручивания. Для этого необходимо: выставить барабан с канатом на размоточном устройстве таким образом, чтобы ось барабана находилась в горизонтальном положении. Сматываемый конец каната должен сходить снизу или сверху барабана, который в процессе смотки каната должен подтормаживаться. Расстояние между барабанами должно быть не менее 300 диаметров каната. В процессе монтажа канат должен претерпевать минимальное количество перегибов, особенно знакопеременных.

Транспортирование канатов. Канаты на предприятия поставляются транспортом всех видов в соответствии с правилами перевозок грузов, действующих на транспорте данного вида.

При перевозке ось барабана должна быть параллельна полу. Для предотвращения перекатывания барабанов они должны быть закреплены с помощью клиновых брусьев. Не допускается перевозка канатов с установкой барабанов плашмя.

На месте получения, хранения и навески канатов необходимо иметь грузоподъемные средства для их погрузки-разгрузки, при этом подъемно-транспортные средства должны быть рассчитаны на максимальную массу получаемых канатов с барабанами.

При погрузочно-разгрузочных работах барабан должен быть снят с транспортного средства таким образом, чтобы не допустить повреждения каната и барабана.

Снятие барабана должно производиться только грузоподъемными механизмами с помощью стропов, закрепленных за ось проходящую через центральное отверстие барабана.

Для предотвращения деформации дисков барабана между стропами устанавливается траверса.

Барабаны с канатом нельзя сбрасывать даже с незначительной высоты.

При отсутствии грузоподъемных механизмов для разгрузки барабанов допускается использовать пандус. При этом осторожно под строгим контролем барабан скатывается с транспортного средства. Барабан следует катить в направлении стрелки, нанесенной на фланец барабана.

Поступившие на хранение канаты необходимо осмотреть; оголенные при транспортировке и погрузочно-разгрузочных работах участки каната смазать канатной смазкой.

 

В современном строительном производстве используются следующие грузовые стропы из стального каната:

 

● строп канатный петлевой, СКП (чалка);

 

 

Рис.7. Строп канатный петлевой, СКП (чалка).

 

● строп канатный кольцевой, СКК;

 

 

Рис.8. строп канатный кольцевой, СКК.

● строп канатный одноветвевой (1СК);

 

 

Рис.9. Строп канатный одноветвевой (1СК).

 

● строп канатный двухветвевой (2СК);

 

 

Рис.10. Строп канатный двухветвевой (2СК).

 

● строп канатный четырехветвевой (4СК, „ паук”).

 

 

Рис.11. Строп канатный четырехветвевой (4СК, „ паук”).

 

Существуют также универсальные стропы канатные (УСК), которые представляют собой одним из исполнений петлевых или кольцевых строп.

Приобретая стропы канатные, следует обратить внимание на клеймо или прочно прикрепленную металлическую бирку, на которой должны быть указаны:

- наименование предприятия-изготовителя (товарный знак),

- номер стропа канатного по системе нумерации изготовителя,

- грузоподъемность и последняя дата испытаний.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.