Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тоталитаризм в Германии




При рассмотрении истории фашизма обычно основной акцент делается на репрессивном характере гитлеровского режима. Между тем уже к середине 1930-х гг., когда, в основном, в Германии была ликвидирована безработица и начался пересмотр условий Версальского мира, режим пользовался значительной общественной поддержкой. Это определило возможность уменьшения масштабов репрессий. Так, в 1933 г. после поджога рейхстага, запрещения КПГ и ликвидации нелегальных организаций коммунистов и социал-демократов в заключении оказалось 60 - 70 тыс. человек. Из них 9, 5 тыс. были приговорены судами за " злоумышления против партии и государства", то есть по политическим статьям, остальные брошены в тюрьмы и концлагеря без суда. В 1934 г. в связи с разгромом штурмовых отрядов Э. Рема число заключенных еще более увеличилось. Однако в 1936 -1937 гг. в лагерях оставалось лишь 7, 5 тыс. человек. Остальные, признав свои прежние взгляды ошибочными, были отпущены или амнистированы. Многим была дана возможность эмигрировать. Антисемитизм Гитлера, проявившийся, в частности, в принятии в 1935 г. так называемых " Нюрнбергских законов" о " чистоте расы и крови", лишивших евреев правовой защиты, оставался постоянным фактором политики. Тем не менее, в 1936 -1937 гг. массовые репрессии на расовой почве прекратились, некоторые еврейские семьи, эмигрировавшие ранее, даже рискнули вернуться в Германию. Это было связано с тем, что, с одной стороны, первая волна " ариизации" экономики уже завершилась, необходимо было завершить передел собственности, ранее принадлежавшей евреям. С другой стороны, погромы и захваты собственности вызывали неблагоприятную для режима реакцию в других странах (Англии, Франции, США), с которыми гитлеровская Германия тогда еще не была готова конфликтовать. Расовая терпимость завершилась в 1938 г. Убийство советника посольства Германии в Париже евреем стало поводом для новой волны антисемитизма. По всей Германии прокатилась волна погромов синагог и остающихся в собственности евреев магазинчиков, получившая название " хрустальная ночь". Согласно принятому " Указу об именах", всех евреев обязали принять имя Израиль или Сара. Еврейские общины Германии и других стран уплатили в виде контрибуции за предоставление немецким евреям возможности покинуть " рейх" около 1 млрд. золотых марок. Все же в рамках программы " ариизации" было захвачено собственности на 5 млрд. золотых марок. Вопрос законности, правового обоснования политики национал-социализма для Гитлера и его окружения не существовал. В Германии Гитлера сложилась система принятия и исполнения решений, государственного устройства, не имевшая аналогов в мире в XX веке. Широко распространенное мнение, что это была система жесткого, централизованного контроля, осуществляемого сверху над всеми сторонами жизни общества, подобная советской, неверно. Согласно концепции А. Гитлера, общество и государство направлялись единой волей вождя (" фюрера"), которая не ограничивается никакими формальными рамками, в том числе и закона, обычая, традиции, порядка, субординации. По сути дела, речь шла о создании антиправового государства, в котором, институты государства и гражданского общества были лишь частично слиты. Придя к власти, фашистский режим не стал утруждать себя отменой существовавших правовых и процессуальных норм Веймарской республики, разрушением системы независимого судопроизводства (ее элементом, в частности, была несменяемость судей, которые назначались пожизненно). Демократические нормы и принципы были сделаны бессмысленными. 28 февраля 1933 г., сразу после поджога рейхстага, Гитлер издал указы " О защите народа и государства" и " Против предательства германского народа и изменнических махинаций". Эти указы разрешали " вне установленных до сих пор законом границ" ограничивать личную свободу, свободу слова и печати, объединений собраний, допускали конфискацию или ограничение собственности. На основании данных указов была введена практика " превентивных арестов" по подозрению в деятельности, вредной для государства, 22 марта 1933 г. был открыт первый концентрационный лагерь в Дахау, первоначально рассчитанный на 5-тысяч заключенных. 23 марта 1933 г. был принят так и не отмененный до крушения рейха Закон о чрезвычайных полномочиях. Согласно этому закону, суды обязаны были считать приоритетной задачей защиту интересов нации, а не индивида, проявляя " гибкость" при вынесении приговоров. Таким образом, хотя судебная система Веймарской республики продолжала функционировать, любой человек без суда или, несмотря на вынесенный судом оправдательный приговор, мог быть отправлен в концлагерь на любой срок или казнен в застенках. В частности, в распоряжениях Г. Гиммлера, главы германской полиции, в качестве возможного повода для расправы указывался сбор информации о полицейских жестокостях, о концлагерях. Права собственников в рейхе не были отменены, однако возможность конфискации любой собственности фашистским государством без суда сделала эти права иллюзорными. С принятием " Четырехлетнего плана" подготовки к войне предпринимателям под угрозой конфискации собственности стали диктоваться номенклатура выпускаемой продукции, цены на нее, размер зарплаты и число работников, порядок использования прибыли. Формально, на бумаге, доходы промышленников многократно возросли. На деле большая часть этих доходов должна была вкладываться в покупку государственных ценных бумаг (поскольку по ним не выплачивалось дивидендов, это было косвенной формой конфискации прибыли), направляться на содержание фашистских профсоюзов, национал-социалистской партии и т.д. Реальная власть над предприятиями перешла в руки уполномоченных новой власти, контролировавших выполнение ее распоряжений. Попытки сопротивления легко подавлялись. Так, в ответ на недовольство промышленников Рура покушениями фашистского государства на их права собственников Гитлер одобрил создание государственного концерна " Герман Геринг Рейхсверке". Деньги на его создание под угрозой ареста за саботаж вынуждены были дать магнаты Рура, но, несмотря на их уступчивость, государство конфисковало предприятия Тиссена. Они были переданы концерну " Герман Геринг", который стал крупнейшим промышленным комплексом Европы. Полностью была преобразована система управления государством. С назначением Гитлера рейхсканцлером (главой правительства), согласно закону о чрезвычайных полномочиях, он, как глава кабинета министров, получил право издавать декреты, имевшие силу закона. Таким же правом был наделен и президент. Формально не был ликвидирован и высший законодательный орган - рейхстаг (парламент), хотя его заседания перестали созываться. Со смертью Гинденбурга в 1934 г.- был принят закон, согласно которому посты президента и рейхсканцлера были объединены, был учрежден пост " фюрера германского рейха и народа". С этого времени разница между законами и декретами исчезла, законодательные акты (эдикты), подписываемые фюрером, вступали в силу после их публикации в соответствующем вестнике. Поскольку Гитлер не любил дискуссий и совещаний, заседания кабинета министров созывались редко, а с 1938 г. вообще не проводились. Проекты законов готовились департаментами министерств и после согласования с другими заинтересованными ведомствами передавались в канцелярию Гитлера (имперскую рейхсканцелярию), которая стала высшим центром управления рейхом. При этом наибольшие шансы добиться подписания фюрером подготовленного закона имели приближенные к нему лица, которые пользовались его доверием (Геринг, Геббельс, Гиммлер и др.). Большинство министров, не имевших доступа к Гитлеру, должны были добиваться покровительства чиновников рейхсканцелярии. В противном случае законопроекты, отражавшие интересы их ведомств, могли не дойти по назначению. Объединив законодательную и исполнительную власть, национал-социалисты сохранили прежнюю систему министерств и ведомств, но она была дополнена новыми, стоящими над ними структурами, выполнявшими особые целевые программы и возглавлявшимися приближенными фюрера. К числу таких надведомственных структур, которых всего было 11, относилось ведомство трудовых ресурсов, созданное в 1933 г. Первоначально цель этого ведомства состояла в преодолении безработицы, затем его задачи расширились. Оно стало отвечать за все строительство в интересах государства, включая и военное. Особую роль сыграла структура " Четырехлетнего плана", подчинившая себе как государственные ведомства, так и частный бизнес. Возглавленная Г. Герингом в 1936 г., эта программа должна была осуществить подготовку к войне. Постоянно действующей стала, естественно, программа обеспечения порядка в рейхе, возглавленная Гиммлером. Ему была подчинена как партийная полиция - СС, так и бывшее полицейское ведомство Германии. Специальные надведомственные структуры действовали на всей территории Германии, которая, согласно закону " О возрождении Рейха" 1934 г., формально стала унитарным государством, поскольку земельные правительства непосредственно подчинялись центральному правительству. Этот закон выполнялся лишь частично, поскольку гауляйтеры, представители партии национал-социалистов, назначенные Гитлером и ответственные только перед ним, сохранили большую степень автономии. Жесткая вертикаль власти в фашистской Германии так и не сложилась. Власть сконцентрировалась в руках государства, но при этом в рамках самого государства сформировалась сложная система субординации. Одновременно существовали и территориальные, и отраслевые структуры управления. Традиционные министерства обслуживали несколько общегерманских ведомств, осуществлявших целевые программы. При постоянно происходивших конфликтах приоритетов, межведомственных коллизиях никаких четких, законодательно закрепленных методов принятия окончательных решений не существовало. " Хозяева" ведомств, высшие сановники рейха, конкурировали друг с другом за власть и ресурсы, вели непрестанную бюрократическую интригу друг против друга. Высшей и последней инстанцией решения всех спорных вопросов был фюрер, власть которого конкуренция между приближенными укрепляла. В то же время Гитлер не любил систематически заниматься государственными делами, предоставляя своим партайгеноссе" (товарищам по партии) самостоятельно улаживать межведомственные коллизии, вмешиваясь в них лишь в исключительных случаях. Больше всего времени Гитлер тратил на обеденные застолья, заставляя своих собеседников выслушивать свои многочасовые монологи, которые тщательно стенографировались. С началом войны предметом его особого внимания стали военные действия.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.