Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! РефератСтр 1 из 2Следующая ⇒
Подготовила: Студентка заочного отделения Шифр 1638048 Анашкина Наталья Павловна
Проверил (а): ФИО, научная степень преподавателя
Красноярск – 2017 г. Оглавление
Введение ………………..…………………………………………………………3 1. Понятие и структура механизма функционирования рыночной системы….4 2. Преимущества и недостатки рыночной системы………………………...…..9 3. Преимущества и недостатки механизма функционирования рыночной системы в России…………..…………………………………………………….13 Заключение……………………………………………………………………….15 Список использованных источников …………………………………………..16 Приложения ………………..……………………………………………………17
Введение
Рыночный механизм - такая форма организации производства, при которой потребители и производители взаимодействуют посредством рынка для решения основных проблем экономики: какие товары должны быть произведены, в каком количестве, как их производить и для кого они создаются, кто будет их потреблять[1]. В условиях рыночной экономики производители и потребители для осуществления своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Особенность рыночного механизма в экономике состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Цель работы - изучение механизма функционирования рыночной системы, его преимуществ и недостатков. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: - изучить понятие и структуру механизма функционирования рыночной системы; - изучить преимущества и недостатки рыночной системы; - изучить преимущества и недостатки механизма функционирования рыночной системы в России. Объектом работы является рыночная система. Предметом работы является механизм функционирования рыночной системы, его преимущества и недостатки. Теоретической основой реферата послужили научная литература и публикации отечественных и зарубежных специалистов в области экономики. 1. Понятие и структура механизма функционирования рыночной системы
Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка[2]. Рыночный механизм действует на базе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли[3]. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция. Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени. Характеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса. Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени. Цена спроса - это максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара или услуги[4]. Между объемом спроса (QD) и ценой спроса (Р) существует определенная зависимость, которую выражает закон спроса: при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличивается, если цена на него снижается, и, наоборот, объем спроса на товар снижается, если цена на товар повышается. На рис. 1.1 дана кривая спроса (D) - графическое выражение зависимости между объемом спроса и ценой. Рисунок 1.1 Кривая спроса[5]
Таким образом, закон спроса показывает, что между ценой спроса и объемом спроса существует обратная зависимость. Различают индивидуальный спрос и рыночный. Индивидуальный спрос - это спрос, предъявляемый на товар отдельным потребителем (покупателем). Так как на спрос отдельного потребителя влияет множество индивидуальных факторов, то функции индивидуального спроса на один и тот же товар различных потребителей будут отличаться друг от друга. Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителей продать определенное количество данного товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Характеристиками предложения являются объем предложения и цена предложения. Объем предложения - это то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени. Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения (QS) увеличивается, если цена на товар (Р) повышается, и, наоборот, объем предложения товара снижается, если цена на него падает. На рис. 1.2 дана кривая предложения (S) - графическое выражение зависимости между ценой предложения товара и количеством этого товара[6].
Рисунок 1.2. Кривая предложения Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара или услуги. Таким образом, закон предложения показывает, что между ценой и объемом предложения существует прямая зависимость. Различают индивидуальное и рыночное предложение. Индивидуальное предложение - это предложение товара отдельным производителем (продавцом) на рынке. Рыночное предложение - это предложение товара всеми производителями (продавцами), действующими на рынке. Рыночное предложение можно получить путем суммирования индивидуальных объемов предложения всех продавцов на рынке товара. Если совместить нисходящую кривую спроса (D) и восходящую кривую предложения (S) на одном графике, то точка пересечения кривых (Е) показывает, что здесь спрос равен предложению и достигнуто равновесие рынка. Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем товара QE (рис.1.3).
Рисунок 1.3. Точка равновесия [7] Эластичность - это мера реакции изменения одной величины на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений. Выделяют: · эластичность спроса: по цене; по доходу; перекрестную; · эластичность предложения: по цене; перекрестную. Эластичность спроса по цене (ED/P) показывает, насколько изменится величина спроса на товар при изменении цены на данный товар: (1) (2) Эластичность спроса по доходу (ED/I) показывает, насколько изменится объем спроса на данный товар при изменении дохода потребителей: (3) В зависимости от значений эластичности спроса по цене выделяют следующие группы товаров[8]: · ED/I< 0 - неполноценные товары; · 0 < ED/I< 1 - товары первой необходимости; · ED/I = 1 - товары второй необходимости; · ED/I > 1 - товары роскоши. Перекрестная эластичность спроса (EDab) показывает, насколько изменится спрос на товар А при изменении цены на товар В. Рассчитывается данный показатель только для товаров субститутов (EDab > 0) и комплементарных товаров (EDab< 0). Эластичность предложения по цене (ES/P) показывает, насколько изменится объем товаров, предлагаемых к продаже в ответ на изменении цены на данные товары: (4) (5) Перекрестная эластичность предложения (ESab) показывает, насколько изменится объем предложения товара А при изменении цены на товар В. Для товаров субститутов (ESab< 0) и комплементарных товаров (ESab > 0).
2. Преимущества и недостатки рыночной системы
Определим достоинства рынка, к которым можно отнести следующие: Эффективное распределение ресурсов на производство необходимых обществу товаров. Рынок выполняет распределительную функцию. Возможность успешного функционирования рынка при наличии весьма ограниченной информации. Достаточно иметь данные о цене на продукт и об издержках его производства. Гибкость и высокая степень приспособляемости к изменяющимся условиям. Оптимальное использование результатов НТП. Более чем столетняя история развития ведущих стран мира доказала, что при решении главных экономических задач рыночной экономике нет альтернативы и рыночная система обладает целым рядом несомненных достоинств (таблица 2.1)[9]. Рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления, определяет объёмы и структуру производства товаров и услуг в экономике государства. Эту функцию он осуществляет через установление соответствия объёма предложения объёму платежеспособного спроса, то есть механизм рынка через систему рыночных цен приспосабливает предложение товаров и услуг к платёжеспособному спросу потребителей. Рыночная система гарантирует общественную оценку результатов труда всех обособленных производителей товаров и услуг. Стоимость товаров и услуг базируется на общественно необходимых затратах труда (ОНЗТ). Они представляют собой затраты труда, которые признаются обществом как необходимые и неизбежные при данном уровне развития производительных сил, производительности труда и оплачиваются им. Механизм такой рыночной оценки объективен, эффективен и прост. Он заключается только в одном: состоялась купля продажа произведённых товаров и услуг или нет. Стремление как можно выгоднее продать или купить товары и услуги заставляет производителей и продавцов, а также потребителей постоянно поддерживать «рыночную форму». Рынок создаёт условия и предпосылки для высокой эффективности производства. Это связано с постоянной конкуренцией, которая безжалостно отделяет отстающих от преуспевающих. В конкурентной борьбе побеждают те производители, которые лучше прогнозируют и угадывают изменения потребительского спроса, применяют новые технологии и оборудование, снижают издержки производства. Рыночный механизм успешно функционирует при наличии весьма ограниченной информации. Достаточно иметь только данные о цене на товары, продукты, работы, услуги, о величине издержек их производства и рынок постепенно начнёт насыщаться необходимыми товарами и услугами, удовлетворяя спрос всё больше и больше. Рыночные цены всегда информируют потребителей и производителей, сообщая о наличии или отсутствии товаров и услуг, их количестве и качестве, величине затрат, полезности для потребителей. Неотъемлемой составной частью свободы хозяйственной деятельности предприятий и свободы потребительского выбора является свободное ценообразование. Свободные цены – это своего рода «сердце» рыночной системы. При свободном ценообразовании цена не скована какими-либо ограничениями, формируется на основе взаимного договора между производителями, продавцами и потребителями, представляющими спрос и предложение на товары и услуги. Именно такие, никем не назначенные цены, сформировавшиеся свободно, и называются рыночными[10]. Производители и потребители независимы в принятии своих собственных решений, заключении сделок, установлении необходимых контактов и производственных связей. Производители, поставляя на рынок товары и услуги, всё время стремятся поддерживать конкурентоспособность своей продукции, расширяя ассортимент, повышая её качество и снижая издержки производства. Стремясь получить высокую прибыль и выиграть в конкурентной борьбе, производители при разработке новых товаров и услуг вынуждены идти на риск, применять новые технологии, то есть использовать результаты последних достижений научно-технического прогресса. Рыночная конкуренция делает этот процесс использования инноваций непрерывным. Рынок освобождает экономику от дефицита товаров и услуг, так как это противоречит экономическим интересам всех участников рыночных отношений. Даже в самой развитой рыночной экономике иногда возникают расхождения во времени между появлением новой потребности и её удовлетворением. Но эти периоды, как правило, непродолжительны, обусловлены инерционностью хозяйственного механизма и при современном уровне маркетинга быстро устраняются. Однако вместе с тем, при всех её достоинствах, необходимо отчётливо представлять недостатки рыночной экономики, имманентно присущие ей. Рынок является важнейшим механизмом координации деятельности и призван обеспечивать эффективное перераспределение ограниченных экономических ресурсов. Не следует забывать о том, что он имеет пределы возможностей оптимально распределять ресурсы. Применение рыночной системы в чистом виде, без вмешательства государства, приводит к целому ряду негативных последствий для общества. Рыночная экономика подвержена нестабильному развитию и развивается циклично, с характерными для неё экономическими циклами, когда экономический рост и увеличение произведённого ВВП чередуется с тяжёлыми спадами производства. Подобные колебания периодически приводят к увеличению инфляции, снижению доходов населения, росту безработицы и возрастанию социальной напряжённости в обществе. Рыночная система не в состоянии самостоятельно останавливать, предотвращать и контролировать монополизацию рынков товаров и услуг. В условиях рынка монополии всегда стремятся ограничить свободу конкуренции, сокращают объёмы производства и стремятся установить высокие цены на свои услуги. Поэтому государство обязано регулировать цены на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, теплоэнергию, водоснабжение и водоотделение, услуги железнодорожного транспорта. Рыночная система не создаёт стимулов и не способна производить общественные блага, то есть товары и услуги коллективного пользования, такие как дороги, дамбы, мосты, общественный транспорт, образование, медицина, национальная оборона, общественная безопасность, чистый воздух и др. Они потребляются всеми членами общества независимо от того, в какой степени потребители в состоянии оплачивать пользование этими благами. Рынок не гарантирует право на труд и доход, необеспечивает перераспределение доходов между отраслями экономики, регионами и слоями населения. Рыночный механизм не в состоянии устранять внешние эффекты, так называемые экстерналии. Производственная деятельность участников рынка довольно часто приводит к негативным последствиям, в результате чего страдают посторонние люди, не принимающие участия в производственном процессе. Увеличение общественного богатства в развитых экономиках приводит к возрастанию проблемы внешних эффектов. Например, увеличение количества личных автомобилей в больших городах сопровождается загрязнением атмосферы и окружающей среды. Химические производства, целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники питьевой воды. Широкое применение в сельском хозяйстве азотных, калийных и прочих удобрений делает продукты питания непригодными для употребления. Рыночный механизм никогда не был способен устранять или хотя бы компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами среде обитания человека и природе в целом.
3. Преимущества и недостатки механизма функционирования рыночной системы в России
Результативность рыночной системы надлежит оценивать главным образом с позиции ее соответствия интересам потребителей. Практика показывает, что рынок иногда с этим не справляется. Главными проблемами механизма рынка Российской Федерации являются: Монополизм, как естественный, так и прочие виды монополий Примером естественного монополизма может являться передача электроэнергии от производителей до конечного потребителя: экономически неразумно сооружать линию электропередач поблизости с имеющейся лишь ради конкуренции. Это утверждение выполняется не только для электроэнергии, но и для газо- и нефтеснабжения. Хорошим примером искусственного монополизма может послужить создание бюрократических барьеров на пути создания конкурентного бизнеса. Искусственный монополизм со стороны государства можно проследить в поддержке отечественного автопрома: создаются заградительные пошлины на ввоз автомобилей зарубежных марок. Это ведет к повышению конкурентоспособности отечественного производителя. Моноориентированность экономики Вся экономика государства ориентируется на производство или предоставление одного вида товара или услуги. Это прослеживается в таких странах как Абхазия, Малайзия (производство электроники), Египет (туризм), Турция и, соответственно, Россия (нефте- и газопродукты). Для представленного типа экономики характерны такие проблемы как расслоение общества, олигархия и несправедливое распределение ресурсов. Бюрократическая нагруженность экономики Множество необходимой документации как при регистрации бизнеса, так и при его ведении, сложность налогового и бухгалтерского учета сильно отражается на себестоимости конечной продукции, тем самым понижая ее конкурентоспособность. Так, для того, чтобы открыть фирму нужно зарегистрироваться в налоговой службе, предоставив заявление о регистрации, нотариально заверенный устав, заявление на получение юридического адреса, образцы печати, подписи, заявление в банк об открытии счета и т. п. В то время как в европейских странах для открытия бизнеса требуется заполнить лишь заявление, а в некоторых странах данная процедура носит уведомительный характер. Кроме перечисленных несовершенств механизма рынка Российской Федерации, имеется множество прочих негативных влияний на российскую экономику, которые в той или иной степени осложняют экономическую деятельность, например, таких как инфляция, неразвитость биржевой торговли, несовершенный механизм банковского дела. Однако кроме отрицательных моментов в рыночном механизме России имеются и положительные: Дифференциация налоговой нагрузки В зависимости от деятельности предприятия создается налоговая база. Так, производственные и инновационные предприятия обретают преимущества по средствам понижения налоговой нагрузки. Свобода торговли Под данной свободой понимается отсутствие барьеров для ведения мелкорозничной торговли товарами народного потребления, уведомительный характер сделок с автомобильным транспортом и т.п.
Заключение
Рыночный механизм представляет собой взаимодействие четырех его элементов: спроса, предложения, цены и конкуренции. Преимущества рыночного механизма: ориентирует производство не на склад, а на конечный результат (на потребителя), оперативно приспосабливает объем и структуру производства к объему и структуре потребления, разрешая таким образом основное противоречие рыночной экономики, обеспечивает высокую мобильность, приспособление субъектов к любым изменениям конъюнктуры рынка, способствует эффективному использованию ресурсов, направляя их туда, где они дают наибольшую отдачу, оперативно и оптимально использует достижения НТП, стимулирует развитие производительных сил через новые технологии, закон стоимости спроса и предложения. Недостатки рыночного механизма: рынок не способствует рациональному использованию невоспроизводимых ресурсов, нe обеспечивает производство общественных товаров (оборона, здравоохранение, просвещение, коммунальное хозяйство, транспорт, градостроительство и т. д.), нe обеспечивает защиту окружающей среды, не может регулировать использование общечеловеческих ресурсов (океана, космоса, флоры и фауны), нe создает системы социальных гарантий населению; рыночная экономика, основанная на рыночном механизме, подвержена нестабильности, перепадам, кризисам, рыночная экономика, сам рыночный механизм не могут дать общенациональной идеи развития, идеи народного капитализма, постиндустриальных обществ родились в научных кругах, в умах ученых государственных учебных заведений и лабораторий, рынок не обеспечивает единства экономического пространства, сбалансированности экономики.
Список использованных источников
1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учеб. [Текст]/ Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт-М, 2016.–568с. 2. Долан, Э. Дж., Линдсей, Д. Микроэкономика. Макроэкономика. В 2-х кн. [Текст] – СПб., 20144.–кн.1–448с.; кн.2–405с. 3. Курс экономической теории [Текст]: учеб. / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: АСА, 2015.–880с. 4. Курс экономической теории: учеб. пос. для студентов вузов [Текст] / под. ред. А. В. Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Изд-во «ДИС», 2014. –830с. 5. Макконнелл, К. Р., Брю, С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: пер. с англ. [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2015.– т.1.–399с.; т.2.–400с. 6. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учеб. для вузов [Текст]/ Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2014. –576с. 7. Хайман, Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. [Текст] / пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 20122. –т.1.–384с.; т.2.–384с. 8. Экономическая теория: учеб. [Текст]/ под. ред. М.А.Сажиной, Г.Г.Чибрикова. – М.: НОРМА, 2012.–672с. 9. Экономическая теория: учебник для вузов [Текст] / под ред., В. Д. Камаева.– М.: ВЛАДОС, 2014.–592с. 10. Экономическая теория: учеб. для вузов [Текст] / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., 2013. –560с.
Приложения
Приложение 1 Таблица 2.1 Соотношение достоинств и недостатков рыночной системы хозяйствования
[1] Экономическая теория: учеб. для вузов [Текст] / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., 2013. –134 с.
[2] Хайман, Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. [Текст] / пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 20122. –т.1.–384с.; т.2.–184с. [3] Экономическая теория: учеб. [Текст]/ под. ред. М.А.Сажиной, Г.Г.Чибрикова. – М.: НОРМА, 2012.–172с.
[4] Экономическая теория: учеб. для вузов [Текст] / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., 2013. –160с. [5] Экономическая теория: учеб. для вузов [Текст] / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., 2013. –138 с.
[6] Макконнелл, К. Р., Брю, С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: пер. с англ. [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2015.– т.1.–399с.; т.2.–117 с.
[7] Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учеб. [Текст]/ Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт-М, 2016.–168с.
[8] Курс экономической теории: учеб. пос. для студентов вузов [Текст] / под. ред. А. В. Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Изд-во «ДИС», 2014. –230с.
[9] Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учеб. [Текст]/ Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт-М, 2016.–175 с.
[10] Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учеб. для вузов [Текст]/ Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2014. –176с.
|