Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляд науки






Огромное практическое значение науки в XX в. сделало
ее той областью знания, к которой массовое сознание испы-
тывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, и
оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точ-
ную фотографию реальной действительности, за изображе-
ние Вселенной такой, как она есть на самом деле, независи-
мо от нас. Да ведь наука и претендует на эту роль — бесстра-
стного и точного зеркала, отражающего мир в строгих
понятиях и стройных математических вычислениях. Одна-


ко за привычным, коренящимся еще в эпохе Просвещения
доверием к выводам науки, мы часто забываем, что наука —
развивающаяся и подвижная система знаний, что способы
видения, присущие ей (парадигмы) — изменчивы (см. об
этом гл. XII). А это означает: сегодняшняя картина мира не
равна вчерашней. Повседневное сознание все еще живет на-
учной картиной мира прошлых лет и веков, а сама наука
уже убежала далеко вперед и рисует порой вещи столь па-
радоксальные, что сама ее объективность и беспристраст-
ность начинает казаться мифом...

Наш век, последнее десятилетие которого вот-вот исте-
чет, стал веком коренной смены парадигм научного мышле-
ния и радикального изменения, естественнонаучной картины
мира. Вплоть до начала нынешнего столетия в науке гос-
подствовала возникшая в Новое время ныотоновско-карте-
зианская парадигма — система мышления, основанная на
идеях И. Ньютона и Р. Декарта. Последнему принадлежала
идея принципиальной двойственности реальности: материя
н ум — различные, параллельные друг другу субстанции.
Отсюда следовало, что материальный мир можно описать
объективно, не включая в описание человека-наблюдателя с
его специфической позицией, с его субъективностью. Мож-
но сказать, что сама идея «строго-объективной науки» вы-
растает из декартовских онтологических* построений.

Сразу стоит отметить, что научная картина мира, воз-
никшая из учений Декарта и Ньютона, отбросила один
очень важный момент, присутствовавший как у одного, так
и у другого «патриарха»: фигуру Бога. Рационально-меха-
нистический образ мира, сформировавшийся в трудах по-
следователей, демонстрирует нам мир как единый и единст-
венный: мир твердой материи, подчиненный жестким зако-
нам. Сам по себе он лишен духа, свободы, благодати, он
безмолвен и слеп. Физикалистски понятая действитель-
ность — гигантские космические просторы, в которых дви-
жутся по четким траекториям массы материи — не несет в
себе никакой необходимости появления человека и созна-
ния. Человек в этом мире — ошибка, описка, курьезный слу-
чай. Он — эпифеномен (побочный продукт) звездной эволю-
ции. Лишенная Бога и сознания Вселенная не живет, а су-
ществует без смысла и цели, более того, всякий смысл для
нее — ненужная роскошь, арабеска, разрушающаяся под
влиянием закона энтропии.

Механистическая Вселенная Ньютона состоит из ато-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.