Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Темы рефератов
1. Абсолют в понимании Парменида и христианское учение о Боге: срав- нительный анализ.
2. Философское решение проблемы бытия — зеркало мировоззрения эпохи.
а) Проблема бытия в античности.
б) Проблема бытия в европейской философии средних веков.
в) Проблема бытия в европейской философии Нового времени.
г) Русская религиозная философия о бытии.
3. Бытие и небытие — два возможных принципа философствования.
4. Проблема бытия в философии М. Хайдеггера.
5. Судьба: проблемы бытия в XX в.
Г ЛАВ А IV
СОЗНАНИЕ
Смысл проблемы сознания и трудности ее реше- ния. 2. Метафора сознания в космоцентристской культуре античности. 3. Христианство: открытие внут- реннего духовного тира. 4. Переоткрытке проблемы сознания в Новое время: ыдеалмстическая филосо- фия. 5. Маркс: диалехтико-материалистическая кон- цепция сознания. 6. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд.
1. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения
Проблема сознания — одна из самых трудных и загадоч- ных. Перед взором человека предстает мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и про- цессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяс- нить причины своих переживаний, вызванных встречей с кра- сотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего су- ществования, отыскать истоки своих мыслей и т. д. Но все процедуры данности нам мира и переживаний, чувства и мыслей проходят через то, что называют сознанием. Со- знание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что со- путствует человеческому освоению мира, оно входит обяза- тельной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как дан- ность. Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно просто. мыслить, просто переживать, чувствовать, восприни- мать: необходимы какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а < < я мыслю, что я мыслю», я не просто переживаю, а «я переживаю, что я переживаю», я не просто что-то знаю, но «я знаю, что я знаю» и т. д.
Сознание - это особое состояние, свойственное толь- ко человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что челопек увидел, услышал, n то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дан сам себе как «я», устремленное к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости и т. д.
Сознание не только чудо мироздания, но π крест. Один из
талантливейших философов советского периода Э. В. Ильол ков был уверен, что подавляющее число мыслителей всерьез полагают, что сознание — это «проклятый дар» Божий чело- веку и без него человек был бы счастливее. В сознании дач не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случай- но, чтобы унять боль (душевную или физическую), отключа- ют на какое-то время сознание с помощью наркотиков, алко- голя и т. д. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию; самоубийство — чисто че- ловеческий акт: животные, не обладая сознанием, не знают и самоубийства.
В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке — это описание феномена (от гр. phainomenon — являющееся) сознания. Второй — имеет цель объяснить, как возможно само сознание, т. е. объяс- нить сам феномен. В философии античности и Нового вре- мени указанные уровни не различались, а потому счита- лось, что если описаны способы, каким вещи существуют в сознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания. В XX в. философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный.
Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгно- венно приводит в связь, в соотнесение наши ощущения, вос- приятия, мысли, чувства, причем без нашего на то согласия, а тем более контроля. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не существует. Поэтому-то вплоть до XX в. философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, «рас- тягивало» во времени и пространстве акт сознания, выделяя такие его «шаги», как ощущение, восприятие, представле- ние и т. д. В нашем столетии философы дерзнули задать вопрос: как и почему эти «шаги» мгновенно сворачиваются в образ, благодаря которому возникает связь человека с ми- ром и с самим собой. Ответить же на вопрос, как возможно восприятие образа, значит объяснить феномен сознания.
Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующи- ми мировоззренческими установками, а потому античный
с· - 163
косм*" центризм, средневековый теоцентризм и антропоцент- ризм Нового времени формировали разное понимание со- знания. В свою очередь от того, как представляли себе со- знание люди той или иной эпохи, зависел их образ мира, их понимание нравственности, политики, искусства, ибо созна- ние всегда «вплетено в язык реальной жизни» (К. Маркс).
|