Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные направления мировой философской мысли XX в.
Феноменология. Современная феноменология так или иначе связана с концепцией Эдмунда Гуссерля (1859— 193-8), разработавшего основные принципы феноменологи- ческой философии. До него феноменология понималась в качестве описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явле-
ния. Гуссерль впервые рассматривает феноменологию как новую философию с присущим ей новым феноменологиче-: ским методом, являющимся фундаментом науки.
Главные цели феноменологии— построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего познания, в том числе научного. Гуссерль считал, что начинать изучение жизненного мира и науки следует с исследования сознания, потому что реаль- ность доступна людям только через сознание. Важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысли- вается человеком. Сознание должно изучаться не как сред- ство исследования мира, а как основной предмет филосо- фии. Тогда закономерно встают следующие вопросы: 1) что есть сознание? и 2) чем она отличается от того, что не явля- ется сознанием?
Феноменологи стремятся выделить чистое, т. е. допред- метное, досимволическое сознание, или «субъективный по- ток», и определить его особенности. Делают они это пото- му, что сознание— очень сложное образование с различными функциями. Выделив «чистое» сознание, мы поймем сущ- ность сознания вообще. Главная характеристика сознания вообще—это его постоянная направленность на предметы. Такая «наивная» направленность сознания на внешние предметы называется «интенциональностью». Сознание всегда интенционально, т. е. направлено на что-либо.
В своей деятельности, как теоретической, так и практиче- ской, человек «наивен», т. е. он не видит тех «смыслов», ко- торые сам вносит в осознаваемые им предметы. Человек счи- тает, что познает объекта как нечто независящее от сознания, своего и других людей, но на самом деле это не объекта, а «предметы» (то, что предо мной), иными словами, объекты, в которые я вношу определенные смыслы— или «очеловеченные объекты» или данные в сознании. Важно различать эти «смыслы сознания» («чистое сознание») и то, что вне его, т. е. собственно объекты. До всех наук и теорий существует жизненный мир — наивная повседневная жизнь. Эта жизнь и есть источник всех теорий и понятий науки. Жизненный мир— фундаментальная предпосылка культуры и цивилиза- ции. Он наполнен «смыслами» сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия. Но трагедия в том и состоит, что мы этого не понимаем. Мы думаем, что исследуем пер- вичное бытие вне сознания, а на самом деле исследуем вто- ричные образования «жизненного мира» и из них черпаем по- нятия науки. Задача феноменологии- показать, как родились вторичные образования жизненного мира.
Чтобы понять генезис понятий и вскрыть природу истин- ного, «чистого сознания», надо провести редукцию созна- ния, т. е. перейти от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности. Для этого мы прибегаем к спо- собу «Эпохе»- такой операции мысли, когда внимание уче- ного направлено не на предмет, а на то, каким образом даны указанные предметы нашему сознанию. Предмет как бы ос- тается в стороне, а на первый план выходит состояние со- знания. Сфера, где осознается предмет— «Чистое созна- ние», т. е. очищенное от догм, схем и стереотипов мышле- ния, а главное, очищенное от попыток найти основу сознания в том, что не является сознанием.
«Чистое сознание», освобожденное от всех человеческих установок, доопытное, становится доступным пониманию при помощи «редукции» (сведения)—мыслительной опера- ции, которая позволяет сначала перейти от рассмотрения предметов к осмыслению их чистой сущности способом «Эпохе», а затем перейти к постижению фундамента всего существующего— «абсолютного Я».
Оказывается, что сознание в чистом виде- «абсолютное Я» (которое одновременно есть центр потока сознания чело- века) - как бы конструирует мир, внося в него «смыслы». Все виды реальности, с которыми Имеет дело человек, объ- ясняются из актов сознания. Объективной реальности, су- ществующей вне и независимо от сознания, просто нет. А сознание объясняется из самого себя, обнаруживает себя как феномен. Гуссерль, Брентано, Хайдеггер, Мерло-Понти и другие основоположники феноменологии понимали, что это новая наука о сознании, новое начало в философии, ко- торое отражает определенный рубеж: переход от конструк- тивизма и иррационализма к возможности рефлексивного исследования бесконечно многообразных видов человече- ского опыта. Методы феноменологии оказали большое вли- яние на развитие философии в XX в., в частности, на раз- витие экзистенциализма, герменевтики, аналитической фи- лософии.
|