Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Программа учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла для направления подготовки специальности 033400 Теология

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПРАВОСЛАВИЕ

 

Программа учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла для направления подготовки специальности 033400 Теология

(квалификация (степень) «бакалавр») гуманитарного профиля

Профиль: Практическая теология конфессии

(заочная форма обучения)

 

 

Составитель:

Макаров Д.В., доктор культурологии,

 

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета исторического факультета (протокол от «____» _______20__ г. № _____)

 

 

Ульяновск, 20__

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Русская литература и православие» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033400 Теология, утвержденного приказом Министерства образования и науки № 183 от 9 февраля 2011 года и относится к разделу «Профессиональный цикл. Базовая часть».

Краткая характеристика дисциплины. Дисциплина является одной из наиболее важных в ряду других гуманитарных дисциплин, изучается четыре семестра. За это время студенты знакомятся с лучшими произведениями устного народного творчества и отечественной словесности от середины XI-го века до конца ХХ-го века. В процессе изучения дисциплины студентами приобретаются знания об общих приемах и методах литературоведческого анализа художественной литературы. В курсе лекций постоянно подчеркивается неразрывная связь русской литературы с религиозными идеями, общественными движениями эпохи, историей общественной мысли, историей философии, русской культурой и искусством. Внимание слушателей обращается на духовное, нравственное, художественное богатство русской литературы, ее непреходящие общечеловеческие ценности, на ее пророческую учительскую миссию. Изучаемый материал способен обогатить и систематизировать знания студентов в области отечественной истории и культуры, научить свободно ориентироваться в сложных явлениях российской словесности, воспринимать ее как важнейшую составляющую мирового литературного процесса.

Место курса в учебном процессе. Преподавание дисциплины начинается на первом курсе и продолжается до конца второго, тесно связано с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом: «Агиография», «Библеистика», «История христианской письменности и патристика», «История Русской Православной Церкви», «История западного христианства», «История и теория христианского искусства», «Библейский сюжет в мировом искусстве и литературе», «Религиозная философия»; преподавание курса учитывает содержание перечисленных дисциплин.

Актуальность курса. Изучение отечественной литературы, рассматриваемой в контексте православной культурной традиции, является важной частью теологического образования. Русская литература с момента её зарождения тесно связана с иде­ями и концепциями христианства. Священное Писание и Священное Предание - точки духовного притяжения и отталкивания русской литературы её эстетический и нравственный фундамент. Как хорошо известно, в силу ряда исторических причин, давно отмеченных исследователями, именно литература в России, взяла на себя роль синтезирующего духовного и цивилизирующего фактора. Именно в словесно выражаемой культуре – художественной литературе – происходили процессы выработки новых идей богословского, философского, общественно-политического и другого характера. В частности, отличительной чертой русского философствования является тесный союз с литературой и искусством, где философские идеи воплощались путем художественно-пластических образов. Русская литература как органическая часть русской духовной культуры является художественным (образным) выражением духовных оснований русского мира. Она является отражением и выражением духа народа. В ней отразились черты русской ментальности и духовности. Поскольку бакалавру теологии предусмотрено углубленное изучение православной духовной традиции и ее роли в формировании российского социокультурного пространства, представление о соотношении отечественной литературы и православия для студентов является необходимым.

Целью курса является повышение уровня духовной и аналитической ориентации студентов в сфере русской художественной литературы, изучение и понимание её ре­лигиозного и атеистического аспектов, а также повышение уровня базовых знаний в области гуманитарных наук. Изучение дисциплины способствует созданию общих представлений об истории отечественной литературы, получению сведений о её историческом развитии, художественном опыте лучших писателей-классиков, а также об основных принципах филологического анализа литературно-художественных произведений. Важным моментом для будущего бакалавра теологии является выявление значения православной культурной традиции в истории русской классической литературы и духовной культуры.

Задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины. Задачей курса является уяснение понимания национальной самобытности русской литературы, своеобразия ее исторического пути, ее аксиологии, духовных исканий. Также ставится задача – формировать литературный вкус и творческие возможности будущего теолога, подготовить его к профессиональной работе со словом на общепризнанных образцах словесного искусства последних десятилетий.

Студенты должны хорошо себе представлять, что литературный процесс движется в едином потоке духовной культуры народа, в русле исторической, религиозной и философской мысли. Студенты должны свободно осознавать исключительность русской классической литературы, которая заключается в том, что в лучших своих проявлениях литературные образы зачастую предшествуют передовым философским и историческим концепциям текущего времени, направляют и корректируют их. Поэтому преподавание курса предполагает широкую ориентацию студентов как в историческом, так и в культурном аспектах конкретной эпохи или периода развития русской литературы. Проблематика курса рассматривается на материале и в контексте различных художественных и религиозно-философских концепций.

По завершении обучения по дисциплине «Русская литература и православие» студент должен:

- овладеть системой знаний об основных этапах истории движения русской литературы, фундаментальных теоретических проблемах изучения её религиозного аспекта, системой диалога религиозного и нере­лигиозного мировоззрений в рамках художественной литературы.

- иметь представление об основных этапах развития и деградации религиозной мысли в рамках художественной литературы.

- иметь представление о специфике художественного мышления в контексте религиозного целого.

- владеть категориальным и методологическим аппаратом, связанным со спецификой курса.

- владеть навыками работы с художественными, религиозными, философскими текстами, посвящёнными проблематике дисциплины.

- владеть приёмами сопоставительного анализа различных мировоззренческих позиций и концепций.

- уметь устанавливать связь между литературно-религиозными концеп­циями и соответствующими жизненными /практическими, поведенчески­ми/ позициями.

- владеть навыками духовно-культурного восприятия текущей художественной литературы.

- уметь определять место, позицию и значение конкретного произве­дения в контексте отечественной и мировой литературы.

В результате изучения курса студент должен обладать следующими компетенциями:

способностью и готовностью к выстраиванию и реализации перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-1);

способностью и готовностью к применению базовых знаний в области социально-гуманитарных наук (ОК-8);

способностью выявлять культуробразующие функции, изучаемой религиозной традиции, религиозные основы культуры, анализировать религиозные мотивы и образы в искусстве и литературе (ОК-19);

способностью проводить научные исследования в области истории и теории русской культуры и литературы в контексте христианской культурной традиции (ОК-20);

умением подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8),

способностью использовать специализированные знания фундаментальных разделов философии, истории, искусствоведения, филологии для освоения профильных теологических дисциплин (в соответствии с профильной направленностью) (ПК-14);

способностью проводить профессиональную педагогическую и просветительскую деятельность с опорой на высшие достижения русской и мировой христианской культуры, а также и светской культуры (ПК-17);

умением находить необходимый репрезентативный материал (в конкретных произведениях русского и мирового искусства, литературы) для иллюстрирования основополагающих теологических концепций в профессиональной преподавательской и просветительской деятельности (ПК-18);

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (2 семестр)

Модуль 1. Русский фольклор и православие

 

1. Специфика русского фольклора

Русское народное творчество как дописьменная форма культуры. Специфика фольклора, отличие фольклора от литературы. Фольклор: история термина; объем понятия в различных научных традициях; «синонимичные» определения (устное народное творчество, устная словесность); их историко-культурный контекст. Общее понятие фольклора.

Специфические особенности. Традиционность (традиция как содержание фольклорных текстов; традиционность фольклорной формы), вариативность (произведение и текст в фольклоре, вариант и версия; вариативность в различных фольклорных жанрах, импровизация), синкретизм. Проблема автора. Коллективность (безличность).

Система жанров русского фольклора. Обрядовая и необрядовая поэзия.

 

2. Обрядовая поэзия. Календарные обряды

Термины: обряд, обрядовая поэзия. Языческая и христианская культуры на Руси. Проблема двоеверия. Соотношение народных и церковных праздников и обычаев.

Календарные обряды. Зимние обряды и их поэзия. Суеверия и традиции при встрече Нового года и Рождества. Колядки. Мотивы колядок. Христианские колядки. Гадания. Подблюдные песни. Основные образы-символы. Весенние обряды и их поэзия. Масленица. Масленичные песни. Пасха. Егорьев день и Егорьевские песни. Веснянки. Троицко-семицкие обряды и песни. Летние обряды и их поэзия. Похороны Костромы (символический смысл). Иван Купала. Рождество Иоанна Крестителя. Теории «очищения». Осенние обряды и их поэзия. Обряды конца жатвы. Завивание бороды. Культ последнего снопа.

 

3. Обрядовая поэзия. Семейно-бытовые обряды

Семейно-бытовые обряды. Родильный обряд. Родильные суеверия. Заговоры. Колыбельные песни. Изображение будущего в колыбельных. Рекрутский обряд. Похоронный обряд. Причитания. Свадебный обряд. Этапы свадьбы. Свадебная лирика.

 

4. Обрядовая поэзия. Гадания. Заговоры

Определение заговора. Классификация заговоров. Сборник Л. Н. Майкова. Магическое и эстетическое в заговоре. Поэтика. Заговор и молитва: основные различия.

 

5. Исторические песни

Термин «исторические песни». Объем. Особенность сюжета. Предмет. Действующие лица. Две основные темы исторических песен. Происхождение. Возникновение первых исторических песен в XIII–XIV вв. Влияние татаро-монгольского нашествия на их содержание. Песня о Щелкане. Авдотья Рязаночка. Песни XVI века. О взятии Казани. Об Иване Грозном. О Ермаке. Песни XVII века. Патриотическая и социальная темы. Песни XVIII века. Военнные. О народных волнениях. Песни XIX века.

 

6. Баллады

Термин «баллада». Особенность сюжета и конфликта в балладах. Предмет. Обычный сюжет. Психологическая глубина. Реалистичность. Тематические группы баллад: семейные, любовные, исторические, социально-бытовые.

 

7. Духовные стихи

Духовные стихи. Исполнители духовных стихов. Основные сюжеты. Источники сюжетов. Проблема двоеверия в духовных стихах. Функциональный характер. Особенности. Теория происхождения мира в «Голубиной книге». История мучеников Бориса и Глеба. Духовная «лирика»: размышления о душе человеческой.

 

8. Русские народные сказки

Определение сказки. Ломоносов и Пушкин о сказке. Возникновение сказки. Матриархат и патриархат. Майорат и минорат. Жанровые разновидности (волшебные, о животных, социально-бытовые). Тотемизм. Тотемные мифы. Разложение мифа. Пассивность героя. Типы героев сказки. Эстетический закон превращения «низкого» в «высокое». Два смысла в сказке. Чудо. Табу. Время и пространство сказки. Композиция волшебной сказки.

 

9. Русские былины

Определение былины. Сказка и былина. Художественное время и пространство былин. Ритм былинного стиха. Содержание былин. Отражение исторических реалий в былине. Былины Киевского и Новгородского циклов: поэтика, сюжетика, проблематика, персонажи. Былины как эпический жанр. Собирание былин. Важнейшие издания. Сборник К. Данилова. Сборники П. Н. Рыбникова, А. Ф. Гильфердинга, А. В. Маркова, А. Д. Григорьева, Н. К. Ончукова, Ю. М. и Б. М. Соколовых, А. М. Астаховой и др. Сложение былин. Проблема времени и места происхождения былин. Классификация былин. Сюжетный состав былинного эпоса. Древнейшие былины. Черты древности в них и их источники. Былины Киевского и Новгородского циклов. Историзм былин. Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. Переосмысление образа Алеши в былинах (историческое и социальное). Былины о Садко и Василии Буслаеве. Идеи и герои. Споры о происхождении былины о Садко. Структура былины о Садко.
Былины о Чуриле, Соловье Будимировиче, Дюке. Народные идеалы красоты, богатства и щедрости. Поэтика былин. Способы изображения героев, действия. Композиция.

 

10. Несказочная проза. Предания. Легенды. Былички

Предания. Определение жанра. Темы. Исторические предания. Топоними-ческие предания. Особенности поэтики. Легенды. Определение жанра. Обязательность религиозного начала в легенде. Связь с книжностью. Элементы двоеверия. Художественное своеобразие. «Народные русские легенды» А. Н. Афанасьева.
Былички. Жанровые признаки. Виды быличек, их темы и стиль. Народная «демонология» и народные верования в быличках.

 

11. Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки

Определение жанра. Происхождение загадок. Собирание и изучение. Сборник Д. Н. Садовникова «Загадки русского народа». Классификация. Поэтика. Определение пословиц. Их собирание и изучение. Сборник В. И. Даля «По-словицы русского народа». Тематика пословиц. Классификация. Поэтика. Отличие поговорки от пословицы. Структура пословицы и поговорки. Их функция в речи и поэзии.

 

 

12. Лирические внеобрядовые песни. Частушки

Лирическая песня как жанр. Собирание и изучение. Сборники М. Д. Чулкова, Львова-Прача, П. В. Киреевского, А. И. Соболевского, П. В. Шейна. Связь лирической песни с обрядовой поэзией. Классификация лирических песен. Разные принципы классификации. Частые и протяжные песни. Мужские и женские. Любовные и семейные. Особенности мужских песен (ямщицкие, бурлацкие, солдатские, удалые, разбойничьи и др.). Система образов песни. Метод изображения героя (героини). Шуточные и сатирические. Поэтика лирической песни (психологический параллелизм, ступенчатое сужение образа, символика, эпитеты и др.). Работы Т. М. Акимовой о народной лирической песне.

Определение жанра частушки. Термин. Собирание и изучение. Сборники Д. К. Зеленина, В. И. Симанова, Е. Н. Елеонской, З. М. Власовой и А. А. Горелова, B. C. Бах-тина. Саратовские сборники частушек В. К. Архангельской.
Происхождение частушки (исследовательские споры об этом). Идейно-эстетические особенности частушки. Тематическая классификация частушек. Частушка и лирическая песня. Поэтика частушки. Сатира и юмор в частушках.

 

13. Народный театр

Понятие «народный театр». Виды и формы драматического действа. Драматические элементы в народных обрядах, играх, исполнении эпических, и лирических произведений. Кукольный театр в его разновидностях (Петрушка, вертеп). Балаган и раек. Стилистика монологов и интермедий. Собственно драма – «народная драма». Собирание и изучение. Сборники Н. Е. Ончукова, антология П. Н. Беркова, А. Ф. Некрыловой и Н. И. Савушкиной. Публикация драмы «Как француз Москву брал» Т. М. Акимовой. Народные драмы «Лодка», «Царь Максимилиан». Фольклорные и литературные источники пьес. Их поэтика и стиль. Традиция и импровизация в пьесе. Особенности театрального исполнения пьес, реквизит спектакля, зрительская аудитория.

 

14. Детский фольклор

Понятие «детский фольклор». Собирание и изучение. Издания. Жанры детского фольклора. Колыбельные песни (темы, образы, поэтика). Пестушки, потешки. Прибаутки, перевертыши. Связь с календарной поэзией в закличках и приговорках. Игры и игровой детский фольклор. Считалки, их происхождение. Дразнилки и поддевки. Скороговорки. Роль детского фольклора в воспитании детей.

 

ВОПРОСЫ к зачету

 

1. Фольклор. Общее понятие. Специфические особенности. Синкретизм.

2. Система жанров русского фольклора. Род. Вид. Жанр. Жанровая разновидность. Краткая характеристика жанров.

3. Обрядовая поэзия. Обряд. Проблема двоеверия. Языческая и христианская культуры на Руси.

4. Календарные обряды и их поэзия. Зимние обряды (языческие и христианские).

5. Календарные обряды и их поэзия. Весенние календарные обряды (языческие и христианские).

6. Календарные обряды и их поэзия. Летние и осенние календарные обряды (языческие и христианские).

7. Семейно-бытовые обряды. Родильные, похоронные, рекрутские обряды и их поэзия.

8. Свадебный обряд. Жанры свадебной лирики.

9. Русские народные сказки. Жанровые разновидности. Художественный мир сказки (пространство, время, герои, враждебные персонажи, следы языческих представлений, эстетические законы).

10. Композиция волшебной сказки.

11. Русский героический эпос. Древнейшие русские былины («Святогор», «Волх Всеславьевич», «Добрыня и змей»).

12. Русский героический эпос. Киевский цикл былин. Темы, сюжеты, герои, исторические прототипы. Цикл былин об Илье Муромце.

13. Русский героический эпос. Новгородские былины («Садко», «Василий Буслаев»).

14. Предания. Легенды. Былички.

15. Исторические песни. Особенности освещения исторических событий.

16. Балладные песни. Основные сюжеты.

17. Духовные стихи. Исполнители. Сюжеты и персонажи. Апокрифы.

18. Лирические песни (любовные, семейные, социально-бытовые и др.). Поэтика жанра. Частушки.

19. Пословицы и поговорки. Загадки. Анекдоты.

20. Драматические тексты и действа. Трагическое и комическое. Народный театр. Театр Петрушки. Вертеп. Раек. Ряженья.

 

СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

1. Обрядовая поэзия: колядки, подблюдные песни, масленичные песни (встречи и проводов), веснянки, егорьевские песни, троицкие песни, жнивные песни, свадебные песни, колыбельные, причитания (свадебные, рекрутские, похоронные).

2. Пословицы и поговорки (по выбору).

3. Загадки (по выбору).

4. Детский фольклор (по выбору).

5. Волшебные сказки: «Иван Сученко и белый полянин», «Кощей бессмертный», «Перышко Финиста ясна Сокола», «Незнайко», «Несмеяна царевна», «Мальчик с пальчик», «Буря богатырь Иван коровий сын». «Иван Быкович», «Медведко, Усыня, Горыня, Дубыня богатыри», «Баба-Яга и заморышек», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Марья Моревна», «Царевна лягушка», «Жар птица и Василиса-царевна», «Сказка о молодце удальце, молодильных яблоках и живой воде», «Сивко-бурко», «Емеля дурак», «По щучьему веленью», «Морозко», «Баба-Яга», «Летучий корабль», «Сказка об Иване-Царевиче, Жар птице и о сером волке», «Волшебное кольцо», «Василиса Прекрасная», «Елена Премудрая» и другие. Сказки о животных: «Звери в яме», «Медведь на липовой ноге» и другие по выбору. Социально-бытовые сказки: «Батрак» и др. по выбору.

6. Предания (по выбору). Легенды: «Бедная вдова», «Христов братец», «Илья Пророк и Никола», «Косьян и Никола», «Солдат и смерть», «Ангел» и другие по выбору. Былички (по выбору).

7. Былины: Цикл былин о Святогоре («Святогор», «Святогор и Илья»), «Исцеление Ильи», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Калин Царь», и др., «Добрыня и змей», «Алеша попович», «Волх Всеславьевич», «Садко», «Василий Буслаев», «Василий Буслаев молиться ездил» и др. по выбору.

8. Исторические песни: «Авдотья Рязаночка», «Татарский полон», «Взятье Казанского царства», «Грозный царь Иван Васильевич», Песни про Степана Разина, Пугачева, Суворова, Кутузова и другие по выбору.

9. Лирические песни: по выбору из всех жанровых разновидностей.

10. Баллады: «Василий и Софья», «Князь Роман жену терял», «Дмитрий и Домна», «Князь Волконский и Ваня Ключник» и другие по выбору.

11. Народный театр: «Царь Максимилиан», «Лодка».

12. Частушки: по выбору.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Учебная литература

1. Зуева Т. В. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений / Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. – М., 1998.

2. Кравцов Н. И. Русское устное народное творчество / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. – М., 1977.

Хрестоматии

1. Зуева Т. В. Русский фольклор. Хрестоматия / Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. – М., 1998.

Тексты произведений

1. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: в 3 томах / А. Н. Афанасьев. – Ростов-на-Дону, 1996.

2. Максимов С. В. Крылатые слова / С. В. Максимов. – Н. Новгород, 1994.

3. Народная проза. – М., 1992.

4. Обрядовая поэзия: В 2 книгах. – М., 1997.

5. Предания земли русской. – Ростов-на-Дону, 1996.

6. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа: Сборник В. Даля: В 2 т. – СПб., 1997.

Научная литература

1. Аникин В. П. Русская народная сказка / В. П. Аникин. – М., 1984.

2. Аникин В. П. Русский богатырский эпос / В. П. Аникин. – М., 1964.

3. Астахова А. Н. Былины. Итоги и проблемы изучения / А. Н. Астахова. – М.-Л., 1996.

4. Грихин В. А. Проблемы стиля древнерусской агиографии 14 – 20 вв. / В. А. Грихин – М., 1974.

5. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе / И. А. Есаулов. – Петрозаводск, 1995. - С. 33-45.

6. Зуева Т. В. Русский фольклор. Хрестоматия исследований: Для высших учебных заведений / Т. В. Зуева, Кирдан Б. П.. – М., 1998.

7. Кравцов Н. И. Русское устное народное творчество / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. – М., 1977.

8. Линец Р. С. Эпос и Древняя Русь / Р. С. Линец. – М., 1964.

9. Лихачев Д. С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого / Д. С. Лихачев. – М. – Л., 1969.

10. Лихачев Д. С. Великое наследие / Д. С. Лихачев. – М., 1975.

11. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и эстетические представления его времени // Слово о полку Игореве 800 лет. – М., 1986.

12. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев. – М., 1979.

13. Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки / Е. М. Мелетинский. – М., 1958.

14. Мельник В. И. Методическое пособие по истории древнерусской литературы / В. И. Мельник. – Ульяновск, 1997.

15. Минц С.И. Русская фольклористика: Хрестоматия / С. И. Минц, Э. В. Померанцева. – М., 1965 (71).

16. Неклюдов С. Ю. Время и пространство в былине // Славянский фольклор. – М., 1972.

17. Новиков Н. В. Образы восточно-славянской волшебной сказки / Н. В. Новиков. – Л., 1974.

18. Обрядовая поэзия. Зимние календарные обряды: Методическое пособие по истории русской литературы (фольклор). – Ульяновск, 1999.

19. Пропп В. Я. Русская сказка / В. Я. Пропп. – Л., 1984.

20. Пропп В. Я. Русский героический эпос / В. Я. Пропп. – М., 1958.

21. Пропп В. Я. Морфология сказки / В. Я. Пропп. – М., 1969.

22. Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи / Б. А. Рыбаков. – М., 1963.

23. Селиванов Ф.М. Былина об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. – С. 352 – 364.

24. Селиванов Ф. М. Русский эпос / Селиванов Ф. М.. – М., 1988.

25. Смолицкий В.Г. Былина о Святогоре // Славянский фольклор. – М., 1972.

Ухов П.Д. Типические места как средство паспортизации былин // Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. – М., 1965.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эпоха Римской республики | Г. Оренбург, 2001 г.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.