Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Убедительно прошу не рассматривать цель данной работы как намерение, каким либо образом задеть самолюбие преподавателей

 

Убедительно прошу не рассматривать цель данной работы как намерение, каким либо образом задеть самолюбие преподавателей. Я хочу всего лишь напомнить о том, что мозг студента, так же как и ваш, может быть местом сосредоточения умных мыслей. Главной причиной, побудившей меня к созданию представленного вам труда, является упорное нежелание со стороны большей части преподавательского состава слушать и понимать мнение студента. Сразу хочу попросить прощения за возможное допущение речевых ошибок в предложениях, так как вся изложенная здесь информация составлена не с помощью использования различного рода источников информации, а исключительно из уже имеющихся слов в моём словарном запасе, который на данный момент находится на стадии формирования.

 

Существует одна замечательная фраза: «сколько людей, столько и мнений», а, как известно, у каждого человека оно своё. По праву данному главным законом страны, любой гражданин РФ может свободно выражать своё мнение по отношению к тому или иному обстоятельству. Но в процессе общения с работниками нашего колледжа, лично у меня сложилось такое впечатление, что они либо не знают понятия слова демократия, либо, зная его, умышленно нарушают конституционный уклад страны. А происходит это по средствам того, что при любой попытке выражения своего личного мнения, которое по каким-то причинам противоречит мнению преподавателей, меня немедленно просят замолчать в грубой для восприятия форме, объясняя это тем, что они преподаватели, а я всего лишь студент который не может сказать ничего умного. В таком случае справедливо будет задать вопрос: Чем же студент отличается от гражданина РФ? – и я уверен на 100%, что внятного ответа так и не получу.

Из-за частого расхождения мнений в ходе процесса обучения, у меня возникало множество споров с преподавателями на различные темы. Но я всегда удивлялся тому, что для разрешения сложившейся ситуации они не пытались понять причину, а решали проблему методом её устранения любым возможным способом, не принимая во внимание возможность правильности информации предоставляемой с моей стороны. Принцип данной позиции мне понятен и выглядит он примерно так: согласится с мнением другого человека, это значит наплевать на своё и тем самым поддаться влиянию, что неприемлемо ни для одной из сторон конфликтной ситуации. Тем более, если речь идёт о конфликте преподавателя и студента. А я со своей стороны, всегда поступал по принципу: если они не хотят слушать меня, почему я должен слушать их?

Так вот истинной целью этой работы как раз и является выражение своего личного мнения, по отношению к сложившейся системе образования нашего колледжа, которая, на мой взгляд, далеко не совершенна. И чтобы не быть голословным я представлю вашему вниманию свою теорию современной системы образования, основанную на научно-доказанных фактах. Вполне возможно, что такая система уже существует, тогда цель работы автоматически превращается в попытку напомнить о ней.
Глава 1: «Общее устройство системы восприятия информации мозгом человека»

Для того, что бы свободно можно было понять всю простоту и суть «теории современной системы образования», мы должны немного углубиться в науку направленную на изучение функций, возможностей, принципа действия и структуры человеческого мозга. Так как именно на этом и основана предоставляемая мной методика.

В чём же суть дела? …на этот вопрос есть не простой для восприятия и требующий вдуматься в смысл каждого слова ответ:

 

Как известно у любого человека есть мозг, с помощью которого он может воспринимать, обрабатывать и сохранять огромное количество информации. Каждый из этих процессов, для выполнения своих задач задействует определённые участки мозга, отвечающие за то или иное действие. Эти процессы очень сложны и поэтому я решил осветить только основные моменты работы самого механизма приёма и сохранения данных.

Все знают, что для восприятия окружающего мира человек использует пять органов чувств. С их помощью он как бы считывает данные об окружающей его обстановке. Вся полученная информация отправляется в мозг по цепи многочисленных нервных клеток. В ходе процесса осмысления она делится на три основные группы: зрительное, слуховое и чувственное восприятие информации. В течении жизни человек, так или иначе, использует каждую из этих групп мыслительной деятельности. Но учённые так же доказали, что не у всех людей эти три вида восприятия развиты одинаково. Как правило, всегда есть одна доминирующая система мышления, т. е. работающая эффективней, чем остальные. Другими словами, человек лучше усваивает ту информацию, которая соответствует его преобладающему виду восприятия.

Так же всем известен и тот факт, что после процесса осмысления, следующим протекает процесс запоминания полученных данных. Большая часть обработанной информации попадает в два основных вида памяти: временную и постоянную. Временная память способна хранить данные до того момента, пока в неё не поступит определённое количество новой информации, а старая, полученная ранее, имеет свойство удаляться из соответствующих участков памяти. Следовательно, постоянная память служит для сохранения полученных данных на продолжительный срок времени. Именно на этом виде мыслительной деятельности я и хотел бы акцентировать своё внимание.

В ходе исследований учёные определили, что человеческий мозг способен хранить в среднем до одного миллиона единиц информации. Вся она прописывается в передней части коры головного мозга, путём создания мыслительных образов. Ранее было упомянуто о том, что обработанная информация делится на три вида. А происходит это как раз для дальнейшего её преобразования в определённого рода ассоциации. Образы сохраняются в том виде, в котором они поступают в качестве нервных импульсов от пяти органов чувств и так же делятся на звуковые, зрительные и чувственные.

Приведу простой пример:

Когда человек слышит слово велосипед, в его голове моментально возникает картинка именно этого транспортного средства. А происходит так потому, что он видел велосипед ранее и уже создал определённый зрительный образ предмета, которым может воспользоваться в какой либо жизненной ситуации.

Данный пример наглядно демонстрирует суть системы образного мышления, т.е. систему восприятия мира, путём визуализации данных. Кстати, по мнению учёных, она является наиболее важной для людей работающих в сфере управления, так как позволяет представить всю картину происходящего вокруг себя, более полной и детализированной.

Так же есть люди, которые в силу особенностей строения своего головного мозга, больше полагаются на одну из двух других систем восприятия. Принцип их действия точно такой же, как и в первом случае, но вид ассоциаций совершенно иной. Т.е. если у человека более выражено звуковое восприятие, он будет лучше усваивать и сохранять в память информацию, полученную с помощью органов слуха, в следствии чего структура формирования мыслительного образа, будет состоять из набора звуковых данных. И соответственно система чувственного восприятия, прописывает в ячейку памяти мозга, информацию полученную при ощущении каких либо чувств.(запаха, вкуса, тепла, холода и т.д.)

В ходе научных исследований было выявлено одно интересное обстоятельство: Чем ярче выражен мыслительный образ, тем больше человек понимает полученную информацию и может в дальнейшем воспроизвести её без каких либо затруднений, т.е. лишнего мыслительного напряжения. Но что бы это произошло, он должен сначала сформировать в голове определённую схему, состоящую из последовательного расположения ассоциаций, относящихся к той теме, воспроизведение которой требуется ему в соответствующей ситуации. А если исходить из той мысли, что в мозге есть ассоциация для каждого слова известного человеку, можно с уверенностью утверждать: система образов на прямую отвечает за формирование словарного запаса и правильность построения речи.

На мой взгляд, полученной вами информации будет достаточно, что бы в полной мере осмыслить предоставляемую мной систему образования.

 


Глава 2: «Как выглядит нынешняя система образования с точки зрения студента»

 

 

В этой главе я хотел бы объяснить, что же не так в действующей системе образования. А в доказательство правильности своего мнения, по ходу развития мысли, приведу несколько жизненных примеров неправильного подхода к процессу обучения студентов нашего колледжа. Ещё со своей стороны хочу добавить, что не все преподаватели допускают подобные ошибки, но уверен в том, что некоторые увидят методику своей работы в приведённых мной примерах. И надеюсь, задумаются о внесении необходимых поправок в систему преподнесения информации студентам.

 

Всем известно, что такое государственный стандарт на образовательную программу. По сути дела это и есть сама программа, которая предоставляется государством, каждому учебному учреждению, после прохождения которой, обучающиеся люди должны обладать тем или иным набором знаний и навыков. Но так как от Министерства образования РФ она поступает в сложной для восприятия форме, её нельзя сразу доносить до учащихся, а необходимо переработать и перевести на доступный, простой язык. В этом как раз и заключается основная задача работы преподавателя любого учебного заведения. А послушав лекции, предоставляемые некоторыми преподавателями нашего колледжа, лично я пришёл к такому выводу, что полученная ими государственная программа либо не перерабатывается вовсе, либо терпит незначительные изменения в структуре построения определений и лекций в целом.

 

Для начала, хотелось бы дать понятие, что же такое определение:

Определение – это пояснение какого-то одного или нескольких новых сложных слов, набором более простых по смысловому значению, т.е. уже имеющихся в словарном запасе того объекта, которому адресовано данное пояснение.

Но как я уже успел убедится на ярком примере нынешней системы образования нашего колледжа, это не всегда так. Если не брать во внимание само поясняемое слово, могу сказать: даже некоторые пояснения бывают настолько сложны, что со своим словарным запасом, я не в силах понять, о чём идёт речь. А на это практически у всех преподавателей имеется излюбленная фраза: не понял, переспроси. Так вот когда следуешь их совету и переспрашиваешь, они снова дают пояснение точно в такой же сложной и вызывающей ещё ряд новых вопросов форме, взятой из какой либо заумной книги, явно не предназначенной для среднего учебного заведения. Соответственно, новое полученное определение так же непонятно, как и первое, но при ещё одной попытке добиться должного разъяснения, преподаватель, в силу своей психологии, начинает думать, что я просто над ним издеваюсь. И вместо того, что бы объяснять материал дальше, закатывает скандал, в дальнейшем переходя на оскорбления в мой адрес, говоря о том, что якобы я один здесь такой тупой и ничего не понимаю. Но не понятно мне лишь потому, что в школе я, как и все дети, изучал русский язык, а вот в лекциях полученных мной при обучении, присутствует множество слов взятых непонятно откуда:

Брэндинг, фанд-рейзинг, спонсоринг, лизинг, джоббер и т.д. – что это всё такое???

Я не верю, что в нашем великом и могучем русском языке, не найдётся ни одного аналога, приведённым выше словам. Скорее всего, кто-то просто не хочет думать и даёт информацию в том первоначальном виде, в котором она изложена в книгах, опять же не задумываясь о том, что она может быть непонятна студенту, в силу слабого по схеме формирования словарного запаса. Не могу не согласиться с тем, что преподаватель должен следовать предоставленным государственным образовательным программам и стандартам, но я уверен, что он также должен уметь переработать и донести информацию в том виде, в котором студенты будут способны её понять.

Хочу заметить, что и в русском языке тоже имеется слово, которое мне непонятно, и это слово - УЧИТЬ. Я постараюсь объяснить почему: Если вы внимательно слушали и пытались понять суть первой главы, то вам уже наверняка будет известно, что вся полученная человеком информация, сначала попадает во временную память и уже после процесса преобразования, в постоянную. А веду я к тому, что студент, получая сложную для восприятия информацию, как правило, пытается её осмыслить, для дальнейшего схематичного построения системы образов, которой за тем будет пользоваться при воспроизведении полученных данных через определённый срок времени. Но когда им воспринимаются совершенно непонятные для него слова, он соответственно не может найти ассоциаций в своей системе образов, что в итоге существенно затрудняет процесс запоминания новой информации. Другими словами, из временной памяти информация не поступает в постоянную, а остаётся в ней в качестве звуковых данных, которые потом можно только воспроизвести, но самого процесса преобразования и запоминания не произойдёт. В таком случае схема нынешней системы образования напрашивается сама собой:

Учащийся, совершенно не понимая, о чём идёт речь, бездумно заучивает звуковую структуру воспринимаемой информации, помещая данные во временную память всего лишь для того, что бы потом при ответе преподавателю озвучить её и получить положительную оценку, которая в свою очередь просто необходима для продолжения учёбы в образовательном учреждении. Но о запоминании лекций на продолжительный срок, для дальнейшего применения всех полученных знаний и навыков в сфере труда, не может быть и речи, а в доказательство этого у меня снова есть простой пример:

Спросите любого студента, сможет ли он озвучить и объяснить без повторения, сложное определение, данное вами хотя бы месяц назад, не говоря уже о прошлогодних лекциях. Я уверен, что найдётся несколько человек, которым такое будет под силу, но это будут именно те люди, у которых от рождения преобладающим типом системы восприятия является звуковой. А вот люди с более выраженным зрительным восприятием, этого сделать уже не смогут, если полученная ранее информация не была осмыслена и соответственно не отпечаталась в виде визуального образа в коре головного мозга. Из чего следует вывод: для эффективной работы системы формирования зрительных образов, а значит полного понимания информации, каждое слово в получаемых студентом лекциях, должно присутствовать в его личном словарном запасе, который, как известно, у каждого человека развит по-разному, и как раз на это в первую очередь должен обращать внимание любой преподаватель. В противном случае учащийся будет испытывать сильное затруднение при воспроизведении полученных данных через относительно короткий промежуток времени.

Я думаю, что запоминание информации состоящей из несуществующих в словарном запасе слов, можно сравнить с попыткой изучить иностранную речь, совершенно не беря во внимание перевод слов на русский язык, а просто запоминая произношение того или иного набора звуков.

От каждого учащегося, всегда требовалось знание определений и всего текста лекции, но ни кто и никогда не ставил вопроса о понимании им всей полученной информации. И это по моему указывает лишь на то, что некоторые преподаватели, работают в нашем колледже исключительно для того, что бы каждый месяц исправно получать заработную плату, а к самому процессу обучения и должному усвоению знаний студентами, не проявляют ни малейшего интереса. А вот самой большой ошибкой я считаю, донесение информации методом её самостоятельного изучения студентами. Но обосновывать эту мысль, на мой взгляд, не имеет смысла, т.к. информации изложенной ранее вполне достаточно для того, что бы предположить к чему приведёт данная методика и система образования в целом, действующая в настоящее время по уже сложившейся с годами схеме работы.

И в завершении главы, можно сделать небольшой, но очень важный вывод: Информацию можно запомнить, услышав её хотя бы один раз, но главным фактором для этого является выражение доносимой мысли простым и доступным для восприятия языком, а иначе итог всего обучения может быть только один: студенты как приходят без знаний, так без них и уйдут…


Глава 3: «Теория правильного подхода к образовательному процессу учащихся»

 

Логически осмыслив все научно-доказанные факты о мозговой деятельности человека, я вывел простейшую и на мой взгляд, правильную схему теории современной системы образования, которая к сожалению, является полной противоположностью системе, действующей в настоящий момент в нашем колледже. И так как это всего лишь теория, привести практических примеров её применения не представляется возможным, но я постараюсь как можно понятнее описать суть методики, и направления над которыми необходимо работать для достижения высоких результатов в образовательном процессе учащихся.

 

А вот собственно и сама теория:

 

Первым и самым главным условием для любого преподавателя, должно быть умение определять систему восприятия и богатство словарного запаса каждого студента, т.е. найти так называемый индивидуальный подход. А необходимо это для того, что бы знать какой вид и уровень сложности информации, способен воспринять ещё не сформировавшийся мозг учащегося. И уже, исходя из полученных знаний, можно будет составить более понятную для всех, структуру построения лекций. Это значит, что доносимая информация должна быть понятна студентам не только со средним, но и низким уровнем развития мозговой деятельности.

У меня так же имеется своя точка зрения и на форму построения определений:

Каждое определение, должно сопровождаться простым и понятным любому студенту практическим примером из реальной жизненной ситуации, если это позволяет осуществить смысловая структура самого определения, т.к. именно с помощью этих примеров, учащийся сможет сформировать зрительный образ в коре головного мозга, а следовательно без труда запомнит полученное им, ранее не понятное определение.

А вообще, моё личное мнение таково, что вся информация в лекциях должна полностью состоять из практических знаний, т.к. практика – это как раз то, чего крайне не хватает нынешней системе образования. Некоторые из вас, наверное, сейчас подумали: как же можно заниматься практикой, не зная теории? Но наверняка ни кто не думал о том, что зная схему и принцип действия любой ситуации на практике, теория, путём логического осмысления сформируется сама собой, в зависимости от степени понимания практической части информации. И исходя из выше сказанного, мне совершенно непонятно: какой толк от знания определений? – ведь после окончания обучения и при дальнейшем устройстве на работу, от меня будут требоваться именно практические знания в той или иной сфере деятельности, но ни как не теория, полученная на занятиях в процессе обучения.

А что касается ответов преподавателю, так здесь тоже всё просто: студент не должен слово в слово пересказывать лекцию, полученную им на прошлом занятии. Ему всего лишь нужно рассказывать всю информацию так, как он сам её понимает, пользуясь при этом именно теми практическими знаниями, визуальные образа которых, уже чётко отпечатались в коре его головного мозга - ведь только таким способом можно определить, действительно ли учащемуся понятна вся информация, или он просто бездумно её заучил.

 

И всё о чём я сейчас рассказывал, можно разделить на три пункта, что бы вывести простейшую формулу современной системы образования:

Индивидуальный подход + упрощение построения лекций + ответ своими словами = высокому уровню знаний каждого студента
Вывод:

Продемонстрировав вашему вниманию свою теорию системы образования, у меня всё ещё остался один вопрос: Как вы считаете, моя неуспеваемость по различным предметам связана исключительно с тем, что я тупой (как некоторые это утверждали ранее), или этому есть другое рациональное объяснение? Может быть оценки - это показатель результата работы преподавателей…

Каким бы не был ваш ответ, в заключении могу сказать только одно: Выводы делать только вам!

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты высшего профессионального образования. 1. Предварительный анализ глобальных проблем высшего профессионального образования, дидактики высшей школы и теории образования взрослых10 | жидкости




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.